Налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Содержание

1. Налоговая система государства
1.1 Основные понятия налогообложения
1.2 Понятие и сущность налогов
1.3 Виды налогов
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и
Российской Федерации
2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран
2.2 Двухсторонние соглашения в сфере налогообложения двух стран
2.3 Сравнительная характеристика принципов налогообложения в
Российской Федерации и Республике Беларусь
3. Об итогах работы ИМНС Республики Беларусь по г. Минску
по выполнению доходной части бюджета за 2009 год
3.1 Исполнение доходной части бюджета
3.2 Итоги работы по налогообложению индивидуальных
предпринимателей и других физических лиц
3.3 Задолженность организаций и физических лиц по налогам,
сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
3.4 Итоги контрольной работы
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

    В результате проведенных контрольных  мероприятий налоговыми органами города выявлено 211 плательщиков, нарушивших требования законодательства, регулирующего вопросы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (далее – Соглашение). По результатам проверок  доначислено  НДС  в сумме 282,7 млн.рублей.

     За 2009 год налоговыми органами города проведено 5449 оперативных (рейдовых в 2009 г.) проверок, что на 1,3% меньше количества проверок за 2008 год. Результативность проверок составила 99,9% и увеличилась на 15,1 п.п. (Таблица 5).

      Оперативные мероприятия в целом обеспечили изъятие из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств на 10,7 млрд.рублей, обращено в доход государства с учетом остатков прошлых лет на сумму  11,9 млрд. рублей.

     Выполнение  задачи по сокращению теневого оборота за счет обращения в доход государства товарно-материальных ценностей (выручки), в том числе товаров, происходящих из третьих стран, подакцизных и подлежащих маркировке контрольными знаками, дохода от незаконной деятельности, не менее 7,9 млрд.рублей по результатам работы за 2009 год  обеспечено всеми инспекциями МНС по районам города. В целом по городу Минску выполнение задачи составило 151,1%.

     По  результатам проводимой работы по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности и деятельности без специального разрешения (лицензии) установлено 4337 нарушений, что в 2,4 раза больше, чем за 2008 год. В доход государства обращено незаконно полученного дохода в сумме 2,1 млрд. рублей, к административной ответственности  привлечено 695 граждан, на которых наложено административных штрафов в сумме 295,1 млн. рублей.

     Задача  по обеспечению роста  по сравнению с 2008 годом выявленных фактов осуществления  деятельности без  государственной  регистрации или специального разрешения (лицензии), запрещенной деятельности в целом по городу выполнена на 110,6%, что составляет 4337 фактов при плановом показателе 3920 фактов по итогам работы за 2009 год.

     Наибольший  процент выполнения задачи по выявленным фактам осуществления деятельности без государственной регистрации отмечается в инспекции МНС по Первомайскому району – 143,1%.

     Задача  по повышению эффективности  использования бюджетных  оборотных средств, выделенных на проведение контрольных закупок, выполнена всеми инспекциями МНС по районам. Эффективность использования бюджетных средств на 1 рубль составила 396 рублей при плановом задании 250 рублей, выполнение задачи обеспечено на 158,4%

     Наибольшая  эффективность использования бюджетных  средств  отмечена в инспекциях МНС  по Октябрьскому (706 рублей) и по Советскому (621 рубль) районам.

     За  нарушения порядка маркировки контрольными (идентификационными) знаками за 2009 год инспекциями МНС арестовано ТМЦ на 1090,7 млн.рублей,  что в 2,0 раза больше, чем за 2008 год, обращено в доход государства - на 960,8 млн. рублей.

     В целях осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления денежных средств от реализации (иного использования) имущества, арестованного, изъятого или обращенного в доход государства, за 2009 год проведено 5 проверок реализующих организаций. Установлено несвоевременное перечисление денежных средств за реализованное (переданное для иного использования) имущество в сумме 394,2 млн.рублей, начислена и взыскана в полном объеме пеня в сумме 5,2 млн.рублей.

     В ходе проведения контрольных мероприятий  по соблюдению законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров инспекциями МНС  выявлено 473 правонарушения, в том числе по:

     алкогольной и иной спиртосодержащей продукции – 198 нарушений, что ниже уровня 2008 года на 49,2%;

     табачным  изделиям  - 178 нарушений, что ниже уровня 2008 года на 37,8%. При этом по физическим лицам количество нарушений увеличилось на 45,3%;

     нефтепродуктам - 36 нарушений, что ниже уровня 2008 года на 50%;

     пиву  солодовому – 61 нарушение, что ниже уровня 2008 года на 68,4%.

     Из  теневого оборота изъято и арестовано подакцизной продукции на сумму 328,7 млн. рублей, в том числе:

     алкогольной и спиртосодержащей продукции – 3,0 тыс. литров (что составило 23,8% показателя 2008 года) на 201,9 млн. рублей. Снижение объемов арестованной продукции обусловлено ужесточением мер государственного регулирования, введением исключительного права государства на импорт алкогольной продукции, а также применением мер ответственности по Декрету Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11.

     В общем объеме арестованной алкогольной  продукции основная доля – 46,2% и 18,8% соответственно – арестована инспекциями  МНС по Советскому и Центральному районам (1235,0 и 502,4 литров соответственно).

     В общем объеме арестованной непищевой  спиртосодержащей продукции основная доля – 44,6% и 20,9% соответственно – арестована инспекциями МНС по Советскому и Центральному районам (123,9 и 58,1 литр соответственно);

     табачных  изделий – 648,3 тыс. штук (что составляет 83,8%  показателя 2008 года) на 76,3 млн.рублей. Наибольшие объемы продукции арестованы инспекциями МНС по Московскому и Советскому районам – 144,5 и 129,9 тыс. штук соответственно, что составляет 22,3% и 20,0% в общем объеме арестованных табачных изделий по городу. При этом количество табачных изделий, арестованных у физических лиц, увеличилось в 4,1 раза;

     нефтепродуктов – 3,8 тыс. литров на 16,9 млн.рублей. Объемы арестованных нефтепродуктов составили 25,5% к уровню 2008 года. Указанная динамика обусловлена уменьшением экономической заинтересованности для нелегального ввоза топлива в связи с выравниванием цен на автомобильное топливо с Российской Федерацией.

     Значительный  арест нефтепродуктов осуществлен  двумя инспекциями МНСпо Первомайскому и Фрунзенскому №1 районам  - 2530 и 810 литров, что составляет 67,2% и 21,5% от общегородского показателя соответственно;

     пива  солодового – 9,0 тыс. литров (что составляет 62,6% показателя 2008 года) на 33,6 млн.рублей.

     Значительные  показатели по контролю за оборотом пива достигнуты инспекциями МНС Республики Беларусь по Центральному и  Первомайскому районам, которыми арестовано пива 27,5% и 26,8% от общегородского показателя.

     В соответствии с решениями судебных органов в доход государства  обращено подакцизной продукции  (с учетом остатков, арестованных в 2008 году) в целом на 280,8 млн. рублей, в том числе:

     алкогольной и иной спиртосодержащей продукции1,6 тыс. литров на 157,9 млн.рублей, что составляет 16,8% от объема продукции, обращенной в доход государства в 2008 году.

     Наибольшие  объемы обращенной алкогольной продукции  отмечаются в инспекциях МНС по Советскому и Заводскому районам, где обращено 330,6 и 328,7 литров соответственно, что составляет 23,7% и 23,5% общегородского показателя. 56,1% и 20,8% обращенной в доход бюджета непищевой спиртосодержащей продукции приходится соответственно на инспекции МНС по Советскому и Заводскому районам.

     табачных  изделий – 630,1 тыс. штук на 70,9 млн.рублей, что ниже объема изделий, обращенных в доход государства в 2008 году, на 0,4% (22,9% и 18,4% обращенных в доход бюджета табачных изделий приходится соответственно на инспекции МНС по Московскому и Советскому  районам);

     нефтепродуктов – 7,4 тыс. литров (что на 23,0% ниже показателя 2008 года) на 24,1 млн.рублей. Наибольшие объемы обращенных в доход бюджета нефтепродуктов отмечаются по двум инспекциям МНС – по Октябрьскому и Первомайскому районам  - 3,4 тыс. литров и 2,5 тыс.литров соответственно, что составляет 45,4% и 34% от общегородского показателя;

     пива  солодового – 7,2 тыс. литров на 27,9 млн.рублей, а также выручки от его реализации в сумме 6,4 млн.рублей, что ниже показателя 2008 года на 64,5% . При этом 33,5% и 24,0% обращенного в доход бюджета пива приходится соответственно на инспекции МНС по Первомайскому и Советскому районам.

     К административной ответственности судебными и налоговыми органами привлечено 317 физических лиц и 242 юридических лица на 2,5 млрд.рублей, в том числе за допущенные нарушения в сфере производства и оборота:

     алкогольной и иной спиртосодержащей продукции – 175 физических лиц и 116 юридических лиц на 886,9 млн.рублей;

     табачных  изделий -  115 физических лиц и 62 юридических лица на 625,2 млн.рублей;

     нефтепродуктов - 10 физических лиц и 20 юридических лиц на 645,5 млн. рублей;

     пива  солодового - 17 физических лиц и 44 юридических лица на 323,2 млн.рублей.

     Построение  работы контрольных подразделений  инспекций претерпело определенные изменения с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь  от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь». Основой контрольной работы будут являться проверки, включенные в Координационный план. Одновременно положения Указа не препятствуют контролю за деятельностью недобросовестных плательщиков.

      Весьма  важными и ответственным этапом работы остается переход плательщиков на систему электронного декларирования. В настоящее время данной работой занимаются практически все подразделения инспекций.

     Нововведения текущего года, направленные на либерализацию налоговой системы, повысят ответственность налоговых органов за обеспечение полноты уплаты причитающихся платежей и поиск сокрытых объектов налогообложения. 
 

     Заключение

Основным  инструментом государственного регулирования  является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели:

  • достижение устойчивого постоянного экономического роста;
  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • обеспечение определённого минимального уровня доходов населения;
  • создание системы социальной защищённости граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  • равновесие во внешнеэкономической деятельности.

       Достичь этих целей одновременно  практически невозможно. Так, если  начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Ограничение цен почти наверняка приведёт к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведёт к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и снизиться конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение это и есть главное в экономической политике государства.

       Таким образом, одним из основных  инструментов в руках государства является финансовое воздействие, прежде всего через налоговую систему.

        Основным источником формирования бюджета государства являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению это задачи является прерогативой государственных налоговых органов Республики Беларусь. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны, развитие предпринимательства в Республике Беларусь, уровень социального обеспечения граждан.

       В то же время эффективность  работы налоговой службы определяется как качеством действующего налогового законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органом налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики