Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является проблема устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики в условиях глобализации.
Предметом исследования – политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях формирования глобального постиндустриального общества.
Целью исследования является анализ конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ…………………...4
1.1. Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система…………………………………………………………...4
1.2. Система показателей конкурентоспособного развития национальной экономики……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………………………...17
2.1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России ……………………………………………….17
2.2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства …………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
В таких странах, как Австрия, Венгрия и Словения, успешно применяется образовательная политика, направленная на развитие компетенций, необходимых в кластере, за счет проведения различных обучающих программ и курсов. Однако, как показывает мировая практика, наибольшего эффекта позволяет добиться широкая кластерная политика, воздействующая на ключевые факторы успеха формирования и развития кластеров.
Если говорить о барьерах, стоящих на пути развития и реализации кластерных инициатив в России, то прежде всего необходимо отметить отсутствие понимания сущности и преимуществ кластерного подхода со стороны государства и, как следствие, неправильный подход либо отсутствие поддержки кластерных инициатив со стороны органов власти разного уровня. Так, к примеру, разработанная Минэкономразвития России при поддержке АНХ «Концепция развития территориальных промышленных кластеров» предусматривает создание кластеров только в отраслях промышленности. Это связано с попыткой опереться на советский опыт организации торгово-промышленных комплексов (ТПК), однако коренное отличие кластера от ТПК заключается в том, что последний представляет собой конгломерат предприятий, сформированных «сверху», без собственного осознания взаимной полезности друг другу.
Еще один фактор, сдерживающий развитие кластерного подхода в России, - удобная для минимизации налогообложения и использования административного ресурса практика вертикально-интегрированных компаний. В действительности подобная практика фокусирования на всех этапах отраслевой цепочки ценности существенно ограничивает эффективность деятельности компаний. К примеру, уровень производительности труда в России, как в целом, так и по отдельным отраслям не превышает 20% от уровня США: производительность труда российских сборщиков автомобилей составляет 12% от уровня США, в пищевой промышленности – 9%, в химической и нефтехимической – 13%.9
Непосредственно связанным с этой проблемой оказывается вопрос о развитии малого и среднего бизнеса в стране. На сегодняшний день меры, предпринимаемые для поддержки малого бизнеса, носят декларативный характер, и российская бизнес-среда остается комфортной для крупных компаний. Так, количество малых предприятий (в расчете на 10 тыс. населения) в России в 13 раз меньше, чем в Венгрии, и в 11 раз – чем в Италии, а доля расходов на малый бизнес в общем объеме расходов федерального бюджета в 2006 г. составляла всего 0,07%.
При
этом конкурентоспособность
Одним из важнейших барьеров, стоящих на пути развития кластерных инициатив в России, также выступает отсутствие культуры информационной открытости, которое выливается в недоверие между потенциальными участниками кластера и формирование недобросовестной конкуренции. К ограничениям развития кластерного подхода также относится низкая культура производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга.
Один из основных рисков, связанных с развитием кластерных инициатив, заключается в недостаточном внимании и участии органов власти и управления в момент формирования кластеров. При наличии благоприятных условий для развития кластеров часто возникает уверенность, что все образуется «само собой», по взмаху волшебной палочки. Но формирование и развитие кластера — это кропотливая, упорная, но вполне посильная работа, которая дает реальные результаты. Пример - Бразилия, где изначально сложившиеся благоприятные условия для развития кластера по сборке автомобилей были, фактически, упущены. Приход заинтересованных мировых автопроизводителей мог бы стать основой для качественного развития автомобильной промышленности страны, мог бы… если бы автопроизводителям была оказана поддержка органов власти, в частности, в области образования и повышения квалификации кадров. Как результат, если в начале XX века автомобильная промышленность Бразилии росла более чем на 20% в год, сегодня темпы роста составляют около 2%, объем иностранных инвестиций сократился более чем в 3 раза, а мечты о лидерстве Бразилии на американском рынке производства автомобилей оказались не реализованы.
Как уже говорилось выше, кластерная политика может быть направлена как на стимулирование развития кластерных инициатив, так и на создание благоприятной среды для развития уже существующих кластеров. И в том, и в другом случае для выбора инструментов поддержки развития кластеров необходимо четко определить проблемные зоны. Так, если существует проблема с недостаточной критической массой участников кластера, то инструментами поддержки могут быть развитие инкубаторов, поддержка стартапов, привлечение новых фирм. Если участники потенциального кластера сталкиваются с недостатком информации, то в данном случае целесообразно создавать информационные порталы для участников, организовывать выпуск различных информационных материалов, проводить аудит и картографирование компетенций.
Если говорить о Германии, то большинство ее федеральных земель имеет на своей территории автомобильные кластеры. Однако после объединения страны наметилась тенденция перемещения предприятий автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Такая тенденция была обусловлена не только более низкими издержками производства по сравнению с Западной Германией, но и наличием благоприятной инфраструктуры для развития автомобильной промышленности. В частности, ведущую роль в экономике Восточной Германии играют малые и средние предприятия с небольшим штатом сотрудников, а уровень квалификации и образовательная инфраструктура позволяют обеспечивать производство качественными научными исследованиями. При этом ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.
Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения.
На сегодняшний день в составе кластера – такие производители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих и оборудования KUKA Schweissanlagen GmbH, MITEC Automotive AG, Schnellecke Group, Siemens VDO Automotive AG, TRIMET Aluminium AG, Немецкий индустриальный банк, Институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига и другие компании и институты.
Цель
создания кластера заключается в
повышении
Использование кластерных технологий наиболее перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены в кратчайшие сроки создать конкурентоспособную отрасль промышленности. На данный момент ситуация складывается таким образом, что инициативы федерального центра фактически создают условия для развития кластеров на региональном уровне. В частности, особые экономические зоны, которые сами по себе кластерами не являются, выступают в качестве инфраструктуры для оформления и развития кластерных инициатив. Те территории, которые сегодня получили статус особых экономических зон, имеют потенциал для развития кластеров: в Санкт-Петербурге – это автомобильный кластер и кластер приборостроения, в Зеленограде – кластер микроэлектроники, в Томской области – биотехнологический и ИКТ-кластер, в Липецкой области – кластер производства «белой техники».
Более
того, концепция стратегии социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие выводы. С интенсификацией и усложнением экономических взаимосвязей, прогрессом технологии, распространением процессов глобализации и возрастающей ролью государства в обеспечении условий экономического развития повышается интерес к исследованию национальной конкурентоспособности и факторов, ее формирующих.
В силу сложности современного мира (глобализация, интернационализация, метакультуризация и т.п.), национальные экономики более чем когда-либо нуждаются в проводимой правительством скоординированной политике – это неоспоримый фактор повышения конкурентоспособности. Государство должно разрабатывать новые методы своего вмешательства, чтобы скорректировать несовершенства рынка и обеспечить справедливость и долговременное развитие. Только координация этих двух процессов может обеспечить ускоренное формирование капиталов и рост экономики. Задачей является не уменьшение государственных расходов, а улучшение их распределения и эффективности.
Разумеется,
конкурентоспособность
Последняя предполагает не только форсированное развитие отраслей создания, передачи и обработки информации, но и переход на новые (сетевые) методы организации бизнеса и госрегулирования экономики, превращение инноваций и технологических изменений в рутинный элемент экономической деятельности, кардинальное повышение зависимости экономического развития от масштабов и качества НИОКР и господдержки экономики.
Глобально-информационный технологический уклад в отличие от предыдущих (индустриальных) укладов открывает серию волн развития информационной (постиндустриальной) экономики, основой которой служат тиражирование информации и использование биологических и других тонких технологий преобразования материи. Это предопределяет энерго-, трудо- и материало-сберегаюший тип технического прогресса, резко растущую роль науки и образования, новое качество управления экономикой, в том числе институционального его обеспечения. Соответственно возрастают конкурентные преимущества стран-технологических лидеров и ухудшаются позиции отсталых в инновационном отношении стран (даже обладающих избыточными трудовыми и природными ресурсами).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ