Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.
Домашние
хозяйства в республике не обладают большим
потенциалом как потребители товаров
и услуг, и это отражает общую экономическую
ситуацию даже при приросте ВВП в течение
года на 10 %. Растущая дифференциация домашних
хозяйств в трансформационной экономике
является делом обычным, и это видно на
примере наших семей, среди которых всего
0,6 % купили в этом году автомобиль или
другие средства транспорта, и 1 % купили
или построили недвижимость. Парадоксально,
что при увеличении производства мебели
в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних
хозяйств обзавелись этой мебелью. Это
весьма скромные показатели, свидетельствующие
о недостаточно высоком уровне жизни.
Для наших бюджетов неизвестным событием
является покупка акций или иных ценных
бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают
валюту. Эта сумма превышает средний размер
вкладов в банки в два раза, которые сделали
5 % семей населения республики.
Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы -- совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.
В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль -- машиностроение и металлообработка--имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.
Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.
Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.
Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.
Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.
Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.
Особенностью структуры национальной
экономики Беларуси
является то, что она сложилась в условиях
бывшего СССР и поэтому содержит в себе
все специфические черты разделения труда
между республиками в едином народнохозяйственном
комплексе страны. Так, для нее характерны
высокая степень развитости и концентрации
металлообрабатывающих предприятий, сборочных
производств, предприятий химической
промышленности и др., отличающихся высокой
металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью.
Республика фактически представляет собой
"сборочный цех" бывшего Союза и поэтому
промышленность для нормальной работы
нуждается в постоянных поставках комплектующих
изделий из других стран СНГ.
Сельское хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.
Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.
В
непроизводственной сфере ведущее место
по затратам принадлежит военно-промышленному
комплексу. Беларусь была западным рубежом
СССР и поэтому по количеству военной
техники, приходящейся на одного жителя,
превосходит все остальные западноевропейские
страны. В настоящее время решается задача
перевода оборонной промышленности на
мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии,
проведение разоружения, сокращение военного
бюджета.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
Существенная черта национальной экономики -- сложившиеся макроэкономические пропорции.
Макроэкономические
пропорции -- это количественные соотношения
между различными подразделениями и сферами
общественного производства, отраслями,
территориально-
Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.
Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней можно выделить следующие виды пропорций:
общеэкономические -- между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;
межотраслевые -- между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.;
внутриотраслевые--между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;
территориальные-- общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
межгосударственные -- между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.
Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.
К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести,
во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных фондов.
во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и структурой общественных потребностей.
Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:
2.1 Проблемы сбалансированности
национальной экономики.
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение -- предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.
В национальной экономике РБ и других стран СНГ преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни -- в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства.
На сбалансированность национальной экономики республики влияет скудность топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической базы. Поэтому в республике ввоз сырья и комплектующих преобладает над вывозом продукции, причем 2/3 ввоза составляют каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, хлебопродукты, цемент. Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные продукты.
К прежним проблемам сбалансированности национальной экономики нашей республики добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в связи со структурным кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние, межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не самой республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.
В
период перехода к рынку национальная
экономика Беларуси характеризуется всеобщей
разбалансированностью. Инфляция, разрушение
хозяйственных связей нарушили товарно-денежную
сбалансированность, баланс денежных
доходов и расходов населения, торговый
баланс с другими странами, прежде всего
с Россией и т. п. Необходима структурная
перестройка, проявляющаяся в преобразовании
национальной экономики в соответствии
с потребностями республики и запросами
мирового рынка. Для Беларуси в настоящее
время характерны снижение численности
населения, его постарение, рост заболеваемости,
инвалидности, серьезные проблемы в медицинском
обслуживании, появление новых видов вынужденной
миграции. Неустойчива динамика реформирования
отношений собственности, медленно развивается
предпринимательство, а также реформирование
трудовых отношений. Есть просчеты в государственном
регулировании экономики и социальной
сферы; высок уровень инфляции и девальвации
белорусского рубля; недостаточное финансирование
образования, науки, культуры; ограничены
средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих
и малоотходных технологий, а также на
преодоление последствий чернобыльской
катастрофы. Все это не способствует устойчивому
человеческому развитию. Снижается продолжительность
жизни, около 1/3 населения живет за чертой
бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ,
почти половина пенсионеров получает
пенсии ниже прожиточного минимума. Почти
треть населения проживает в сельской
местности и в малых городских поселениях
с числом жителей менее 10 тыс. человек
и не имеет даже минимума современного
комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна
радиационная, экологическая, медицинская
и социальная защита населения, проживающего
в зонах радиоактивного загрязнения. Высок
уровень преступности, расширилось влияние
ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса.