Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:46, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
1. Налоговая система государства
1.1 Основные понятия налогообложения
1.2 Понятие и сущность налогов
1.3 Виды налогов
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и
Российской Федерации
2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран
2.2 Двухсторонние соглашения в сфере налогообложения двух стран
2.3 Сравнительная характеристика принципов налогообложения в
Российской Федерации и Республике Беларусь
3. Об итогах работы ИМНС Республики Беларусь по г. Минску
по выполнению доходной части бюджета за 2009 год
3.1 Исполнение доходной части бюджета
3.2 Итоги работы по налогообложению индивидуальных
предпринимателей и других физических лиц
3.3 Задолженность организаций и физических лиц по налогам,
сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
3.4 Итоги контрольной работы
Заключение
Список источников
Налогообложение по ставке 18 процентов производится в случаях, не указанных выше.
Как
в Республике Беларусь, так и в Российской
Федерации налогоплательщики (налоговые
агенты) обязаны представить в налоговые
органы по месту своего учета соответствующую
налоговую декларацию в срок не позднее
20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом. При этом в Российской
Федерации представляется отдельная декларация
по оборотам от реализации товаров (работ,
услуг), облагаемых по нулевой ставке.
3.
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
ИМНС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПО
Г. МИНСКУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
ЗА 2009 ГОД
Ежегодно Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь проводится заседание коллегии об итогах работы МНС Республики Беларусь по исполнению доходной части бюджета и задачах по выполнению доходной части бюджета на последующий год.
3.1
Исполнение доходной
части бюджета
В консолидированный бюджет города Минска за 2009 год поступило 13115,6 млрд. рублей, в том числе в республиканский бюджет – 8365,7 млрд. рублей, в местный бюджет – 4749,9 млрд. рублей (Таблица 1, Диаграмма1).
Наибольший удельный вес в формировании консолидированного бюджета города принадлежит Советскому (2649,7 млрд. рублей или 20,2%), Московскому (2199,7 млрд. рублей или 16,8%) и Ленинскому (1592,7 млрд. рублей или 12,1%) районам.
Выполнение плановых назначений консолидированного бюджета, в том числе республиканского и местного, по итогам работы за 2009 год обеспечено всеми инспекциями МНС по районам города.
По сравнению с 2008 годом в сопоставимых ценах сумма поступлений в консолидированный бюджет города сократилась на 364,8 млрд. рублей и составила 97,3% к уровню поступлений 2008 года.
Отрицательная динамика поступлений сложилась во всех районах, за исключением Московского (темп роста – 103,1%), Советского (112,8%), Центрального (104,0%) и Фрунзенского №1 (102,1%).
От организаций в бюджет поступило 12797,7 млрд. рублей, что составляет 97,6% в общей сумме поступлений. Темп роста поступлений от данной категории плательщиков в сопоставимых ценах к уровню поступлений 2008 года составил 97,2%.
Организациями государственного сектора экономики уплачено в бюджет 6425,5 млрд.рублей или 49,0%, что на 3,7 п.п. выше уровня 2008 года, негосударственного сектора экономики – 6372,2 млрд.рублей или 48,6%, что на 3,8 п.п. ниже уровня 2008 года. Темп роста налоговых поступлений к 2008 году – соответственно 105,2% и 90,2%.
От индивидуальных предпринимателей поступило 214,4 млрд.рублей (1,6%). Темп поступлений – 101,1%. Физическими лицами уплачено 103,4 млрд. рублей, что составляет 0,8% в доходах бюджета (Таблица 2).
В
структуре доходов
налог на добавленную стоимость – 37,1% или 4868,2 млрд.рублей (по отношению к 2008 году – рост на 11,3%),
налог на прибыль – 17,0% или 2232,5 млрд.рублей (сокращение на 9,4%),
подоходный налог – 11,4% или 1492,4 млрд.рублей ( сокращение на 1%),
отчисления в инновационные фонды – 4,2% или 551,4 млрд.рублей (сокращение на 8,2%),
сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 3,8% или 496,3 млрд.рублей (сокращение на 43,5%),
акцизы – 3,3% или 437,9 млрд.рублей (сокращение на 6,6%),
налог на недвижимость – 2,1% или 270,4 млрд.рублей (сокращение на 31,9%),
земельный налог – 1,9% или 254,7 млрд.рублей (сокращение на 2,5%).
Выполнение плановых назначений обеспечено по:
налогу на добавленную стоимость – плановые назначения выполнены на 100,4%, в бюджет поступило 4868,2 млрд.рублей, темп роста составил 111,3%;
налогу на прибыль – на 100,9%, в бюджет поступило 2232,5 млрд.рублей, темп роста составил 90,6%;
подоходному налогу – на 100,7%, в бюджет поступило 1492,4 млрд.рублей, темп роста составил 99,0%;
сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - на 100,3%, в бюджет поступило 496,3 млрд.рублей, темп роста составил 56,5%;
единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц - на 100,4%, в бюджет поступило 67,8 млрд.рублей, темп роста составил 118,7%;
налогу на доходы – на 103,5%, в бюджет поступило 224,8 млрд.рублей, темп роста составил 55,6%;
земельному налогу – на 101,0%, в бюджет поступило 254,7 млрд.рублей, темп роста составил 97,5%;
акцизу – на 100,4%, в бюджет поступило 437,9 млрд.рублей, темп роста составил 93,4%.
налогу на недвижимость – на 100,9%, в бюджет поступило 270,4 млрд. рублей, темп роста составил 68,1% (Диаграмма 2).
Не обеспечено выполнение плана по отчислениям в инновационные фонды – поступило 551,4 млрд.рублей. План выполнен на 99,1% (недопоступило 5,1 млрд.рублей), темп роста составил 91,8%.
Основная причина сокращения поступлений по данному доходному источнику – снижение нормативов отчислений в инновационные фонды.
Так, по ОАО «Белтрансгаз»
3.2. Итоги работы по налогообложению индивидуальных предпринимателей и других физических лиц
В 2009 году на учете в налоговых органах состояло 49581 индивидуальный предприниматель, что больше их количества по сравнению с 2008 годом на 5205 человек (или на 11,7%).
Плательщики единого налога в общей численности индивидуальных предпринимателей составили 17432 человека или 35,2%. Их количество снизилось на 2225 человек или на 11,3%, что, в основном, обусловлено переходом индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, на применение других систем налогообложения.
Справочно: с 1 января 2009 г. исключены из перечня товаров, по которым уплачивается единый налог, запасные части к автомобилям, в связи с чем, индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию данного вида товаров, перешли на уплату налогов в общеустановленном порядке либо на упрощенную систему налогообложения.
Численность индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, составила 13144 человека, что превышает их количество на начало 2009 года более чем в 2,6 раза; индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный порядок налогообложения, – 19005 человек.
В доход бюджета индивидуальными предпринимателями уплачено налогов 202,6 млрд.рублей, из которых основную долю составляют поступления налога на добавленную стоимость – 67,1 млрд.рублей (33,1%), в том числе взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, – 51,3 млрд.рублей (25,3%) и единого налога – 66,9 млрд.рублей (33,0%).
Поступления других платежей
составили: подоходный налог
В разрезе налогов отрицательная динамика отмечается по подоходному налогу с доходов от предпринимательской деятельности – 67,6%, налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, - 96,8%.
В то же время по единому налогу с индивидуальных предпринимателей темп роста сложился на уровне 118,6 %, по налогу при упрощенной системе налогообложения – 132,3%.
Прирост
поступлений по единому налогу обеспечен,
главным образом, за счет увеличения
в 2009 году размера повышающего
За 2009 год в результате доплаты единого налога с суммы превышения выручки над двадцатикратной суммой единого налога в доход бюджета дополнительно привлечено 3,6 млрд.рублей или 5,3% от общей суммы поступлений единого налога.
Задача по увеличению поступлений налогов от индивидуальных предпринимателей не менее чем на 20% по сравнению с 2008 годом не обеспечена в целом по городу, так и по всем районам города. По сравнению с 2008 годом сумма поступивших от индивидуальных предпринимателей платежей увеличилась на 16,5 млрд. рублей и составила 108,9% к уровню 2008 года.
Одной из причин необеспечения запланированного роста платежей является перерегистрация индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия (в 2008 году от данного круга плательщиков поступило 44,5 млрд.рублей)
В результате контрольных мероприятий по вопросам соблюдения налогового законодательства проведено 9432 проверки индивидуальных предпринимателей, в т.ч. осуществляющих деятельность – 889. Проверено 9264 плательщика, в т.ч. осуществляющих деятельность - 829 (1,7% от стоящих на учете и осуществляющих деятельность). У 734 предпринимателей, осуществляющих деятельность, установлены нарушения или 88,5% от количества проверенных. Поступления по результатам контрольных мероприятий составили 3,0 млрд.рублей.
Количество физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах города в качестве плательщиков налогов, составило 204399 человек, что ниже уровня 2008 года на 4,5% (на 9634 плательщика). Снижение обусловлено сокращением числа плательщиков, представляющих налоговые декларации (расчеты) о совокупном годовом доходе, с 51943 до 29581 человека (снижение – 43,1% или на 22362 человека).
При этом за 2009 год увеличилось количество физических лиц, уплачивающих платежи за землю и налог на недвижимость, – на 25341 плательщика или на 19,8 % (за счет физических лиц, утративших льготу и являющихся плательщиками налога на недвижимость в случае сдачи в аренду объектов недвижимости), физических лиц – плательщиков фиксированных сумм подоходного налога от сдачи помещений в наем - на 2117 человека или на 7,2 %, а также физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, - на 165 человек или на 58,1%.
Общий объем платежей, поступивших в бюджет от физических лиц, составил 103,4 млрд. рублей, в том числе в разрезе основных доходных источников: подоходный налог, уплаченный физическими лицами, – 12,4 млрд. рублей, налог на недвижимость – 5,2 млрд. рублей, платежи за землю – 2,4 млрд. рублей, в том числе арендная плата – 0,3 млрд. рублей, единый налог – 0,9 млрд.рублей, прочие платежи – 51,5 млрд.рублей.