Налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

В настоящее пора в РФ трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

New Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.41 Кб (Скачать)

Особенности расчёта налога на прибыль в РФ состоят в следующем:

в составе  доходов не учитываются прибыль  от долевого участия в других предприятиях и полученные дивиденды, которые  облагаются налогом по иной ставке (15 %);

в структуре  издержек производства учитываются  налоги и сборы, отсутствующие в  большинстве государств (транспортный налог и сбор на нужды образовательных  учреждений по ставке 1 процент(ов) от выплаченного заработка), местные сборы на содержание правоохранительных органов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Таблица 
1.2. Ставки основных налогов в различных странах

(%)

 
Страна Налог на имущество Налог на прибыль Промысло-вый налог НДС Социальные наниматели платежи работники  
Гонконг(1993) 1,5 17,5 - - 15,0 -  
Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки (1992) 5,0 34,0 - 4,0 18,5 17,2  
Испания - 35,5 - 12,0 35,0 6,0  
Швеция - 30,0 - 23,5 39,0 -  
Норвегия 0,3 23,0 - 20,0 10,0 7,8  
Франция - 37,0 - 18,6 38,0 9,0  
Австрия 1,5 30,0 13,5 20,0 16,5 15,1  
Бельгия - 39,0 - 19,0 24,8 12,5  
Италия - 36,0 - 19,0 50,0 8,6  
Греция 1,5 46,0 - 16,0 23,0 14,5  
Германия 1,3 50,0 18,0 14,0 18,6 22,7  
Финляндия 1,5 25,0 - 22,0 28,2 7,3  
Польша (1994) - 40,0 - 22,0 49,0 -  
Россия (1994) 2,0 35,0 - 23,0 41,0 1,0  
Россия (1996) 2,0 35,0 - 20,0 40.5 1,0  
               

Источник: [23, с.10].

Промысловые налоги взимаются в некоторых  зарубежных странах местными органами власти, увеличивая издержки производства.

При классической системе дивиденды не вычитаются из облагаемого дохода распределяющей корпорации и вторично облагаются, поступив акционерам.

При системе  приписаний корпорационный подоходный налог, начисленный на распределяемые дивиденды, плюсуется полностью или частично к их сумме как возвращаемый кредит и при определении окончательных налоговых обязательств акционера на сумму "дивиденд + кредит" вычитается. Таким образом, при классической системе дивиденды облагаются дважды, при системе полных приписаний - один раз. Применение этих систем часто дополняется льготой участия, когда из облагаемого дохода корпорации вычитаются от 85 до 100 процент(ов) дивидендов от постоянного и существенного (от 0 до 51 процент(ов), чаще 10-25 %) участия в капитале иной корпорации, а удержанный у источника из этих дивидендов налог вычитается из налоговых обязательств по подоходному налогу, что позволяет избежать двойного налогообложения дивидендов [23, с.19].

В РФ полученные дивиденды и доходы от долевого участия, выплаченные юридическим лицам, облагаются удерживаемым у источника  налогом в размере 15%, поэтому  российская система налогообложения  ближе к неполной классической системе, когда дивиденды вторично облагаются в руках акционера.

Во всех странах  анализируемой совокупности наниматели и работники обязаны уплачивать взносы на социальную защиту, которые  увеличивают издержки производства нанимающей корпорации. В обязательные отчисления входят взносы на страхование  от временной нетрудоспособности, безработицы, пенсионные взносы и взносы на медицинское  обслуживание. В среднем их общая  ставка по Западной Европе составляет 31 процент(ов), в том числе нанимателя 21,9%, работника - 9,1 процент(ов). В ряде стран значительная часть социальных платежей перекладывается на работников, в отличии от РФ (1 %), в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки - 17,2 процент(ов), Австрия 15,1 процент(ов), Франция - 9 процент(ов) [23, с.12]. Начисления на оплату труда в РФ с учётом транспортного налога (отменён с октября 1997 года) и сбора на нужды образовательных учреждений составляют 40,5 процент(ов) выплаченного заработка, что немаловажно выше среднеевропейского уровня.

Налог на недвижимое имущество взимается в Германии, Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки, Финляндии. Налогооблагаемая база - рыночная цена(у) недвижимого имущества на начало года, из которой делаются фиксированные вычеты, позволяющие малым предприятиям избежать налога или немаловажно снизить его. Базой налога на имущество российского предприятия являются основные средства и нематериальные активы (по остаточной стоимости), незавершенное производство (на момент расчётов по 1994 года - в данный момент отменена эта статья), запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога устанавливается местными органами власти и не может превышать 2%, как правило, она устанавливается по максимуму. Изначально, были предоставлены льготы для малых предприятий - освобождение в первый год функционирования от налога на имущество.

Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - прирост амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый барыш корпорации (к сожаление не довольно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств - применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.

Наряду с  уклонением от уплаты налогов, наличие  льгот приводит к заметному расхождению  между отношением налоговых поступлений  к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов  и платежей.

Статистические  данные по зарубежным странам за 1988 год показывают, что относительные  показатели по зарубежным странам за последние 5-7 лет изменились в пределах 1-2 пунктов, характеризуя тем самым  стабильность налоговой политики.

Отношение налоговых  поступлений к ВВП по анализируемым  зарубежным странам колеблется от 28,9 процент(ов) в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки до 55,3 в Швеции, в среднем по Западной Европе - 39,9 процент(ов). Отношение налоговых поступлений к ВВП в РФ оценивается в 36,2 процент(ов) в 1992 году и 31,6 процент(ов) в 1993 [23, с.12].

По всем развитым странам произошел сдвиг в  сторону увеличения подоходного  налога и взносов в фонды социального  страхования. Общепринятое деление  налогов на прямые и косвенные  подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с иной - расходов. Граница между ними условна и  зависит от возможностей переложения  этих налогов. Изменения в налоговой  структуре обусловлены тем, что  из-за прогрессии в налогообложении  экономический рост и инфляция оказывают  более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального  дохода.

Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не даёт представления о тяжести  общего налогового бремени в различных  странах и не позволяет оценить  влияния системы налогов и  платежей на хозяйственную активность населения.

Эффективная ставка налогов выражает отношение  общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной  стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая  часть добавленной стоимости  изымается в государственный  бюджет и внебюджетные фонды. Для  наиболее общей оценки налогового бремени  целесообразно определять эффективную ставку для средних условий производства при отсутствии льгот и повышенных изъятий дохода.

Таким образом, статистическая модель оценки эффективной  ставки на уровне предприятия основана на следующих предположениях: отсутствие налоговых льгот, нарушений по налогам  и платежам, повышенных налогов и  платежей по специфическим видам  деятельности и товаров, например акцизов  и добавочных налогов на продажу, экспорт и импорт, НДС по повышенным ставкам, отсутствие внешнеэкономической  деятельности, отсутствие доходов, распределение  всей прибыли в виде дивидендов, отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности, равномерное распределение заработка между работниками.

Итоговые  показатели модели оценки эффективной  ставки налогообложения характеризуют  налоговое бремя и чистый барыш  работников, предприятия и соответственно собственников: эффективная ставка налогообложения (доля налогов в  добавленной стоимости); доля налогов  в валовой выручке, то есть в выручке  с учётом НДС и спецналога; доля чистой заработной платы (за вычетом внесённых налогов и платежей) в добавленной стоимости; доля амортизации в добавленной стоимости; доля чистых дивидендов (без внесённых налогов) в добавленной стоимости.

Зарубежные  исследования показывают, что изъятие  у производителей более 30 - 40 процент(ов) добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства - ситуация "налоговой ловушки". Результаты расчетов эффективной ставки, исходя из проведённого вышеназванными авторами анализа, показывают, что самой низкой она оказалось в Гонконге, самой высокой в РФ - 58,9 процент(ов), то есть выше уровня "налоговой ловушки" и более того отмена спецналога не позволила её избежать.

Бремя налогов  в РФ немаловажно тяжелее, чем  в зарубежных странах, и намного  выше уровня "налоговой ловушки". Степень налогообложения различных  факторов (амортизации, заработной платы  и прибыли) также выше, чем в  этих странах.

Предприятия малого бизнеса стараются не покупать основных средств (в данном случае не платится налог на имущество), не начисляют  заработную плату в полном объёме (выдают через "чёрную кассу" и  на работающих данное укрывательство не отражается), всеми доступными способами  завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной  деятельности, что в свою очередь, сказывается на недополучении органами власти финансовых средств в бюджет, порождает порочную систему сокрытия на законных основаниях налогов.

Анализ налоговой  статистики показал, что основными  отличительными особенностями структуры  налоговых поступлений в РФ по сравнению с большинством зарубежных стран являются:

высокая суммарная  доля налогов на прибыль предприятий  и подоходного налога с населения;

поступления подавляющей части (около 80 %) прямых налогов, в основном налога на прибыль;

высокая доля НДС в поступлениях налогов на товары и услуги;

очень невысокая  доля поступлений в социальные фонды  за счёт индивидуальных доходов населения.

Проведённые расчёты эффективной ставки налогов  и платежей показывают, что общее  бремя налогов в РФ оценивается  в 57-60%, что на 15-16 пунктов выше, чем  в анализируемых зарубежных странах, и намного выше уровня "налоговой  ловушки", когда инвестирование в  развитие производства уже невыгодно. Тем не менее, более невысокие  ставки налогов в рассматриваемых  странах не снижают, а, наоборот, стимулируют  развитие производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры, обеспечивая  достойный образ жизни граждан, что подтверждается соответствующими социально-экономическими показателями.

При всей множественности  налогообложения правительства  развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств совершенно применим в современных условиях к РФ, если его не слепо копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями экономики РФ.

Налоговая реформа, начавшаяся в 1992 году, изменила финансовые отношения между государством, предприятиями  и гражданами. Однако до сих пор  не удаётся добиться устойчивого  поступления доходов в бюджет, социальные фонды, обеспечить государственную  поддержку притоку инвестиций и  росту экспорта (кроме сырьевых ресурсов). Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

ставка налога на прибыль и на дивиденды пребывает  на том же уровне, что и в большинстве  развитых стран;

ставка НДС  выше, чем в среднем по Европе, на 3 пункта;

суммарная ставка начислений на оплату труда выше среднего на 10 пунктов, в основном за счёт большей  ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ (в настоящее пора в принятом положении о порядке начислений пенсионных взносов, все получаемые средства на предприятии в качестве оплаты труда, за редким исключением, подлежат обложению, таким образом реально ещё больше увеличивается сумма, выплачиваемая предприятием);

Информация о работе Налоги