существуют
платежи, отсутствующие в других
странах (налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, отчисления в дорожный фонд,
занимающие в настоящее пора значительную
часть всех налоговых отчислений,
к тому же его начисление не зависит
от финансовых результатов - в проекте
Налогового кодекса планируется
отмена указанных налогов, но введение
нового - на содержание инфраструктуры).
В целом, изучив
заграничный опыт по налогообложению
и проведя сравнительный анализ,
можно предложить для российских
законопроектов, не изменяя налоговой
политики существующей в настоящее
пора, следующее:
вместо налога
на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы,
отчислений в дорожный фонд, ввести
налог на содержание инфраструктуры
при ставке не более 1-3 процент(ов) в
зависимости от видов деятельности при
налогооблагаемой базе - выручке (для торговли
как разница в цене продаваемого и приобретаемого
товара);
снизить ставки
налога на добавленную цена(у) до 15-18%,
можно дифференцированно по видам деятельности,
отдельно по предприятиям малого бизнеса;
определить
суммарные отчисления в социальные
фонды от фонда оплаты труда до
30-35 процент(ов) с перенесением незначительного
процента на работников предприятия;
обязать платить
налог на прибыль все предприятия
независимо от вида деятельности, формы
собственности и т.п., но по дифференцированным
ставкам в зависимости от вида
производственно-хозяйственной деятельности
и от продолжительности во времени
функционирования предприятия и
суммы полученного дохода с максимальной
ставкой до 35 процент(ов) ;
распределить
налоговые льготы равномерно с поставленной
задачей сохранение баланса поступлений
налоговых платежей;
увеличить акциз
на отдельные продукты питания и
предметы роскоши;
разработать
и внедрить более существенные льготы
предприятиям малого бизнеса, поскольку
формирование и развитие малых предприятий
в будущем существенно увеличит
налогооблагаемую базу при внешней
и внутренней стабильности страны.
Даже при
детальной разработанности системы
налогообложения в западных странах
среди предпринимателей имеет место
своеобразное отрицание её эффективности,
поскольку:
современные
налоговые системы сложны для
понимания налогоплательщиков и
эффективного менеджмента со стороны
налоговых органов, что порождает
различные способы уклонения
от налогов;
личное подоходное
обложение характеризуется несправедливостью
распределения налогового бремени,
состоящей в том, что нередко
одинаковый уровень доходов сопровождается
неодинаковым уровнем обложения;
высокие маржинальные
ставки отрицательно сказываются на
процессе принятия экономических решений,
в результате налогоплательщики
начинают тяготеть к "теневому" бизнесу;
налогообложение
фирмы стимулирует их инвестиции
и перестройку не по экономическим,
а по налоговым причинам, что отрицательно
сказывается на качестве капиталовложений
и распределении ограниченных ресурсов.
Размер налоговых
платежей зависит от решений в
отдельных сферах производственного
и социального планирования. Уже
на стадии поиска решений должны учитываться
их возможные последствия с позиции
выгоды или убытков, налогового бремени.
Предприятие стремится к достижению
экономических параметров, которые
ведут к оптимальному налогообложению.
Выбор варианта экономического поведения
предприятия по налоговым соображениям
ограничивается лишь законодательным
запретом злоупотреблений.
В обществе усилиями
органов власти, экономической науки
и практикой за долгие годы создано
негативное отношение к налогам.
Поэтому любое решение в этой
области в данный момент приходится
принимать в учётом возможных социальных
и политических последствий.
Разумное
сочетание прямых и косвенных
налогов, применение льгот позволит
создавать и совершенствовать экономическую
мощь РФ и заинтересовывать предпринимателей
развивать производство и вкладывать
средства в своей стране.
При помощи сугубо
экономических регуляторов, свойственных
рыночному хозяйству - налогообложения,
кредитования, инвестирования, держава
выделяет различные варианты хозяйственной
деятельности, удовлетворяющие общественные
потребности. Налогами можно стимулировать
или, наоборот, лимитировать деловую
активность, развитие тех или иных
отраслей предпринимательской деятельности,
рационально обосновывать распределение
между государством и населением
затрат на содержание малоимущих, социально
незащищённых слоев населения, соблюдать
принципы социальной справедливости.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование
адекватной условиям РФ модели рыночной
экономики требует создания прочной
финансовой базы. Важное место в
мобилизации финансовых ресурсов общества
играет налоговая система со свойственными
ей особенностями каждого государства
и со спецификой выполняемых задач
на определённом этапе.
В последнее
пора негативные явления переходного
периода предполагается преодолевать
за счёт развития малого предпринимательства,
определяющего возможности самореализации
населения в достижении сложившихся
предпочтений и ценностных ориентаций,
а также посредством оптимизации
налоговой системы и, в частности,
усиления стимулирующей и социальной
функций налогов.
Становление
и развитие рыночного хозяйства,
основанного на частной собственности,
сопровождается расширением предпринимательской
деятельности, созданием предприятий
малого бизнеса, активизацией различных
финансово-кредитных институтов, что
способствует подъему числа реальных
налогоплательщиков. В связи с
этим обостряется проблема взаимоотношений
государства в лице налоговых
структур и предприятий малого бизнеса
как налогоплательщиков. В настоящее
пора предприниматель обязан отдавать
государству от 30 до 60 процент(ов) стоимость
реализации производимой продукции, товаров,
услуг в виде разнообразных налогов, поэтому
снижается деловая активность населения,
и предприятиями изыскиваются всевозможные
пути для сокрытия или неуплаты налогов,
что подчёркивает несостоятельность существующей
налоговой системы [10, с.3]. Преобразование
двух важнейших сфер жизнедеятельности
населения (участие в малом бизнесе и выплата
налогов) происходит по методу проб и ошибок,
что снижает их эффективность в хозяйственной
практике, вызывает негативные оценки
в различных слоях населения.
Нормативная
и законодательная база налоговой
системы на современном этапе
сложна и запутана, кроме того, документы
подвергаются многочисленным ежеквартальным
изменениям, причём многие из них вводятся
"задним числом". Ведение такого
учёта на предприятии становится
доступным лишь высокопрофессиональным,
высокооплачиваемым бухгалтерам, что
является для многих малых предприятий
непреодолимым препятствием. Практически
каждая ошибка бухгалтера может стать
"роковой" для предприятия, так
как штрафные санкции могут досрочно
прекратить его существование. Поэтому
в данной ситуации деловому человеку
остаются практически следующие
модели поведения:
свернуть
производство, а капитал перевести
за границу;
пытаться
получить льготы, квоты, в основном
налогового характера, за которые может
быть придётся уплатить чиновникам государственного
аппарата;
уклоняться
от налогов вообще, перейти на наличные
расчёты, в теневую экономику.
Экономическая
наука на протяжении длительного
времени занимается изучением налога
- одного из основных рычагов государственного
менеджмента. Проблемы налогообложения
постоянно занимали учёные умы: Б. Франклин
(1706), Вобан (1707), Мотескье (1748), позднее П.
Прудон, А.Смит, Д. Рикардо, М. Алексеенко,
Н. Тургенев, Д. Миль и другие, которые рассматривали
и анализировали природу налога, принципы
налогообложения, принципы распределения
налогового бремени. Были обоснованы теории
единого налога, где прозвучала мысль
справедливости в налогообложении (практика
XX века доказала несостоятельность и неосуществимость
теорий единого налога, но тем не менее
проводились исследования, связанные
с поисками справедливых способов налогообложения).
Существенный
вклад в развитие науки о финансах
и разработку проблем менеджмента
экономическим поведением вписали
классические работы: О. Конта, К. Маркса,
Э. Дюркгейма, А. Маршалла, Дж. Кейнса, А.
Пигу и др.
В современных
условиях налоговое регулирование
предпринимательской деятельности
занимает П. Самуэльсона, К. Макконнелла,
С. Брю; из отечественных экономистов -
академика Д. Львова и д.э.н. С. Глазьева
как представителей "радикально-реформистского"
направления, выступающих за замену существующего
механизма налогообложения системой рентных
платежей на природные ресурсы; профессора
В. Фролова как представителя "умеренно
- реформистского" подхода к налогообложению,
который выражается в следующем: вместо
подоходного налога с граждан и налога
на прибыль с юридических лиц предлагается
введение совершенно нового сбора - налога
на потребление; Министерство финансов
как представителя эволюционного подхода,
который характеризуется внесением в
налоговую систему определённых корректив,
адекватных происходящим в экономике
процессам, и выражается инструктивными
материалами, законодательными разъяснительными
актами и письмами; учёных-экономистов
Д. Черника, А. Люсова, В. Исправникова,
В. Дьяченко, В. Галкина, В. Гусева и других,
которые своими исследованиями, имеющими
теоретическое и практическое роль, вносят
весомый вклад в разработку различных
аспектов налоговой системы.
При разработке
дипломного проекта я опирался на
отдельные положения и выводы
вышеперечисленных работ.
Целью моей
работы является выявление основных
социально-экономических направлений
реформирования существующей системы
налогообложения предприятий малого бизнеса.
Для достижения
поставленной цели я стремился решить
следующие задачи:
изучить и
обобщить эволюцию взглядов на становление
и формирование налогов и налоговой
системы с оценкой их современного
уровня толкования;
охарактеризовать
действующую структуру налогов,
уплачиваемых малыми предприятиями;
показать
отношение руководящего состава (руководителей
и первостепенных бухгалтеров) предприятий
малого бизнеса к существующей системе
налогообложения и обосновать адекватность
реакции предпринимательства жесткой
налоговой политике;
проанализировать
возможности экономического и социального
развития предприятия в условиях
современной структуры налогообложения
предприятий малого бизнеса;
определить
механизм налогового стимулирования предпринимательской
деятельности.
Дипломная работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
В первой главе
рассматриваются теоретические
и методологические основы налоговой
системы РФ, этапы становления
и развития налогообложения, эволюция
взглядов известных классиков экономической
теории, исследование проблем налоговой
справедливости, основные концепции
отечественных экономистов по налоговому
регулированию предпринимательской
деятельности и как инструмент проводимой
государственной налоговой политики
- положения налогового кодекса, социально-экономическая
сущность налога и основные виды налогов,
уплачиваемые предприятиями. Сочетание
форм обложения непосредственно связано
с необходимостью реформирования существующих
на практике систем налогообложения. Оптимальным
признано рациональное распределение
прямого и косвенного обложения в целях
сбалансированности фискальных интересов
государства и социально-экономических
интересов налогоплательщиков.
Основными целями
социальной политики в настоящее
пора являются создание условий для
лучшего удовлетворения материальных
и духовных потребностей всех социальных
групп и усиление социальной справедливости
системы экономических, политических,
нравственных отношений. На данном этапе
существует односторонняя связь
между государством и налогоплательщиком
в части выполнения фискальной функции,
а социальные проблемы решаются по
остаточному принципу.
Значительное
место в первой главе работы занимает
сравнительный анализ эффективной
ставки налогов в РФ и за рубежом
на основании изучения существующей
налоговой системы Соедененные(ых)
Штаты(ах) Америки, Японии, некоторых европейских
стран с поставленной задачей возможного
использования зарубежного опыта налогообложения
в нашей стране.