Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:57, реферат
В настоящее пора в РФ трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.
Особенности расчёта налога на прибыль в РФ состоят в следующем:
в составе доходов не учитываются прибыль от долевого участия в других предприятиях и полученные дивиденды, которые облагаются налогом по иной ставке (15 %);
в структуре издержек производства учитываются налоги и сборы, отсутствующие в большинстве государств (транспортный налог и сбор на нужды образовательных учреждений по ставке 1 процент(ов) от выплаченного заработка), местные сборы на содержание правоохранительных органов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Таблица
1.2. Ставки основных налогов в различных
странах
(%)
Страна | Налог на имущество | Налог на прибыль | Промысло-вый налог | НДС | Социальные наниматели | платежи работники | |
Гонконг(1993) | 1,5 | 17,5 | - | - | 15,0 | - | |
Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки (1992) | 5,0 | 34,0 | - | 4,0 | 18,5 | 17,2 | |
Испания | - | 35,5 | - | 12,0 | 35,0 | 6,0 | |
Швеция | - | 30,0 | - | 23,5 | 39,0 | - | |
Норвегия | 0,3 | 23,0 | - | 20,0 | 10,0 | 7,8 | |
Франция | - | 37,0 | - | 18,6 | 38,0 | 9,0 | |
Австрия | 1,5 | 30,0 | 13,5 | 20,0 | 16,5 | 15,1 | |
Бельгия | - | 39,0 | - | 19,0 | 24,8 | 12,5 | |
Италия | - | 36,0 | - | 19,0 | 50,0 | 8,6 | |
Греция | 1,5 | 46,0 | - | 16,0 | 23,0 | 14,5 | |
Германия | 1,3 | 50,0 | 18,0 | 14,0 | 18,6 | 22,7 | |
Финляндия | 1,5 | 25,0 | - | 22,0 | 28,2 | 7,3 | |
Польша (1994) | - | 40,0 | - | 22,0 | 49,0 | - | |
Россия (1994) | 2,0 | 35,0 | - | 23,0 | 41,0 | 1,0 | |
Россия (1996) | 2,0 | 35,0 | - | 20,0 | 40.5 | 1,0 | |
Источник: [23, с.10].
Промысловые налоги взимаются в некоторых зарубежных странах местными органами власти, увеличивая издержки производства.
При классической системе дивиденды не вычитаются из облагаемого дохода распределяющей корпорации и вторично облагаются, поступив акционерам.
При системе приписаний корпорационный подоходный налог, начисленный на распределяемые дивиденды, плюсуется полностью или частично к их сумме как возвращаемый кредит и при определении окончательных налоговых обязательств акционера на сумму "дивиденд + кредит" вычитается. Таким образом, при классической системе дивиденды облагаются дважды, при системе полных приписаний - один раз. Применение этих систем часто дополняется льготой участия, когда из облагаемого дохода корпорации вычитаются от 85 до 100 процент(ов) дивидендов от постоянного и существенного (от 0 до 51 процент(ов), чаще 10-25 %) участия в капитале иной корпорации, а удержанный у источника из этих дивидендов налог вычитается из налоговых обязательств по подоходному налогу, что позволяет избежать двойного налогообложения дивидендов [23, с.19].
В РФ полученные дивиденды и доходы от долевого участия, выплаченные юридическим лицам, облагаются удерживаемым у источника налогом в размере 15%, поэтому российская система налогообложения ближе к неполной классической системе, когда дивиденды вторично облагаются в руках акционера.
Во всех странах анализируемой совокупности наниматели и работники обязаны уплачивать взносы на социальную защиту, которые увеличивают издержки производства нанимающей корпорации. В обязательные отчисления входят взносы на страхование от временной нетрудоспособности, безработицы, пенсионные взносы и взносы на медицинское обслуживание. В среднем их общая ставка по Западной Европе составляет 31 процент(ов), в том числе нанимателя 21,9%, работника - 9,1 процент(ов). В ряде стран значительная часть социальных платежей перекладывается на работников, в отличии от РФ (1 %), в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки - 17,2 процент(ов), Австрия 15,1 процент(ов), Франция - 9 процент(ов) [23, с.12]. Начисления на оплату труда в РФ с учётом транспортного налога (отменён с октября 1997 года) и сбора на нужды образовательных учреждений составляют 40,5 процент(ов) выплаченного заработка, что немаловажно выше среднеевропейского уровня.
Налог на недвижимое
имущество взимается в
Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - прирост амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый барыш корпорации (к сожаление не довольно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств - применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.
Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между отношением налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов и платежей.
Статистические данные по зарубежным странам за 1988 год показывают, что относительные показатели по зарубежным странам за последние 5-7 лет изменились в пределах 1-2 пунктов, характеризуя тем самым стабильность налоговой политики.
Отношение налоговых поступлений к ВВП по анализируемым зарубежным странам колеблется от 28,9 процент(ов) в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки до 55,3 в Швеции, в среднем по Западной Европе - 39,9 процент(ов). Отношение налоговых поступлений к ВВП в РФ оценивается в 36,2 процент(ов) в 1992 году и 31,6 процент(ов) в 1993 [23, с.12].
По всем развитым странам произошел сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с иной - расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода.
Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не даёт представления о тяжести общего налогового бремени в различных странах и не позволяет оценить влияния системы налогов и платежей на хозяйственную активность населения.
Эффективная
ставка налогов выражает отношение
общей суммы налогов и
Таким образом, статистическая модель оценки эффективной ставки на уровне предприятия основана на следующих предположениях: отсутствие налоговых льгот, нарушений по налогам и платежам, повышенных налогов и платежей по специфическим видам деятельности и товаров, например акцизов и добавочных налогов на продажу, экспорт и импорт, НДС по повышенным ставкам, отсутствие внешнеэкономической деятельности, отсутствие доходов, распределение всей прибыли в виде дивидендов, отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности, равномерное распределение заработка между работниками.
Итоговые показатели модели оценки эффективной ставки налогообложения характеризуют налоговое бремя и чистый барыш работников, предприятия и соответственно собственников: эффективная ставка налогообложения (доля налогов в добавленной стоимости); доля налогов в валовой выручке, то есть в выручке с учётом НДС и спецналога; доля чистой заработной платы (за вычетом внесённых налогов и платежей) в добавленной стоимости; доля амортизации в добавленной стоимости; доля чистых дивидендов (без внесённых налогов) в добавленной стоимости.
Зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 30 - 40 процент(ов) добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства - ситуация "налоговой ловушки". Результаты расчетов эффективной ставки, исходя из проведённого вышеназванными авторами анализа, показывают, что самой низкой она оказалось в Гонконге, самой высокой в РФ - 58,9 процент(ов), то есть выше уровня "налоговой ловушки" и более того отмена спецналога не позволила её избежать.
Бремя налогов
в РФ немаловажно тяжелее, чем
в зарубежных странах, и намного
выше уровня "налоговой ловушки".
Степень налогообложения
Предприятия малого бизнеса стараются не покупать основных средств (в данном случае не платится налог на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через "чёрную кассу" и на работающих данное укрывательство не отражается), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности, что в свою очередь, сказывается на недополучении органами власти финансовых средств в бюджет, порождает порочную систему сокрытия на законных основаниях налогов.
Анализ налоговой статистики показал, что основными отличительными особенностями структуры налоговых поступлений в РФ по сравнению с большинством зарубежных стран являются:
высокая суммарная доля налогов на прибыль предприятий и подоходного налога с населения;
поступления подавляющей части (около 80 %) прямых налогов, в основном налога на прибыль;
высокая доля НДС в поступлениях налогов на товары и услуги;
очень невысокая доля поступлений в социальные фонды за счёт индивидуальных доходов населения.
Проведённые расчёты эффективной ставки налогов и платежей показывают, что общее бремя налогов в РФ оценивается в 57-60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в анализируемых зарубежных странах, и намного выше уровня "налоговой ловушки", когда инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Тем не менее, более невысокие ставки налогов в рассматриваемых странах не снижают, а, наоборот, стимулируют развитие производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры, обеспечивая достойный образ жизни граждан, что подтверждается соответствующими социально-экономическими показателями.
При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств совершенно применим в современных условиях к РФ, если его не слепо копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями экономики РФ.
Налоговая реформа, начавшаяся в 1992 году, изменила финансовые отношения между государством, предприятиями и гражданами. Однако до сих пор не удаётся добиться устойчивого поступления доходов в бюджет, социальные фонды, обеспечить государственную поддержку притоку инвестиций и росту экспорта (кроме сырьевых ресурсов). Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
ставка налога на прибыль и на дивиденды пребывает на том же уровне, что и в большинстве развитых стран;
ставка НДС выше, чем в среднем по Европе, на 3 пункта;
суммарная ставка начислений на оплату труда выше среднего на 10 пунктов, в основном за счёт большей ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ (в настоящее пора в принятом положении о порядке начислений пенсионных взносов, все получаемые средства на предприятии в качестве оплаты труда, за редким исключением, подлежат обложению, таким образом реально ещё больше увеличивается сумма, выплачиваемая предприятием);