Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:46, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
1. Налоговая система государства
1.1 Основные понятия налогообложения
1.2 Понятие и сущность налогов
1.3 Виды налогов
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и
Российской Федерации
2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран
2.2 Двухсторонние соглашения в сфере налогообложения двух стран
2.3 Сравнительная характеристика принципов налогообложения в
Российской Федерации и Республике Беларусь
3. Об итогах работы ИМНС Республики Беларусь по г. Минску
по выполнению доходной части бюджета за 2009 год
3.1 Исполнение доходной части бюджета
3.2 Итоги работы по налогообложению индивидуальных
предпринимателей и других физических лиц
3.3 Задолженность организаций и физических лиц по налогам,
сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
3.4 Итоги контрольной работы
Заключение
Список источников
По отношению к 2008 году поступления увеличились в сопоставимых ценах на 6,6 млрд. рублей или на 6,8%. В то же время в шести инспекциях МНС по районам темп роста поступлений по сравнению с 2008 годом уменьшился. Так, в инспекции МНС по Заводскому району поступления платежей в бюджет уменьшились на 12,0%, по Ленинскому району – на 8,0%, по Первомайскому району – на 2,4%, по Советскому району– на 3,6%, по Фрунзенскому району №2 – на 3,1% и Фрунзенскому району №1 – на 6,0%.
В соответствии с законодательством от налоговых агентов поступило в бюджет подоходного налога с физических лиц 1458,4 млрд. рублей или 97,7% от общей суммы поступлений данного налога.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами в отношении физических лиц, доначислено и предъявлено к уплате в бюджет 3,4 млрд. рублей, поступило – 3,3 млрд. рублей, что составляет 96,5% от доначисленных сумм (с учетом остатков прошлых лет).
По
итогам проверок физических лиц, сдающих
помещения в аренду, нарушения налогового
законодательства установлены у 831 физического
лица, дополнительно поступило в бюджет
204,8 млн. рублей, что составляет 1,7 % от суммы
поступивших платежей от данной категории
плательщиков.
3.3 О задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
Задолженность по налогам и сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды организаций и физических лиц города (далее - задолженность) на 1 января 2010 г. составила 8,7 млрд. рублей, что выше уровня 1 января 2009 г. на 3,1 млрд. рублей, или в 1,6 раза (Диаграмма 3).
Рост
задолженности допущен
ИМНС по Московскому району – на 0,09 млрд. рублей (на 100 %);
ИМНС по Октябрьскому району – на 0,8 млрд. рублей (в 3,4 раза);
ИМНС по Партизанскому району – на 3,1 млрд. рублей (в 2,0 раза);
ИМНС по Советскому району – на 0,3 млрд. рублей (в 11,5 раза);
ИМНС по Фрунзенскому району №2 – на 0,1 млрд. рублей (на 100%).
Соотношение задолженности к плановым доходам бюджета сложилась на уровне 0,07%.
Задача по обеспечению удельного веса задолженности не выше 1 процента плановых доходов бюджета выполнена.
Выполнение установленного задания обеспечено всеми инспекциями МНС по районам и характеризуется следующими показателями:
ИМНС по Заводскому району - 0,01% (0,04 млрд. рублей);
ИМНС по Ленинскому району – 0,06% (1,0 млрд. рублей);
ИМНС по Московскому району – 0,0% (0,09 млрд. рублей);
ИМНС по Октябрьскому району – 0,12% (1,1 млрд. рублей);
ИМНС по Партизанскому району – 0,81% (6,0 млрд. рублей);
ИМНС по Первомайскому району – 0,0% (0,05 млрд. рублей);
ИМНС по Советскому району – 0,01% (0,3 млрд. рублей);
ИМНС по Фрунзенскому №2 району – 0,03% (0,1 млрд. рублей).
В инспекциях МНС по Центральному и Фрунзенскому №1 районам задолженность погашена в полном объеме.
В
общей сумме неисполненных
Задолженность плательщиков государственного сектора экономики составила 8,3 млрд. рублей (95,3 % общей суммы задолженности по городу) и по отношению к началу 2009 года увеличилась на 3,0 млрд. рублей или в 1,6 раза.
Рост
задолженности допущен
Инспекциями принимался весь комплекс мер по обеспечению поступлений причитающихся к уплате в бюджет платежей (Таблица 4).
Как показала практика, наиболее эффективной мерой принудительного исполнения налогового обязательства является взыскание задолженности за счет средств дебиторов плательщика. Однако в последнее время дебиторы должника препятствуют списанию денег путем открытия новых текущих счетов. Зная о поступлении денег, организацией открывается новый счет, с которого поступившие средства в течение банковского дня расходуются и при предъявлении требования инспекции на взыскание, больше денежные средства на этот не поступают.
Например,
при взыскании дебиторской
Оперативному принятию мер по принудительному взысканию задолженности и соблюдению в полной мере прав плательщиков, будет способствовать усиление взаимодействия налоговой и банковской сфер путем расширения возможностей использования системы «Клиент-банк», а именно: передаче в электронном виде платежных требований по бесспорному взысканию задолженности, постановлений о приостановлении и возобновлении операций по счетам, сведений о картотеке и движении денежных средств, открытии счетов.
Не совсем продуктивные взаимодействия с министерствами и ведомствами, в подчинении которых находятся предприятия-должники. Информация о необходимости оперативного принятия мер по обеспечению своевременных расчетов с бюджетом названных должников направлялись в Министерство промышленности и Минский городской исполнительный комитет. Однако положение дел не меняется. Создается впечатление, что задолженность даже крупных организаций – это проблема только налоговой службы.
Задолженность плательщиков негосударственного сектора экономики составила 0,4 млрд. рублей или 4,7% от общей суммы задолженности, что выше уровня начала 2009 года на 0,2 млрд. рублей (в 1,6 раза). В инспекциях МНС по Ленинскому, Советскому, Центральному и Фрунзенскому №1 районам задолженность плательщиков данного сектора экономики отсутствует.
Рост задолженности данной категории плательщиков по отношению к 01.01.2009 допущен в инспекциях МНС по районам города: Заводскому - на 29,9 млн. рублей, Московскому - на 88,6 млн. рублей, Партизанскому - на 43,1 млн. рублей, Фрунзенскому №2 - на 115,6 млн. рублей.
Основная доля задолженности 47,4% или 195,1 млн. рублей приходится на коммерческие предприятия, что ниже уровня на начало 2009 года на 1,5 млн. рублей; 27,1% или 111,4 млн. рублей приходится на общественные и религиозные организации (объединения), фонды, что выше уровня на начало 2009 года на 78,7 млн. рублей.
Одним предприятием с иностранными инвестициями Партизанского района допущена задолженность в размере 104,6 млн. рублей или 25,4 % от суммы задолженности плательщиков негосударственного сектора экономики. Рост задолженности данной категории плательщиков в сравнении с 2009 годом составил 73,8 млн. рублей.
Задолженность допущена 2 индивидуальными предпринимателями на сумму 0,7 млн. рублей. (ИП Смоленский М.Ф. – 0,3 млн. рублей – плательщик Первомайского района и ИП Клименкова М.И. – 0,4 млн. рублей – плательщик Московского района). На начало 2009 года задолженность по данной категории плательщиков отсутствовала.
Задолженность по физическим лицам отсутствует.
В счет погашения задолженности перед бюджетом налоговыми органами в принудительном порядке взыскано 362,5 млрд. рублей (2,8% поступлений, контролируемых налоговыми органами), в том числе со счетов плательщиков – 51,2 млрд. рублей, дебиторской задолженности – 308,4 млрд. рублей, за счет изъятия денежных средств из касс должников - 1,4 млрд. рублей, поступило от реализации имущества, обращенного в доход государства в судебном порядке,- 1,5 млрд. рублей.
Проведено взаимозачетов налоговых обязательств плательщиков и финансовых обязательств государственных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов на 4,1 млрд.рублей, что составляет 0,03% всех поступлений, контролируемых налоговыми органами.
За период действия Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 (далее – Указ) налоговыми органами признана безнадежным долгом и списана задолженность по налогам, сборам (пошлинам) 1619 плательщикам в размере 308,2 млрд. рублей, в том числе в 2009 году – 1421 плательщику на 242,5 млрд. рублей (Таблица 3).
В общем объеме задолженности, признанной безнадежным долгом и списанной согласно нормам Указа, 47,6% составляет задолженность 770 плательщиков, ликвидированных в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), в размере 306,5 млрд. рублей, (за 2009 год - задолженность 583 плательщиков на сумму 240,8 млрд. рублей). Задолженность, со дня образования которой истек трехлетний срок, (подпункт 1.1.3 Указа) признана безнадежным долгом и списана у 849 плательщиков в размере 1762,8 млн. рублей, что составляет 52,4% (за 2009 год- задолженность 838 плательщиков на сумму 1760,8 млн. рублей).
Размер отсроченной (рассроченной) задолженности по налогам составил 13,0 млрд. рублей, в том числе в соответствии с указами Президента Республики Беларусь:
от 19 марта 2004 г. № 138 – 0,5 млрд. рублей;
от 13 января 2006 г. № 27 и от 21 февраля 2006 г. № 109 – 8,5 млрд. рублей;
от 28 августа 2006 г. № 538 – 1,5 млрд. рублей;
по отдельным решениям Главы государства, а также местных исполнительных и распорядительных органов – 2,4 млрд. рублей.
Кроме того, размер задолженности по налогам, в отношении которой проведена реструктуризация в порядке и на условиях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88, составил 11,0 млрд. рублей.
3.4. Итоги контрольной работы
За 2009 год проведено 3432 проверки действующих субъектов хозяйствования. По сравнению с 2008 годом количество проверок сократилось в 3,6 раза, в том числе организаций – в 3 раза.
Кроме того, в отчетном периоде проведено 13602 проверки подлежащих ликвидации субъектов хозяйствования, что в 2,3 раза больше, чем в 2008 году.
Результативность проведенных проверок составила 87,1%, что на 3,7 п.п. выше данного показателя в 2008 году. Наибольшая результативность проверок отмечено в инспекциях МНС по Фрунзенскому району №2 и №1 – 97,2% и 92,3% соответственно.
По результатам проверок доначислено 37,3 млрд.рублей (в том числе по субъектам предпринимательской деятельности – 33,9 млрд.рублей), что составило 78,7% к уровню 2008 года.
В бюджет взыскано 33,9 млрд.рублей или 97,6% от доначисленных сумм с учетом освобождений и остатков, что позволило обеспечить выполнение доведенного решением коллегии МНС Республики Беларусь от 04.02.2008 № 1 показателя по уровню взысканных платежей к доначисленным - не менее 90,0%. Выполнение поставленной задачи обеспечено всеми инспекциями МНС районного уровня.
Поступления платежей в бюджет по результатам контрольных мероприятий, в том числе по выявленным фактам незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также поступлений, уплаченных в добровольном порядке субъектами хозяйствования, ставшими на учет в качестве плательщиков, составили 282,8 млрд. рублей или 2,2% от плановых доходов бюджета при установленном задании не менее 1%.
Проводимые на постоянной основе проверки обоснованности возврата налога на добавленную стоимость позволили оставить в распоряжении бюджета 12,8 млрд. рублей. Основные суммы предотвращены инспекциями МНС по Партизанскому району – 4,3 млрд. рублей и Московскому району - 2,6 млрд. рублей.