Национальная конкурентоспособность как стратегическая цель государственного планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является проблема устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики в условиях глобализации.
Предметом исследования – политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях формирования глобального постиндустриального общества.
Целью исследования является анализ конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ…………………...4
1.1. Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система…………………………………………………………...4
1.2. Система показателей конкурентоспособного развития национальной экономики……………………………………………………………………………9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………………………...17
2.1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России ……………………………………………….17
2.2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства …………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

банкалюк.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

  Национальная конкурентоспособность как стратегическая цель государственного планирования и прогнозирования 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ  РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ…………………...4

    1. Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система…………………………………………………………...4
    2. Система показателей конкурентоспособного развития национальной экономики……………………………………………………………………………9
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………………………...17

    1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России ……………………………………………….17
    2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства …………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37

 

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема  устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики уже давно  приобрела важнейшее значение в  макроэкономической политике развитых стран. Для России вопрос повышения конкурентоспособности национальной экономики актуален на сегодня как никогда. Повышение конкурентоспособности отечественной экономики – важнейшая задача ближайших десятилетий, не будет сильным преувеличением сказать, что большинство острейших экономических проблем, включая низкий уровень жизни, теневую экономику, внешнюю и внутреннею задолженность, проблемы бюджета и устойчивости национальной валюты и др., являются производными от низкой конкурентоспособности.

     Объектом  исследования курсовой работы является проблема устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики в  условиях глобализации.

     Предметом исследования – политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях формирования глобального постиндустриального общества.

     Целью исследования является анализ конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции.

     Задачи  курсовой работы:

     - изучить сущность национальной конкурентоспособности как многоуровневой системы;

     - рассмотреть систему показателей конкурентоспособного развития национальной экономики;

     - сделать анализ системообразующих факторов и условий конкурентоспособности национальной экономики России;

     - проанализировать кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства.

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ  РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК  СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ

     1.1. Национальная конкурентоспособность  как сложный феномен  и многоуровневая система

    Существует  достаточно большое количество определений  и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Можно выделить три основных подхода к изучению и объяснению конкурентоспособности, встречающиеся в теоретической мысли: 1

    - микроэкономический (сосредоточивающийся  на анализе конкурентоспособности предприятия, фирмы);

    - макроэкономический (фокусирующийся  на международной конкурентоспособности с точки зрения свободного обмена, обусловленного стоимостью факторов производства, издержками капитала, совокупным спросом, нормами  сбережения и инвестирования, ростом производительности, а также обменным курсом мировых валют);

    - политико-государственный (изучающий  промышленную политику государства, активно вмешивающегося в экономику через субсидирование НИОКР и защиту внутреннего рынка и т.п.).

    Таким образом, можно отметить тот факт, что при определении факторов определяющих конкурентоспособность экономических систем, теоретическая мысль развивается в полемике между сторонниками протекционизма и защитниками свободной торговли. То есть, в полемике между классической (либеральной) экономической традицией, базирующейся на фундаментальной гипотезе, что международный обмен осуществляется согласно принципам рынка, т.е. в зависимости от свободного спроса и предложения, и альтернативными подходами, констатирующими тот факт, что международным обменом управляют соотношения сил, являющиеся результатом международных различий и институциональной асимметрии.

     Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций или предлагаемые отдельными учеными, по существу опираются на неоклассический синтез, институциональный подход в экономической теории. В частности, это относится к принятому странами ОЭСР общему определению конкурентоспособности как способности компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения, доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

     Важно отметить, что, с одной стороны, в этих определениях отражается новый этап эволюции источников национальной конкурентоспособности. Если традиционно на передний план последовательно выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие благоприятных относительных цен на основные факторы производства (прежде всего на труд и природные ресурсы), то в настоящее время акценты смещаются в сторону таких факторов, как высокая производительность, качество жизни основной массы населения, обладание новейшими технологиями, а также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии.

    Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.

    Конкурентоспособность компании – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать  свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она  может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках.

    К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента. Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.

    В последнее десятилетие достижение конкурентных преимуществ компаниями увязывается с глобализацией хозяйственной жизни. Это выражается в дерегулировании рынков и либерализации осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики. Процесс глобализации сопровождается усилением конкуренции, что приводит к созданию различных стратегических альянсов между компаниями, а также к увеличению слияний и поглощений.

    Причем  современный мировой рынок характеризуется  размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Для компаний процесс глобализации хозяйственной жизни дает возможность диверсификации, специализации, использования преимуществ дерегулирования посредством осуществления крупных инвестиций на любых рынках, привлечения различных финансовых средств, снижения издержек производства за счет выпуска стандартизированной продукции и экономии на масштабах, использования более тесных деловых связей с другими предприятиями, банками для создания предпринимательских сетей и т.д. Все это неизбежно ведет к повышению конкурентоспособности таких компаний.

    Для того, чтобы использовать преимущества глобализации, компании, прежде всего, необходимо знать степень глобализации отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность. К основным критериям оценки степени глобализации отрасли относятся такие показатели, как однородность спроса, использование международного разделения труда, экономия на масштабах производства, конкуренция в мировом масштабе, высокая доля расходов на научные исследования и разработки, международные альянсы, слияния и поглощения.

    Так, к глобальным отраслям можно отнести  автомобильную промышленность, авиаперевозки, производство компьютеров, телекоммуникации. К многонациональным относятся такие отрасли, как производство искусственных волокон, научных и медицинских приборов, удобрений, переработка пищевых продуктов и т.д.

    Компания, работающая в какой-либо области  производства и реализации товаров  и услуг, должна знать основные факторы  достижения конкурентоспособности. При этом необходимо учитывать, что конкурентные условия в различных отраслях промышленности на мировом рынке не одинаковы. Например, при производстве технически сложной продукции важнейшими факторами, определяющими успех компании, являются использование принципиально новой технологии и передовых методов организации производства. В производстве потребительских товаров длительного пользования определяющей является монопольная и олигопольная конкуренция. Производство относительно простой продукции требует детального изучения потребностей потребителя.

    Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым, имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. Все четыре фактора (сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология), а также эффективный менеджмент определяли успех компаний данной страны.

    С развитием научно-технического прогресса и государственной системы регулирования предпринимательской деятельности значение этих четырех факторов существенно изменилось. Наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Технологические разработки новых продуктов стали играть меньшую роль по сравнению с созданием новых технологий производства. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность страны, а следовательно и компании, все больше и больше в настоящее время становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов.

    Необходимо  отметить, что для обеспечения  конкурентных позиций компании на мировом рынке ей, прежде всего, необходимо обладать конкурентными преимуществами на национальном рынке. Компания должна обладать прочным положением на внутреннем рынке, умело использовать все его ресурсы и возможности. Конкурентоспособность компании на международных рынках также во многом зависит и от поддержки и содействия со стороны государства путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, обеспечения необходимой информацией о конъюнктуре рынков.

    Традиционно считается, что на мировом рынке  наиболее конкурентоспособной страной в области производства промышленной продукции (компьютеры, промышленное оборудование) является Япония; в области высоких технологий – США; химической и автомобильной промышленности – Германия; в области дизайна (легкая промышленность, мебель) – Италия; в инженерных разработках – Великобритания.2

    Глобализация  хозяйственной жизни, ослабление государственного регулирования, либерализация условий осуществления предпринимательской деятельности, создание региональных хозяйственных систем создают новые условия для осуществления операций на мировом рынке международными компаниями. Сегодня все большее количество отечественных компаний осуществляет операции за пределами внутреннего рынка. Поэтому перед российскими предприятиями встает проблема изучения конкурентных условий мирового рынка. В XXI веке конъюнктуру рынка будут определять крупные международные компании, характеризующиеся высокой инновативностью, сумевшие использовать все факторы успеха для повышения своей конкурентоспособности.

     1.2. Система показателей  конкурентоспособного  развития национальной  экономики 

    Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций или предлагаемые отдельными учеными, по существу опираются на неоклассический синтез, институциональный подход в экономической теории. В частности, это относится к принятому странами ОЭСР общему определению конкурентоспособности как способности компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения, доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Информация о работе Национальная конкурентоспособность как стратегическая цель государственного планирования и прогнозирования