Налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Содержание

1. Налоговая система государства
1.1 Основные понятия налогообложения
1.2 Понятие и сущность налогов
1.3 Виды налогов
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и
Российской Федерации
2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран
2.2 Двухсторонние соглашения в сфере налогообложения двух стран
2.3 Сравнительная характеристика принципов налогообложения в
Российской Федерации и Республике Беларусь
3. Об итогах работы ИМНС Республики Беларусь по г. Минску
по выполнению доходной части бюджета за 2009 год
3.1 Исполнение доходной части бюджета
3.2 Итоги работы по налогообложению индивидуальных
предпринимателей и других физических лиц
3.3 Задолженность организаций и физических лиц по налогам,
сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
3.4 Итоги контрольной работы
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

       Налогообложение в структуре  общественных отношений выполняет  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

  1. фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение  с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности  влиять на развитие экономики в нужном направлении.
  2. регулирующая -   состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.
  3. стимулирующая -  ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.  Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический  прогресс общества.
    1. Виды налогов

       Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

  • в зависимости от каналов поступления: в Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

    Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы.

      Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся:

  • налог на услуги;
  • налог за владение собаками;
  • сбор на развитие территорий;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

      Следует отметить, что изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.

  • по видам плательщиков:
  • взимаемые с юридических лиц;
  • взимаемые с физических лиц.
  • по способу изъятия:
  • прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:
  •      
  •   реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика.
  •      
  • личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика.
  • косвенные – это платежи, включаемые в цену товара.
  • по объекту обложения:
  • платежи, уплачиваемые из выручки от реализации;
  • платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;
  • платежи, уплачиваемые из прибыли;
  • сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат.

1.4  Налоговый контроль в Республике Беларусь.

     Одно  из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

       Весной 1990 года  в составе Министерства  финансов на базе инспекции  государственных доходов была  образована Главная государственная   налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров  Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет Республики Беларусь был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

     В Республике Беларусь к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля Республики Беларусь).

     Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

     Функции налоговых органов, их права и  обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

Основные  задачи налоговых  органов – это:

  1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве;
  2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
  3. обеспечение учета налогов;
  4. разработка предложений по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы государственных налоговых органов;
  5. осуществление валютного контроля в пределах своей  компетенции;
  6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции;
  7. привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве;
  8. подготовка налоговых соглашений  с другими государственными,  осуществление связей с их налоговыми службами, изучение  опыта их работы;
  9. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов;

     Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

       Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет  правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

     Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый  контроль, который определяется  как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.  По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля  в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня  развития налоговой системы и общей организации контроля.  В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.  Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития  компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет  последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,  непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны  в равной мере сочетаться с последующим контролем.

     Основными условиями осуществления налогового контроля  являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством  проверок.  По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые  проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и оперативные.  Правовой режим и правовая регламентация проверки  зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

     Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи  налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы  налоговых администраций, сколько определяется  прежде всего  возможностями самой экономики.

 

2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации

2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран

     С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

     Объединение в единый Союз Российской Федерации  и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законодательств двух государств, в том числе и унификацию налогового законодательства.

     Существующая  система нормативных правовых актов  Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации заложено в Конституции РФ, и там же заложены основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации.

     Единственным  нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, является Налоговый кодекс. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны происходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Прочие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

     Данный  документ устанавливает трехуровневую  систему налогов и сборов, включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Тем самым он вполне логично накладывает ограничения на возможную активность региональных и местных законодательных органов в области установления налогов, кодексом не предусмотренных.

     Нормативные акты органов исполнительной власти не включаются в состав налогового законодательства - они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

     Российское  законодательство устанавливает следующие  общие принципы в отношении налоговых льгот:

  1. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  2. Данная правовая норма направлена на обеспечение гарантированного Конституцией РФ равенства форм собственности. Она также уравнивает в правах российских и зарубежных инвесторов в отношении получения налоговых льгот.
  3. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
  4. Эта правовая норма направлена на создание равных условий для всех налогоплательщиков и по заложенной в нее идее должна препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков.
  5. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
  6. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов.
  7. Представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.
  8. Льготы по налогам могут быть предоставлены только и исключительно актами налогового законодательства.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики