Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:46, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
1. Налоговая система государства
1.1 Основные понятия налогообложения
1.2 Понятие и сущность налогов
1.3 Виды налогов
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и
Российской Федерации
2.1 Особенности механизма налогообложения двух стран
2.2 Двухсторонние соглашения в сфере налогообложения двух стран
2.3 Сравнительная характеристика принципов налогообложения в
Российской Федерации и Республике Беларусь
3. Об итогах работы ИМНС Республики Беларусь по г. Минску
по выполнению доходной части бюджета за 2009 год
3.1 Исполнение доходной части бюджета
3.2 Итоги работы по налогообложению индивидуальных
предпринимателей и других физических лиц
3.3 Задолженность организаций и физических лиц по налогам,
сборам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
3.4 Итоги контрольной работы
Заключение
Список источников
Налогообложение в структуре
общественных отношений
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся:
Следует отметить, что изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.
1.4 Налоговый контроль в Республике Беларусь.
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
Весной 1990 года в составе Министерства
финансов на базе инспекции
государственных доходов была
образована Главная
В Республике Беларусь к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь).
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Основные задачи налоговых органов – это:
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и оперативные. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.
Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики.
2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Объединение в единый Союз Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законодательств двух государств, в том числе и унификацию налогового законодательства.
Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации заложено в Конституции РФ, и там же заложены основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации.
Единственным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, является Налоговый кодекс. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны происходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Прочие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
Данный документ устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов, включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Тем самым он вполне логично накладывает ограничения на возможную активность региональных и местных законодательных органов в области установления налогов, кодексом не предусмотренных.
Нормативные акты органов исполнительной власти не включаются в состав налогового законодательства - они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Российское законодательство устанавливает следующие общие принципы в отношении налоговых льгот: