Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является проблема устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики в условиях глобализации.
Предметом исследования – политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях формирования глобального постиндустриального общества.
Целью исследования является анализ конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ…………………...4
1.1. Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система…………………………………………………………...4
1.2. Система показателей конкурентоспособного развития национальной экономики……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………………………...17
2.1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России ……………………………………………….17
2.2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства …………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Качество внутреннего спроса, особенно в потребительском секторе, за последние 15-20 лет существенно изменилось. Исчезла безликость спроса, присущая ему в период товарного дефицита, он стал более структурированным. В условиях заметного усиления роли импорта в обеспечении населения и растущей дифференциации доходов граждан, спрос все больше ориентируется на общемировые стандарты потребления, индивидуализируются, становится избирательным и требовательным к ценовым и качественным параметрам товаров и услуг. Эти сдвиги в характере спроса, несомненно, благоприятствуют развитию конкурентных преимуществ отечественных производителей.
Под влиянием изменившегося характера спроса уменьшился выпуск потребительской продукции низкого качества и непригодного ассортимента, приобретавшийся ранее только из-за отсутствия выбора. Свертывание нежизнеспособных производств, унаследованных от плановой экономики, - неизбежный результат перехода к рынку. Его нельзя не оценить положительно даже с учетом того, что оно привело к сокращению ВВП за годы преобразований.
Представляется
немаловажным, что при ограниченном
и сокращавшимся в целом спросе
отечественные производители
Специфика нынешней социально - экономической ситуации в России (невысокий по мировым меркам уровень доходов населения, недостаток оборонных средств у предприятий и т.л.) обусловливает отношение потребителей к выбору продукции. Предпочтение, как правило, отдается более дешевым ее видам, а не более качественным. Вполне естественно, что спрос на внутреннем рынке по своей требовательности к потребительским свойствам и качеству продукции пока еще уступает спросу в промышленно развитых странах мира. Это лишает отечественные предприятия возможности ориентироваться на предпочтения внутреннего рынка при продвижении своих изделий на рынки этих стран. Экспансия же на рынки развивающихся стран при опоре на не требовательный внутренний спрос может принести российским производителям лишь временный успех и в конечном итоге, обернутся консервацией технической отсталости производства.
Достичь
успеха в той или иной отрасли
тем легче, чем больше в стране
конкурентоспособных
Россия располагает весьма масштабным и деффиринцированным по отраслям промышленным комплексом, способным выпускать разнообразную продукцию, начиная с простейших инструментов до космических объектов. Российские производители имеют возможность развиваться, взаимодействую с сопутствующими и поддерживающими отечественными предприятиями. Однако промышленный производственный аппарат России существенно изношен, заметная часть основных фондов морально и физически устарела. Страна по существу не имеет ни одного сколько - ни будь значимого блока родственных предприятий (кластера, по терминологии М.Портера), все элементы которого были бы конкурентоспособными на мировом рынке.
Основная масса российских промышленных предприятий, по мнению правительства, в состоянии, тем не менее, удерживать свои позиции на рынке, и только 30% мощностей не могут производить конкурентоспособную продукцию. Эту оценку подтверждает исследование, проведенное международной консалтинговой компанией «McKinsey» в 10 отраслях российской экономики, по которому только 25% имеющихся в стране промышленных мощностей являются нежизнеспособными.
Очевидно, что отсутствие кластеров конкурентоспособных отраслей задача продвижения конечной продукции российских производителей на внешние рынки труднореализуема. В условиях сложившихся рыночных отношений фирмы, как правило, применяют в основном две типичные стратегии удержания преимуществ, базирующиеся либо на снижение издержек, либо на дифференциации продукции.
Принципы, которыми в своей деятельности руководствуются отечественные фирмы, как правило, кардинальным образом отличаются от стратегий корпораций в странах со сложившейся рыночной экономикой. Цели производственной и коммерческой деятельности российских предприятий вытекают из характера складывающихся в стране экономических отношений, наиболее расхожее, но далеко не всеохватывающее определение которых – «дикий» капитализм.
Специалисты по управлению отмечают, что в условиях еще не завершившегося перераспределения собственности и отсутствия ее эффективной защиты главная цель менеджеровского звена отечественных предприятий и фирм состоит в «делание денег», а зачастую - и в личном обогащении. Вопросы развития бизнеса отходят на задний план, доминирующей становится идеология сокращения и даже ликвидации предприятий. Практически все крупные российские корпорации, сформировавшиеся на базе государственных предприятий, контролируются не акционерами, а группами частных лиц. При этом организационное построение корпораций избавляет их реальных владельцев от какой либо ответственности пред акционерами за эффективность работы предприятия. Управление корпорациями осуществляется формально наемными менеджерами по указаниям владельцев на «доверительной» основе.
В этих условиях финансовые потоки предприятий направляются таким образом, чтобы максимально увести их от налогообложения, от кредиторов, от «чужих» акционеров. Практически вся прибыль и значительная часть инвестиционных ресурсов вывозится за границу, а затем по мере необходимости реимпортируется в виде кредитов зарубежных банков либо прямых инвестиций иностранного капитала. В целях сохранения собственности и обеспечения ее приращения, корпоративный сектор экономики поддерживает формальные и неформальные связи с государственным аппаратом, стремясь взять его под свой контроль.
За годы переходного периода в России сложилась особая, нестандартная этика деловых отношений, допускающая возможность гигантских выигрышей на трудностях партнера (включая государство), прямого обмана, жестокого, зачастую неэкономического (в том числе криминального) давления на конкурентов, использования в отношениях с контрагентами силы исполнительной власти. Господствующая деловая этика во многом определяет характер конкуренции на внутреннем рынке, которая вряд ли может быть оценена как свободная.
Конкуренция в российской промышленности в целом пока не очень остра. По оценки Института экономики переходного периода (ИЭПП), уровень ее на внутреннем рынке следует квалифицировать как невысокий. (Аналогичные выводы можно сделать на основе опроса промышленных предприятий, проведенного ИМЭМО РАН). ИЭПП подчеркивает, что вопреки бытующим представлениям, наиболее существенную конкуренция на всех рынках сбыта внутри страны отечественные предприятия испытывают со стороны других российских предприятий. Конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья уступает внутрироссийской конкуренции, а соперничество с товарами из стран СНГ является слабовыраженным.
Подводя
итог, приходится констатировать, что
все системообразующие факторы
и условия
2.2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства
Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально – «расти вместе»). Согласно классическому определению, в основе которого лежит подход профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Несмотря на то, что интерес к кластерам как эффективному инструменту повышения конкурентоспособности возрос преимущественно в последней четверти XX века, сам кластерный подход – совсем не новое явление. Разработки в этом направлении велись еще в XIX веке. Так, к примеру, в своей работе «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» (1826 г.) И. Тюнен рассматривал математическую пространственную модель сменяющих друг друга систем сельского хозяйства в виде концентрических кругов, расположенных вокруг большого города и обеспечивающих минимум транспортных затрат. Английский экономист второй половины XIX века А. Маршалл в качестве факторов, обеспечивающих повышение эффективности экспортно-ориентированной экономики, обозначил квалифицированную рабочую силу, вовлечение связанных отраслей и специализацию субъектов хозяйственной деятельности. Однако если в XIX веке развитие концепции кластерной экономики проходило в рамках индустриального подхода, то сегодня центральная идея – конкурентоспособность.
Для облегчения понимания идеи кластерного подхода в Национальном институте конкурентоспособности7 разработана концепция идентификации кластера - «4К»:
-
концентрация компаний из
-
конкуренция в борьбе за
- кооперация в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке;
- конкурентоспособность на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.
Таким образом, участниками кластера являются компании-производители, компании-поставщики, образовательные учреждения, НИИ, финансовые институты, государственные органы, а также организации по сотрудничеству. При кластерном подходе отраслевая цепочка разделяется между участниками, входящими в кластер и сфокусированными на конкретном виде деятельности, за счет чего происходит повышение эффективности их деятельности. При этом, как это ни парадоксально, не возникает противоречия между экономическим результатом объединения компаний в кластер, который выражается в повышении эффективности их деятельности, а другими словами — производительности труда, и уровнем занятости на территории региона. Данный факт обусловлен тем, что уровень занятости в кластере растет за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих отраслях, а также, что немаловажно, государственной политики занятости и обучения.
В современных условиях кластерный подход оказывается оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, то есть компаний и институтов, входящих в его состав, так и для того региона, на территории которого этот кластер находится. Так, к примеру, сегодня доля ВВП США, производимого в кластерах, составляет порядка 60%. Автомобильный кластер PANAC в Венгрии, созданный в 2000 г., обеспечивает 14% промышленного производства и 31% обрабатывающей промышленности страны. Формирование кластера по производству вина в Чили обеспечило лидерство государства в области виноделия.8
В отличие от отраслевого подхода, по сути деформирующего конкуренцию за счет лоббирования интересов отдельной отрасли или компании и, как следствие, «перетекания» выгод в одну из отраслей, кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала роста региональных экономических субъектов. Более того, основанная на развитии диалога между ключевыми игроками региона, формировании совместного видения и общих целей, кластерная политика снимает ограничения территориального подхода, не позволяющего адекватно оценить взаимосвязи между корпорациями и другими субъектами рынка.
В целом результаты развития кластеров для органов власти и бизнеса с учетом временных горизонтов можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Так, к краткосрочным результатам относятся повышение эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формирование единого видения развития бизнеса и региона, развитие взаимодействия между поставщиками, производителями, ВУЗами, финансовыми и государственными институтами. В среднесрочной перспективе за счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия уже происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т.д.) в регионе. А на выходе, то есть в долгосрочной перспективе, мы получаем высокий уровень конкурентоспособности всех участников кластера, а также инновационности и технологичности.
Кластерная политика должна быть направлена, с одной стороны, на стимулирование развития кластерных инициатив, а с другой, на создание благоприятной среды для развития уже существующих кластеров. При этом может быть выбрана та или иная стратегия проведения кластерной политики. Это может быть стратегия посредничества, когда органы власти делают акцент на создании условий для диалога и стимулировании кооперации между участниками кластера, либо стратегия стимулирования спроса, заключающаяся в размещении государственного заказа и обеспечении трансфера технологий.