Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является проблема устойчивого, конкурентоспособного развития национальной экономики в условиях глобализации.
Предметом исследования – политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях формирования глобального постиндустриального общества.
Целью исследования является анализ конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ…………………...4
1.1. Национальная конкурентоспособность как сложный феномен и многоуровневая система…………………………………………………………...4
1.2. Система показателей конкурентоспособного развития национальной экономики……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………………………...17
2.1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России ……………………………………………….17
2.2. Кластерный подход как фактор конкурентоспособного развития и роста отечественного производства …………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Из приведенных выше оценок положения России в мире по конкурентоспособности следует, что главными конкурентными преимуществами у нас являются достаточно образованная и квалифицированная рабочая сила и накопленный научно-технический потенциал. И то и другое - достижения еще советской системы. К сожалению, имеющиеся конкурентные преимущества пока не только не развиваются, но и просто деградируют, что является прямым следствием разрушения старой экономической системы и незавершенности перехода к новой. Поддержание и развитие конкурентных преимуществ России в настоящее время напрямую связаны со становлением институтов рынка и формированием зрелой рыночной среды, что в свою очередь может стать результатом лишь совместных усилий государства (адекватное регулирование экономики) и частного сектора. Однако позиции России наиболее слабы именно в этой сфере.
Наиболее развита рыночная среда в США и Германии, благодаря созданию в этих странах общих благоприятных условий для эффективного функционирования бизнеса. Главными из этих условий являются: отсутствие серьезных препятствий для возникновения нового бизнеса, гибкое регулирование сферы предпринимательства, зрелость информационных структур бизнеса и достаточно высокий уровень финансовой прозрачности компаний.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Системообразующие факторы и условия конкурентоспособности национальной экономики России
С интенсификацией и усложнением экономических взаимосвязей, прогрессом технологии, распространением процессов глобализации и возрастающей ролью государства в обеспечении условий экономического развития повышается интерес к исследованию национальной конкурентоспособности и факторов, ее формирующих.
В силу сложности современного мира (глобализация, интернационализация, метакультуризация и т.п.), национальные экономики более чем когда-либо нуждаются в проводимой правительством скоординированной политике – это неоспоримый фактор повышения конкурентоспособности. Государство должно разрабатывать новые методы своего вмешательства, чтобы скорректировать несовершенства рынка и обеспечить справедливость и долговременное развитие. Только координация этих двух процессов может обеспечить ускоренное формирование капиталов и рост экономики. Задачей является не уменьшение государственных расходов, а улучшение их распределения и эффективности.
Однако как справедливо замечает в своих исследованиях М. Портер: “правительственная политика неизбежно потерпит неудачу, если окажется единственным источником конкурентного преимущества нации". Подробно анализируя различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальных экономик М. Портер приходит к выводу, что конкурентные преимущества фирмы, как на внутреннем, так и на мировом рынках, во многом зависят от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы.
Приняв в качестве исходной посылки тезис о том, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы, исследователь поставил задачу выявить те свойства страны, которые в наибольшей степени содействуют успеху национальных фирм в международной конкуренции. Связав тем самым в своей теории конкурентные преимущества страны микро-, мезо- и макроуровень, он как бы ушел от проблемы макроконкурентоспособности, по существу переведя ее на мезоуровень. Это позволило избежать многих трудных проблем, не относящихся непосредственно к экономике, и сконцентрировать внимание на прагматичных вопросах уровня отдельных фирм или их отраслевых объединений.
Страна добивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии. М. Портер считает, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет большого самостоятельного значения для процветания государства, поскольку его цель в экономике – обеспечить гражданам достаточно высокий (и повышающийся) уровень жизни, а ее реализация зависит от эффективности использования национальных ресурсов.
Основу концепции М Портера составляет идея так называемого “национального ромба”, раскрывающего четыре основные группы факторов (детерминантов) страны. Эти факторы обуславливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Каждый в отдельности и все вместе они составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. Вот эти детерминанты:
1.
Параметры факторов
-
обеспеченность факторами
-
иерархию между факторами
- создание факторов производства (инвестиции, фундаментальные исследования, система образования и т.д.);
- отдельные недостатки факторов производства (недостатки базовых факторов, например: недостаток рабочей силы, нехватка внутренних сырья и материалов, суровый климат и т.д.).
2. Параметры спроса. Природа внутреннего спроса на продукцию или услуги той или иной отрасли. Она характеризуется тремя важными чертами:
- структурой внутреннего спроса. Её основной характеристикой М. Портер считает, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг и их инновациям. А так же эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность, сегментная структура, степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции, фазы жизненного цикла спроса и другие параметры;
- объемом и динамикой роста внутреннего спроса. Величина спроса, число независимых покупателей, скорость роста спроса на внутреннем рынке, а так же упреждающее возникновение спроса на внутреннем рынке и его раннее насыщение;
-
механизмами распространения
3.
Сопутствующие и
4.
Стратегия, структура и
Согласно Портеру, два добавочных фактора играют важную роль в национальной системе конкурентного преимущества: случай и правительство. Случайные события оказывали и оказывают влияние на изменения в конкурентном преимуществе той или иной отрасли и на всю экономику в целом. Основная роль правительства в конкурентном преимуществе нации состоит в том, чтобы влиять на четыре основные группы факторов, хотя его роль как было отмечено выше, достаточно ограничена.
“Модель национального ромба” представляет систему детерминантов конкурентного преимущества, компоненты которой (как и в любой системе), находятся во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности), то есть внутреннего единства. Этот известный эффект позволяет системе обладать свойствами несводимыми к простой сумме свойств составляющих ее элементов, т.е. система обладает качествами “целого, мыслимого как многое”.
Это свойство позволяет соответственно усиливать, либо ослаблять потенциальный уровень конкурентного преимущества компаний этой страны. М. Портер замечает, что “если обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта – в некоторых случаях просто в силу большего усилия и обязательств, - компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества”6.
Анализ концепции конкурентного преимущества М. Портера демонстрирует нам, что проблема конкурентоспособности страны понимается им в парадигме сравнительного преимущества сформированного государством, национального пространства, обеспечивающего внутреннее единство (целостность) детерминантов “национального ромба”. Что, в свою очередь, позволяет обеспечить лучшие условия для достижения успеха в международной конкуренции национальным компаниям данной страны.
Рыночные отношения в России начали складываться после семидесятилетнего господства планового хозяйства и длительной изоляции страны от мировой экономики, практически исключавших возможность конкуренции внутри страны. Формирование отдельных рынков и институтов в России пока не завершено. В народном хозяйстве присутствуют серьезные структурные деформации, возникшие в дореформенные годы и ставшие одной из главных причин экономического кризиса последнего десятилетия.
В связи с этим отечественные источники (детерминанты) конкурентных преимуществ имеют определенную специфику, вытекающую из переходного характера экономики, которая в значительной мере сказывается на возможностях российских производителей поддерживать и наращивать свою конкурентоспособность. Рассмотрим их, используя методологию М. Портера.
Проведенные отечественными специалистами исследования показали, что по состоянию факторных условий - размерам, структуре и качеству ресурсов - Россия не превосходит большинство стран мира и заметно уступает его индустриально развитому авангарду.
Важнейшими параметрами внутреннего спроса, от которых зависит активность фирм в формировании и сохранении конкурентных преимуществ, являются его объем, структура и характер роста, а также механизмы передачи предпочтений внутреннего рынка на рынки других стран. Величина спроса на внутреннем рынке способствует расширению конкурентных преимуществ тех отраслей и предприятий, в которых могут быть реализованы эффект масштаба при поточном производстве либо снижение издержек по мере освоения нового продукта, то есть прежде всего в обрабатываемой промышленности. Для подобных отраслей рост спроса становится сигналом к увеличению инвестиций.
Стремительное сокращение
Падение совокупного спроса могло бы оказаться в итоге еще большим, если бы параллельно не происходило увеличение ресурсоемкости отечественного производства. Заметную амортизирующую роль играло также уменьшение спроса в классической денежной форме, компенсированное широким распространением в промышленности и торговле спроса в товарной форме (бартера).
В течение прошедших лет на возрастающий спрос работали в основном предприятия по выпуску строительных материалов, растительного масла, алкогольной продукции и пива, что подтверждается увеличением объемов их розничных продаж. Также рос спрос на нефтедобывающее оборудование и средства связи, что обусловлено относительной инвестиционной активностью в отраслях- потребителях. Расширение спроса было характерно и для рынка рекламных услуг. В целом же величина внутреннего спроса не была побудительным мотивом увеличения производства и его модернизации. Она, скорее, сдерживала развитие предприятий. Для добывающих отраслей, металлургии, химии, лесопереработки и предприятий оборонной промышленности ограниченность внутреннего спроса компенсировалась их активной позицией на внешнем рынке.