Налоги: функции, виды, типы. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»). Его теория основывалась на том, что при сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. Таким образом можно смело заявить, что кривая Лаффера является наиболее известной и популярной налоговой теорией. В этом смысле ее можно даже назвать поп-теорией.

Работа содержит 1 файл

Налоги понятие функции, формы и виды. Кривая Лаффера.docx

— 248.86 Кб (Скачать)

К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

Региональные  налоги и сборы:

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

 

Местные налоги и  сборы:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сбор

Г) В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода. [Схема1.1 «Признаки классификации»; таблицa1.2 «Признаки классификации»]

Д) Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y).  Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

или

, где:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.1 Классификация налогов  по различным признакам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.2 Признаки классификации

 

 

 

1.3  Функции налогов.

Сущность налогов как  экономической категории проявляется  в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  юридических и физических лиц.

Какие же функции выполняют  налоги? Однако дать однозначный ответ  на данный вопрос невозможно, так как  среди экономистов нет единого  мнения относительно данной проблемы. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в современных условиях налоги выполняют  фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция налогов это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное и относительное  увеличение налоговых поступлений  может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых  платежей отразится на ухудшении  условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального  положения трудящихся страны, а это  порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например, к забастовкам. Поэтому данное перераспределение  должно осуществляться по мере экономической  целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и  не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в  дополнение к фискальной функции  должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную и потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает  регулирующую функцию.

Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства  средств вызывает постоянное соприкосновение  налогов с участниками процесса производства, что предоставляет  ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.

Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает  объективные условия для более  широкого воздействия на процесс  воспроизводства. В то же время регулирование  производства, направленное на ускорение  темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий  и определенных групп населения  может в известной мере расширить  базу для фискальной функции. Из этого  следует что, обе эти функции  налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Регулирующая налоговая  функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот  и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного  налога позволяет определить сумму  конкретного платежа, и в каком  размере она будет перечислена  в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет  им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и др. хозяйственных проблем. Взыскание  налоговых санкций с налогоплательщика  приводит к уменьшению суммы прибыли, которая должна была поступить в  распоряжение хозяйствующего субъекта, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из этого следует  то, что использование указанных  элементов позволяет регулировать непосредственно процесс перераспределения  финансовых ресурсов.

Кроме того, применение налоговой  санкции это проявление контрольной  функции налога. Однако контрольное  свойство системы налогообложения  заложены в ней самой благодаря  сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными  параметрами этого процесса. Из этого  следует, что любое движение стоимости  в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за этим движением. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства и они неотделимы друг от друга.

В конечном итоге, принимая во внимание функции, которые возлагаются  на налог, он должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и на этой основе обеспечивать общественный прогресс.

Глава 2. Кривая Лаффера

2.1 История появления кривой Лаффера. Предшественники Лаффера.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума [Рисунок 1]. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика  значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым  ликвидируются стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода  от налогообложения и стремящихся  концентрировать финансовые ресурсы  в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

История появления  кривой Лаффера.

Появление кривой Лаффера имеет любопытную историю. Ее рассказал в статье, помещенной в журнале The Public Interest, известный экономист Джуд Ванниски, в то время работавший в газете Wall Street Journal. В декабре 1974 года Джуд Ванниски ужинал в вашингтонском ресторане с Артуром Лаффером. На ужине присутствовали два ответственных сотрудника администрации Джеральда Форда – начальник администрации президента Дональд Рамсфелд и заместитель Рамсфелда Дик Чейни - однокурсник Лаффера по Йельскому университету.

Разговор зашел о предложенной президентом Фордом программе по борьбе с инфляцией, которая предусматривала  повышение налогов. Чтобы подкрепить свои аргументы, Лаффер схватил салфетку и начертил на ней кривую зависимости налоговых поступлений от налоговых ставок. Ванниски и окрестил эту диаграмму «кривой Лаффера».

Автор прославленной диаграммы  не запомнил той встречи, но не оспаривает версии Джуда Ванниски. В то время, поясняет Артур Лаффер, он постоянно иллюстрировал этой кривой свои лекции и совал ее под нос всякому, кто готов был слушать его рассуждения о налогах. Но одну деталь из рассказа своего приятеля Лаффер категорически отрицает. Он хорошо помнит, что салфетки в том ресторане были не бумажные, а матерчатые, а он ни за что не стал бы на них чертить, ибо его с детства приучили не портить хорошие вещи.

Предшественники Лаффера.

Парадоксальная на первый взгляд идея об отсутствии прямой пропорциональной зависимости между ставкой налога и объемом налоговых поступлений  имеет давнюю историю. Еще в XIV веке выдающийся арабский философ и историкАбдуррахман ибн Халдун (1332-1406) писал в своем знаменитом трактате “Мукаддима”, что “в период расцвета династии налоги приносят большие доходы при малых поборах, а в период ее заката – малые доходы при высоких поборах”.Еще более определенно (и неожиданно) высказался на эту тему Джон Мэйнард Кейнс, один из главных адептов “прогрессивной” экономической мысли, который еще 80 лет назад утверждал, что правительство должно взять на себя ответственность за поддержание полной занятости населения и стабильности цен, т.е. управлять экономическим циклом, в том числе, если понадобится, за счет дефицитного финансирования.

Однако при этом Кейнс ясно сознавал, что “увеличение общественного богатства приводит к повышению национального дохода, причем существенная часть любого прироста национального дохода поступает в государственную казну, расходы которой в значительной мере состоят из выплат пособий безработным в виде определенной доли дохода занятой части населения”.

И далее: “Налоги могут  быть неоправданно высокими, и в  то же время снижение налоговых ставок в определенных обстоятельствах  является более надежным способом сбалансировать бюджет, чем их повышение. Те, кто придерживается противоположной точки зрения, подобны фабриканту, который, понеся убытки, повышает цену на свою продукцию, а когда убытки еще больше возрастут ввиду сокращения спроса, он решает, опираясь на законы простой арифметики, что благоразумие требует от него еще больше повысить цену, и который, даже окончательно разорившись, будет по-прежнему непоколебимо убежден, что снижение цены при наличии убытков было бы слишком рискованно и посему он поступил совершенно правильно”.

Основная идея зависимости  между налоговыми поступлениями  и динамикой налоговых ставок сводится к тому, что любое изменение  налоговых ставок оказывает двойной  эффект на налоговые поступления: арифметический и экономический. Арифметический эффект отражает простую зависимость: при  снижении налоговых ставок налоговые  поступления пропорционально снижаются. И наоборот, повышение налоговых  ставок приводит к пропорциональному  повышению налоговых поступлений.

Бизнес крайне чувствителен к налоговым ставкам, и при  принятии решений о размещении капиталов  в немалой степени руководствуется  соображениями о том, какую часть  ожидаемого дохода придется отдать государству  в виде налогов. Точно такова же психология и частных граждан: высокие налоги отбивают у них охоту трудиться, а чем ниже налоги, тем выше у  них стимул зарабатывать.

Информация о работе Налоги: функции, виды, типы. Кривая Лаффера