Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:57, реферат
В настоящее пора в РФ трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.
ГЛАВА I. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
§1. Теории формирования налогов и налоговой системы и их современная интерпретация
В настоящее пора в РФ трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.
Изучение научной литературы убеждает в том, что теоретическое и прикладное решение современных налоговых расчётов явилось развитием выводов науки прошлого. Современные работы мало внимания уделяют теоретическим проблемам налогообложения (общей теории налогов, принципам обложения, теории переложения и т.п.), практическим разработкам новых методик, способствующих повышению собираемости налогов и сборов без ощутимого убытков для налогоплательщика.
В связи с вышеизложенным в работе, использован системный подход к решению возникающих в настоящее пора социально-экономических проблем налогообложения предприятий, с учётом исторических закономерностей последовательного становления экономической мысли.
Проблемы
налогообложения постоянно
История налоговой системы подтверждает, что новое - это хорошо забытое старое. Совершенствование указанной системы в нынешних условиях требует внимательного и основательного изучения отечественного опыта проводимых экономических реформ, эффективного использования теории и практики налоговой науки. Сложность обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное, социальное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М. М. Алексеенко ещё в XIX веке отметил эту особенность налога: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей стоимость, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С иной стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства" [22, с.56].
Теоретически
экономическая природа налога содержится
в определении источника
В свою очередь, ставился вопрос о ставках налогов, о возможных ограничениях, затрагивая идеи справедливости применительно к источникам налогообложения. Решение было предложено американским экономистом А. Лаффером путём установления математической зависимости дохода бюджета от налоговых ставок. Увеличение налогов за счёт повышения их ставок на определённом этапе не компенсирует сокращение поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. Высокие налоги будут оказывать сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, сокращать потребление, и, следовательно, производство. Справедливость налогообложения означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица (с повышением дохода ставка налога увеличивается). Кроме того, справедливость налогообложения - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. В этой связи особое внимательность уделяется прямым и косвенным налогам. В РФ прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (почти 42 процент(ов) в 1764г. и 43 процент(ов) в 1796 г., половину этой суммы приносили питейные налоги) [15, с.16].
В связи с
делением налогов на прямые и косвенные,
обсуждались их преимущества и недостатки,
что имело непосредственное роль
для построения налоговой системы.
Социально-экономические
Теоретический спор о сочетании форм обложения был непосредственно связан с необходимостью реформ существующих на практике систем налогообложения в РФ. Министр финансов РФ в начале XX века С. Ю. Витте в обращениях Великому князю Михаилу Александровичу настаивал, что "лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, привозить государству достаточные средства для покрытия его потребностей" [22, с.151].
Обобщение опыта налоговой практики позволяет сформулировать определение налоговой системы как комбинации совокупности разнообразных налогов. Завершив рассмотрение теоретических основ налоговой системы, предлагается рассмотреть конкретные формы налогообложения, действовавшие в начале века, что имеет важное роль для понимания эволюции современной налоговой системы.
Исторически к первым формам прямого налогообложения относятся поземельный налог, подомовой, промысловый и налог на денежный капитал, которые в своей социально- экономической сущности лишь претерпевают незначительные изменения, сохраняя определённый удельный вес в статьях доходов бюджета государства.
Поземельный
налог в структуре доходов
государства в настоящее пора
составляет незначительную часть налоговых
поступлений. Преимущества земельного
налога исходят из тех качеств, которыми
обладает почва и из её значения
в социально-экономической и
Подомовой налог появился в практике европейских стран в XVI веке с развитием городов, субъектом данного налога был собственник дома. Предполагалось, что собственник дома получал барыш двоякого рода:
прибыль на капитал, который собственник вложил в жилье, и которую он получал в виде платы за квартиры с квартирантов, живущих в его доме;
собственник получал в квартирной плате ещё и поземельную ренту с того участка земли, который занимает его жилье (при этом земельная рента в городах была выше, чем в деревне).
Объектом
промыслового налога являлся промысел,
за исключением
В РФ акционерные общества (в отличие от гильдейского предприятия) платили прибавочный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15 процент(ов) с капитала более 100 руб. Налог на прибыль распределялся по ставкам, представленным в таблице 1.1, которые стимулировали промышленников к получению максимальной выгоды.
Таблица 1.1.
Процентный
сбор с прибыли акционерных
Чистая прибыль | Процентный сбор с прибыли | |
3-4 | 3,00 | |
4-5 | 4,00 | |
5-6 | 4,50 | |
6-7 | 5,00 | |
7-8 | 5,50 | |
8-9 | 5,75 | |
9-10 | 6,00 | |
Свыше 10 | 6+5 процент(ов) с суммы, превышающей 10 процент(ов) прибыли | |
Источник; [15, с.7].
В настоящее пора прибыль предприятия облагается по ставке 35 процент(ов), при посреднических операциях и сделках по ставке 43 процент(ов), что немаловажно превышает процентный сбор с прибыли предприятий в прошлом веке. В 1996 году в структуре поступлений налогов по РФ, налог на прибыль составил 21,9%, налог на имущество 8 процент(ов) [21, с.27].
Ставка налога
с недвижимого имущества
Косвенные налоги (налоги на потребление) в исторической практике нашли выражение в следующих формах: таможенные пошлины, акцизы, монополии (соляная, табачная, питейная). На начальной стадии формирования и становления косвенных налогов наблюдалось заметное снижение производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер, она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Учитывая
регрессивный характер косвенного обложения,
чрезмерное повышение налогов на
спирт и табак постоянно
Сокращение доли косвенного обложения в общем объёме налогов, наметившееся в начале XX веке позволяло вещать об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению. Особого внимания при рассмотрении косвенного налогообложения заслуживает налог на добавленную цена(у), выплата которого определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчёт финансовое состояние плательщика.
Теоретическая
трудность вопросов, касающихся становления
и формирования системы налогообложения,
заключалась в