Налоги: функции, виды, типы. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»). Его теория основывалась на том, что при сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. Таким образом можно смело заявить, что кривая Лаффера является наиболее известной и популярной налоговой теорией. В этом смысле ее можно даже назвать поп-теорией.

Работа содержит 1 файл

Налоги понятие функции, формы и виды. Кривая Лаффера.docx

— 248.86 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

<<МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ <<МИТСО>>

 

 

Кафедра мировой экономики  и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

  по дисциплине: макроэкономика

  на тему: «Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера»

 

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и  М,

2 курс, группа 1019з          _______________          Н.С.Золотов

   (Подпись, дата)

 

 

Руководитель

Старший преподаватель       _______________           Е.В. Махина

   (Подпись, дата)

 

 

                                                 МИНСК 2012

Содержание

Введение

Глава 1 Налоги: понятие, функции, формы и виды

    1. Налоги: понятие и их роль.
    2. Виды налогов
    3. Функции налогов.

Глава 2. Кривая Лаффера

2.1 История появления кривой  Лаффера. Предшественники Лаффера.

2.2 Понятие и сущность кривой Лаффера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на налоги. Давайте вспомним детство, когда нам рассказывали про Робин Гуда и его друзей. Как он забирал деньги у богатых и раздавал их бедным. Его до сих пор многие считают «героем» это не так, как по мне это просто завистник, и мошенник денежных афер. Давайте углубимся в историю, когда были короли, налоги взымались, только на войны. С1799 по 1816 год в Великобритании существовали налоги для войны с Наполеоном, а в Америке для гражданской войны 1861—1865.В Америке приняли 16-ю поправку в 1913 году и подоходный налог стал постоянным.

Естественно когда государство начало получать налог, аппетит его рос всё больше и больше. Средняя заработная плата на данный момент составляет в Беларуси 100-150$США. А налог мы платим везде, возьмём, к примеру, хлеб: посадили пшеницу - налог. Перемололи в муку на продажу теперь двойной налог, с продавца и покупателя, повезли на завод на выпечку, теперь платит владелец завода и покупатель и наконец, магазин и мы. А булка хлеба в Беларуси 3-4 тыс. руб. Только представьте, сколько налогов взымают с одной булки! По мере роста государству требуются всё новые и новые деньги, которые мы предоставляем в виде налогов. Закон о налогах приняли именно потому, что массы верили в "Робингудовскую" теорию экономики: нужно забрать всё у богатых и раздать это остальным. И до сих пор  бедные верят в то что если богатые будут платить больше налогов, то бедные станут жить лучше.

А теперь посмотрим на преимущество при уплате налогов. Возьмём, к примеру любую фирму, эта фирма зарабатывает, тратит всё что может, а с того что осталось платит налог. Рабочие же наоборот зарабатывают деньги, с них берут налоги, и они пытаются прожить на то, что осталось. Я считаю, что каждый должен не просто думать, а знать, должен ли он платить налог?

И всё же хотелось бы узнать что на самом деле такое налоги, их история, виды и функции. В своей работе я подниму и попытаюсь раскрыть эти темы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоги: понятие, функции, формы и виды

    1. Налоги: понятие и их роль.

Любому государству для  осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета  государство использует различные  источники доходов, однако на сегодняшний  день человеческий опыт не знает более  эффективного способа собирания  денежных средств, чем налоги. В любом  государстве налоги составляют по сравнению  с другими источниками доходов  большую часть бюджета. В Республике Беларусь, как правило, их доля составляет 75%.

Социальное значение налогов  определяется выполняемыми ими в  обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора  денежных средств) доминировала.

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем  перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот  возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка  наиболее слабых в материальном плане  слоев населения и др. С помощью  налогов возможно регулирование  структуры потребления и уровня доходов населения.

Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может  свидетельствовать о неблагоприятном  финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения  возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.

Признаки налога. Определить понятие налога можно путем указания на его признаки.

- законность установления и введения;  
- обязательность налоговых платежей и возможность принуждения со стороны государства за нарушение налоговых норм;  
- безвозмездность;  
- отчуждение собственности при уплате;  
- абстрактность налоговых платежей;  
- внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд;  
- обезличивание платежей при поступлении в бюджет или во внебюджетный фонд.

С точки зрения экономической  науки налоги есть особая форма перераспределения  имущества, узаконенное нарушение  отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.

Однако в некоторых  государствах (обычно небольших) допускается  установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется  не всеми правоведами. В связи  с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему  налог.

Поэтому можно говорить о  другой черте налога — это индивидуально-безвозмездные  платежи. Слово «индивидуально»  в данном случае необходимо, так  как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все  равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог  от других платежей, в частности  от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.

Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем  его установлении государством и  взимании при наличии объекта  налогообложения вне зависимости  от желания налогоплательщика. Кроме  того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие  которого также необходимо для получения  полного представления о природе  налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог  превращается в добровольное пожертвование.

Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак  позволяет отличить его от конфискации  имущества, штрафа.

Теперь суммируем вышесказанное.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

1.2 Виды налогов

Современная налоговая система  включает различные виды налогов.

А) По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др.

Прямые налоги подразделяются на:

- налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

- налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

 Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Они подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся  также таможенные пошлины. Главная  особенность косвенных налогов  заключается в том, что их тяжесть  перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что  эти налоги хорошо собираемы, так  как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом. [Особенности косвенных и прямых налогов табл.1.1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 Особенности косвенных  и прямых налогов

 

Б) Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

В) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход)  организаций;

налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с  физических лиц;

- взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и  таможенные сборы;

- налог на пользование  недрами;

- налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные  сборы.

- Государственная пошлина.

При применении специальных налоговых режимов могут устанавливаться другие федеральные налоги.

Информация о работе Налоги: функции, виды, типы. Кривая Лаффера