Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Тип национальной экономики………………………………………………………………..6
2. Уровень социально-экономического и технико-технологического развития…………….8
3. Степень включения в процессы интеграции в мировую практику хозяйствования…….14
4. Структура хозяйствования…………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

нац эк.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Тип национальной  экономики………………………………………………………………..6

2. Уровень социально-экономического и технико-технологического развития…………….8

3. Степень включения  в процессы интеграции в мировую  практику хозяйствования…….14

4. Структура  хозяйствования…………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список использованных источников………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Германия  состоит из 16 административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Форпомерн (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф), Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. В.Е.Чиркин. (Государство и право 2004, N8-9.)

       До  объединения Германия была разбита  на две территории: 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия, официально включавшая земли Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, а 7 октября 1949 года - Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия), объявленная зоной Советского Союза. 3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон Германии. Федерация в зарубежных странах. -М.:Юрид. лит.,2003.

       Данная  конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.

       Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: Бундестаг - нижняя палата, Бундесрат - верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Председатель Бундесрата избирается поочередно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год. В компетенции Бундесрата находится одобрение принятых Бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.

       Исполнительная  ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым Премьер-министром, который избирается Бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня - федеральный, земельный и местный, - которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации. Федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, через аналогичные органы государственной власти земель Германии и на местах. Исключение составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция Германии фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций. Земли Германии являются относительно самостоятельными субъектами федерации и автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства Германии.

       Независимая судебная власть представлена Федеральным  Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом Германии и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам. «Германия. Конституция и законодательные акты». М.: Прогресс, 2002.

       Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все  основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества.

       Социал-демократическая  Партия, которая активно защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких товаропроизводителей, получила на последних выборах наибольшее количество мандатов благодаря обещанию Герхарда Шредера, лидера СДП, принять меры по сокращению безработицы. Эта партия пользуется широкой поддержкой в больших городах и промышленно развитых регионах, где проблема безработицы особенно актуальна. Однако, несмотря на некоторые принятые законы, регулирующие вопросы иммиграции, проблема безработицы в Германии по-прежнему является одной из самых острых. Римлянский В. Вступая в новый век // МЭиМО. 2003. № 2.

       Канцлер Германии Герхард Шредер призвал все немецкое общество приложить усилия для оживления экономики страны.

       Каждая  часть общества должна вложить свою лепту, сказал Шредер в обращении  к парламенту, которое должно было обозначить основные положения экономической  реформы Германии.

       В частности, канцлер призвал изменить немецкие законы о труде, которые, по словам канцлера слишком негибки, что  приводит к непосильной стоимости  рабочих рук для производителей. Кроме того, канцлер призвал Германию отказаться от одной из самых дорогостоящих программ социальной поддержки населения в Европе.

       Сокращение  социальных программ и либерализации  рынка труда - сильный удар по самой  идеологии немецкого государства, гордившегося своим высоким уровнем  социальной защиты.

       В написании работы использовались статьи из периодических изданий известных экономистов и политологов.

       Борисов С. В статье «Германия и ее экономика» приводит данные о глобализации экономики  Германии и ее последствии. Дается подробный  в основном отрицательный анализ результатов глобализации.

       В статье Барановой Е «Современная международная торговля» отмечается положение Германии в развитии внешнеэкономической  торговли. Рассмотрены связи с  Россией, определено их положение на международном уровне в этой области  экономике.

       В продолжение темы об экономике современной Германии, Битюков С. проводит сравнение положения и перспектив экономического роста, ее падения отдельных показателей в сравнении с различными периодами.

       Гутник  В. в статье «Германия, дорога к подъему» анализирует скрытые возможности и резервы Германии для увеличения темпов экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Тип национальной экономики
 

       Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной  рабочей силой. В экономической  системе Германии выделяется несколько специфических черт.

       Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные  действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

       Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

       В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли  немецких компаний идет на оплату труда  и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

       Высокий уровень старения населения также  обуславливает значительные расходы  на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для  безработных нередко порождает  иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5 %).

       Второй  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

         Динамика ВВП в странах Большой  восьмёрки в 1992—2009 годах, в  процентах от уровня 1992 года

       Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

       В Германии, в силу исторически обусловленных  причин, наблюдается неравномерное  экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

       Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток. 
 
 
 
 
 
 

    2. Уровень социально-экономического и технико-технологического развития. 

       В социально-экономическом и политическом развитии Германии важную роль сыграли  особенности её экономико- и политико-географического  положения. Большие выгоды обеспечивает местонахождение в центре Европы среди экономически высокоразвитых государств на пересечении трансевропейских магистралей широтного и меридиального направления. Одно из важных преимуществ – приморское положение Германии и близость к крупным портовым городам соседних стран (Роттердам, Антверпен и др.). В данной части работы хотелось бы рассмотреть социально-экономическое развитие Германии.

Информация о работе Национальная экономика