Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
Она появилась в 40--50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС, которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в качестве международного стандарта.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран.
Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.
Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.
Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пассивы производственного процесса.
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов:
1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;
2) финансовые учреждения и организации -- коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства); государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.;
4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
6) заграница (остальной мир) -- все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.
Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и внутри них.
В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами:
1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;
2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.);
3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).
К операциям внутри институциональных единиц относятся, например, строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.
СНС -- это "бухучет страны", т.к. в нем используются такие принципы бухучета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, а второй -- как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах "затраты -- выпуск". Третий блок представляет собой счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.
Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов (факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических процессов .
Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их частной собственности. Они предлагают эти ресурсы -- землю, денежный капитал, рабочую силу -- на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и услуги.
Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги.
Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру, обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру -- дороги, служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка оборудования).
Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования денежных средств.
Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период.
Основные макроэкономические показатели здесь -- совокупный общественный продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.
Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт (амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть рассчитано по формуле СОП = СП + НД,
где СП -- перенесенная стоимость средств производства;
НД -- национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает в форме валового общественного и конечного продуктов.
Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз.
Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт -- это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на цели потребления населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.
В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" -- часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты и др.
В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы: натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления. Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и запасов и другие цели.
В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности». Государство гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и своего благосостояния.
Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной, ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота. Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к тому, что,