Налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

В настоящее пора в РФ трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

New Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.41 Кб (Скачать)

Проблемы, с  которыми сегодня сталкивается налоговая система РФ были во многом предопределены экономическими реформами 1992 года, которые заложили фундамент системы налогообложения, отвечающей в основном, требованиям рыночной экономики.

Благодаря этому, НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налогообложения в большинстве  развитых стран, обеспечивают значительную часть российского бюджета. Однако, радикально изменив структуру налоговых  поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на фискальную направленность налогообложения, унаследованную от административно-командной  экономики. Провозгласив переход к  рыночной экономике без разработанной  экономической программы переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую роль налогов, фактически используют их в качестве пассивного инструмента для обеспечения общегосударственных функций. При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и отбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учёте приоритета общегосударственных интересов. Таким образом, действующая российская налоговая система, содержащая в себе апробированные на Западе, в частности, необходимые элементы стимулирования предпринимательской деятельности, с трудом выполняет свои функции.

Поэтому стратегическое направление новой налоговой  реорганизации пребывает в центре внимания отечественных экономистов.

Представители радикального направления академик Д. Львов и д.э.н. С. Глазьев считают, что налоговая политика РФ не только не может решить современные проблемы экономики, но и во многом способствует их обострению. Суть предложения академика Львова сводится к подъему налогообложения "природных богатств России". В частности, отменив НДС, налог на прибыль, ввести рентные платежи на нефть и газ, (они должны составлять более двух третей всех бюджетных поступлений, за счёт чего держава должно получить 30-32 млрд. долларов Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки [13, с.15], при этом можно было бы устроить "налоговые каникулы" приоритетным отраслям промышленности. На наш взляд природная рента не сможет полностью отменить налоговых отношений. Кроме того, сторонники рентного построения налога считают, что налог должен взиматься в виде определённого процента от капитальной оценки ресурсов, но держава, оставаясь собственником земли и недр, не отказывается от ренты. Если налог сделать выше ренты, то арендаторы откажутся от её обработки, разработки природных ресурсов. В нашей стране существуют огромные местности, обладающие невысоким плодородием сельскохозяйственных угодий и ископаемыми в труднодоступных местах или с невысоким содержанием полезных компонентов.

Во всех этих случаях рента станет экономически неоправданной, а умеренные налоги с получаемой прибыли совершенно возможны и целесообразны. При этом держава регулярно взимает плату за пользование недрами со всех нефтегазодобывающих предприятий, предполагается введение экологического налога.

К революционным  преобразованиям можно отнести  предложения замены всех местных  налогов арендной платой за пользование  землёй. В этом случае, рыночная цена(у) аренды различных по качеству земельных участков устанавливается аукционами, в которых могут принять участие все заинтересованные лица, как юридические, так и физические. Выигравший платит максимально возможную плату, которая и является точной рыночной стоимостью аренды данного участка земли, остающийся государственной собственностью, и в том случае, если на нём расположены частные здания и сооружения. Таким образом, по мнению представителей данной теории, решается одна из ключевых проблем налогообложения - невозможность сокрытия налогооблагаемой базы однако, в данном случае платежи не зависят от результатов деятельности предпринимателей и отражают только его потенциальные возможности по производству и реализации товаров, работ, услуг. С одной стороны, постоянная арендная плата становится прекрасным стимулом развития предпринимательской деятельности, с иной стороны, не распространяется на финансовый результат, который может оказаться убыточным, кроме того, происходит отвлечение значительной денежной суммы из оборота.

Основные  предложения умеренных реформаторов (В. Фролов) сводятся к следующему: кардинальная переориентация налоговой системы  с налогов, зависящих от уровня деловой  активности и результатов хозяйственной  деятельности производителей на налоги, обложению которыми подлежат расходы  на непроизводственное (личное) потребление. При этом в качестве важнейшего достоинства  предлагаемой концепции выдвигается  положение о том, что она будет  стимулировать самоинвестирование, как важнейшую предпосылку структурной перестройки экономики. В этих целях предлагается отказаться от налога на прибыль, введя вместо него налог на потребление юридических лиц. Программа ассоциации "Налоги России" предлагает сохранить НДС, поскольку именно от этого налога труднее всего уклониться, но снизить существующую процентную ставку. Ассоциация выступает против множественности налогов, однако и одно - двухналоговая система ею отвергается, поскольку на практике постоянно сложно создать безупречный механизм взимания единственного налога, который нельзя обойти.

Ошибка реформаторов содержится в стремлении разрушить  старую налоговую систему и строить  новую, коренным образом изменяя  экономические отношения в стране. Представляется теоретически несостоятельным  и неподтверждаемым уже накопленный  практикой стран с рыночной экономикой коренной тезис предложенной концепции  о том, что подход к налогообложению  по принципу "больше потребил - больше заплатил налогов" предпочтителен с  точки зрения поощрения развития производства, чем подход по принципу "больше произвёл - больше заплатил налогов". Более того, с позиции  экономического стимулирования предпочтительна  ныне действующая система потому, что установление более высокого налога на непроизводительное потребление приведёт к снижению выплат работодателей, предназначенных для потребления, а значит ограничению покупательной способности как населения, так и отраслей. Серьёзным недостатком также является то, что предприятия (включая убыточные) будут вынуждены платить налог при отсутствии финансового источника за счёт отвлечения оборотных средств, распродажи имущества, образования долгов и т.п.). Введение налога на потребление отрицательным образом скажется на снова создаваемых структурах предпринимательского сектора экономики, занятых непосредственно производственной деятельностью.

Другое направление  государственного подхода (налоговые  службы, министерство финансов) предлагает эволюционное, поэтапное реформирование существующей налоговой системы. Его  представители исходят из необходимости  сохранения действующей системы.

Происходящие  в РФ изменения в области политики и экономики, правовых и бюджетных  отношений между уровнями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют  проведение адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой  политики особую значимость приобретает  Налоговый кодекс РФ - систематизированный  законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению  насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе действующие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой  системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную  систему. На мой взгляд, наибольшего  внимания заслуживают нижеследующие  аспекты.

Предусмотрено перейти от действующего порядка  расчёта себестоимости к той  схеме исчисления налогооблагаемой базы налога на прибыль, которая используется в большинстве стран, а именно, в состав себестоимости входят все  затраты, направленные на производство и реализацию продукции. Теоретически данное положение следует считать  правомерным, одновременно увеличится цена(у) товара и снизится прибыль.

Основная  ставка налога на добавленную цена(у) возрастёт с 20 процент(ов) до 22 процент(ов). Ликвидируется льготная ставка НДС, по которой облагаются продукты питания, некоторые изделия детского ассортимента и др., а значит повышение налога произойдёт не на 2 процент(ов), а на 12 пунктов, что отразится на увеличении стоимость товара. В результате налоговых добавок к цене любого изделия или услуги незамедлительно произойдёт оживление инфляционных процессов.

В проекте  налогового Кодекса вводится социальный налог, объединяющий отчисления в государственные  внебюджетные фонды (кроме отчислений в Пенсионный фонд), предусматривается  поэтапная отмена налогов, взимаемых  с выручки, не учитывая реального  финансового результата.

Вместо более чем 100 действующих сегодня налогов, сборов и иных обязательств предусматривается действо приблизительно 30 [20, с.6]. К отрицательным последствиям предлагаемой налоговой реорганизации можно отнести сокращение налоговых льгот. В рыночной экономике держава должно иметь определённые рычаги и регуляторы, обеспечивающие влияние налоговой системы на ориентацию производства. Налоговая система воздействует на экономику страны комплексно: через виды налогов, их ставки, соотношение федеральных, региональных и местных налогов, особенности налогообложения инвестиций, льготным режимом и т.п. наличие льгот - основной признак справедливой налоговой системы. Следует согласиться с профессором Д. Черником, который высказывает следующую точку зрения: "Безусловно, в ныне существующей налоговой системе имеется много излишних льгот, особенно когда они установлены не по видам деятельности, а по отдельным организациям и фондам. Провести "инвентаризацию" налоговых льгот, в ходе которой многие из них нужно отменить. Тем самым будут закрыты лазейки, используемые для уклонения от налогообложения. Но с иной стороны, вряд ли может активизировать сомнение необходимость государственной поддержки малого бизнеса. Реально это можно сделать не субсидиями и дотациями, а только налоговыми льготами" [26, с.22]. Представляется, что основное зло кроется не в налоговых льготах, в их неразборчивости и непросчитанности, когда при их введении превалирует политическая конъюнктура или популизм, а не взвешенный и обоснованный подход.

Особую актуальность в целях обеспечения создания эффективной налоговой системы  приобретает введение системы налогового учёта, основанной на возможности определения  момента получения доходов (осуществления  расходов) по "методу начислений" или "кассовому методу" и возможности  самостоятельного выбора того или иного  метода предприятием. В срок огромной неплатёжеспособности предприятий "метод  начислений" оказывается менее  благоприятным для налогоплательщика (поскольку выплата налогов должна производится независимо от поступления финансовых средств), и более благоприятным для государства.

Осторожность  в оценках характера налоговой  системы позволяет вещать, что  усилия теоретических обоснований  и практических жизненных реалий, борьба заинтересованных классов создали  налоговую систему, которая в  настоящее пора относительно равномерно распределяет налоговое бремя, чем  когда-либо в истории налогообложения, но постоянно нуждаются в корректировке  соразмерно происходящим социально-экономическим  процессам. Определив направления  совершенствования налоговой системы  в теоретическом аспекте, нужно  сопоставить налогообложение РФ и зарубежных стран с рыночной экономикой с поставленной задачей  выявления возможной корректировки  налогооблагаемой базы и процентных ставок отечественных налогов.

2. Сравнительный  анализ эффективной ставки налогов  в РФ и зарубежных странах

Системы налогообложения  в экономически развитых странах, на первый взгляд, не отличаются от принятой в РФ системы налогообложения. Сопоставление  ставок может быть, но не показательно, так как по отдельным ставкам  налоги выше, по другим - ниже. Приведённые  ниже расчёты и цифровая информация всего параграфа основаны на статистической информации Е. Егоровой и Ю. Петрова [23, с. 9].

Совокупная (эффективная) ставка налогообложения  для законопослушных плательщиков определяется на всех фазах движения финансов от покупателя товаров на рынке до их выплаты работникам. Ставка различна для разных элементов  добавленной стоимости, связанных  с амортизацией, материальными затратами, экзогенными налогами (налогами-факторами, взимаемыми независимо от дохода), заработной платой, дивидендами, прибылью, в том  числе направляемой на пополнение оборотных  фондов, со всеми налогами, платежами  и начислениями. Соответственно, возникает  необходимость расчёта эффективных  ставок в сопоставимых условиях.

В РФ и в  зарубежных странах взимаются следующие  основные налоги и платежи:

налоги на доходы граждан и корпораций;

отчисления  на социальные нужды;

налоги на имущество;

налоги на товары и услуги;

прочие налоги, сборы и пошлины.

Приведённые в таблице 
1.2. данные показывают, что не может быть универсальной налоговой системы. В любом случае в каждой стране учитываются специфические политические, социально-экономические, психологические, а также территориальные условия. Кроме этого, при расчёте авторами не учитывались акцизы, таможенные пошлины (в отдельных странах они имеют важный процент в бюджетных поступлениях), налоги на экспорт и импорт, экологические и ресурсные платежи, налоги на дарения и наследство.

Информация о работе Налоги