Мотивация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
ГЛАВА 1: Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Их взаимосвязь и взаимообусловленность….........4
1.1.Основные понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Виды трудовой мотивации и их предназначения ………………………………………………………...……4
1.2.Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду ………………………………………..…9
1.3.Эволюция мотивации к эффективному труду в рыночной экономике …………………………………………………..………………11
ГЛАВА 2: Разработка механизмов мотивации к эффективному труду ……………………………………………………………………….15
2.1.Подходы к мотивации труда в социально - ориентированной экономике ………………………………………………………………….15
2.2. Разработка методов стимулирования и мотивации к эффективному труду ………………………………………………………26
Заключение ………………………….……………………………….33
Список использованной литературы ………………………………35

Работа содержит 1 файл

Реферат (новый).docx

— 71.52 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………2

ГЛАВА 1: Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Их взаимосвязь и взаимообусловленность….........4

1.1.Основные понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Виды трудовой мотивации и их предназначения ………………………………………………………...……4

1.2.Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду ………………………………………..…9

1.3.Эволюция мотивации к эффективному труду в рыночной экономике …………………………………………………..………………11

ГЛАВА 2: Разработка механизмов мотивации к эффективному труду  ……………………………………………………………………….15

2.1.Подходы к мотивации труда в социально - ориентированной экономике ………………………………………………………………….15

2.2.  Разработка методов стимулирования и мотивации к эффективному труду ………………………………………………………26

Заключение ………………………….……………………………….33

Список использованной литературы ………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном менеджменте  все большее значение приобретают  мотивационные аспекты. Мотивация  персонала является основным средством  обеспечения  оптимального использования  ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового  потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку  является  возрастающая роль личности работника. Соответственно  и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые  может опереться система  стимулирования. Для мотивации сотрудников  компании сегодня используют как  финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины  о  соотношении отдельных  аспектов мотивационной  сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Актуальность выбранной  тематики заключается в том, что  мотивация персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако, попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы,  что   затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.

Целью данной работы является изучение и анализ системы мотивации  персонала  и на основе этого разработать эффективный механизм мотивации труда.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «мотивация»;

- рассмотреть основные виды трудовых мотиваций и ценностных ориентаций;

- изучить эволюцию трудовых  мотиваций и ценностных ориентаций;

- выявить социальные приоритеты  управления стимулированием труда.

- разработать механизм повышения  эффективности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Их взаимосвязь и взаимообусловленность.

1.1. Основные понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов к эффективному труду. Виды трудовой мотивации и их предназначения.

Трудовая мотивация  — осознанное побуждение человека к труду путем воздействия на присущие ему мотивы труда.  В основе этих мотивов лежит интерес как форма реализации потребностей.  Наука дает определение потребностей как нужды в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Все это сводится к более лаконичному определению: потребности — внутренний побудитель активности.[1] с. 269

Осознанные обществом, социально-экономическими группами и отдельными людьми потребности  выступают как интересы.  Целенаправленное формирование интересов имеет важное значение в процессах воспитания и обучения, ибо реализация интересов личности, ее потребностей лежит в основе мотивов трудовой ориентации.

Стимул — побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей. Экономическая и социологическая наука выделяет в системе стимулов, так же как и в системе интересов, материальные  и нематериальные,  личные, коллективные и общественные интересы и стимулы.[1] с. 269

Принято выделять три основных вида трудовой мотивации:

  1. материальную;
  2. социальную (моральную);
  3. организационную (административную).[2] с. 465

Мотивация включает стимулирование, которое принято считать положительной  мотивацией, и санкции, обычно относимые  к отрицательной мотивации. Среди  мотивов труда решающее значение принято придавать мотивам, связанным  с материальной заинтересованностью. Именно они главным образом влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.

Материальная мотивация  реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного  учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы  расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика (об этом свидетельствует политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой) относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях  человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории  относят также побудительные  мотивы, связанные с творческой насыщенностью  и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями  в трудовом коллективе, отношениями  между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного  роста, самосовершенствования и самовыражения.

 

 

Таблица 1. Материальные и нематериальные стимулы к труду.

         Материальные стимулы

        Нематериальные стимулы

Денежные:

  • заработная плата; поощрительные выплаты
  • единовременные вознаграждения и т.д.

Социальные:

  • престижность труда
  • понимание ценности и полезности труда
  • возможность профессионально-квалификационного роста

Неденежные:

  • транспорт
  • питание
  • медицинское страхование
  • отдых и т.д.

Моральные:

  • награды
  • уважение коллег

Творческие:

  • возможность самовыражения и самосовершенствования
 

 

Источник: «Американский менеджмент на пороге XXI века», Грейсон Д.К., О'Делл К., 2001 год, 73 стр.

Организационная (или административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Статья 3 КЗоТ Российской Федерации  определяет, что работник должен: добросовестно  выполнять трудовые обязанности, соблюдать  трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу предприятия, выполнять  установленные нормы труда. Следовательно, основа этого вида мотивации —  дисциплина труда, а ее результат  — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия  на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.[3] с. 317

КЗоТ РФ предусматривает  конкретные меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, смещение на нижеоплачиваемую должность на тот же срок, увольнение за систематическое невыполнение без  уважительных причин трудовых обязанностей, а также за прогул без уважительных причин.

Административная мотивация  включает и меры поощрения. Законом  предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную  работу, новаторство в труде и  за другие достижения в работе применяются  следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение  ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.

Предназначение стимулов к труду заключается в развитии системы потребностей людей, структуры  их личных интересов, в раскрытии  способностей работника, повышении  его экономической и социальной ответственности. Чтобы стимулы  выполняли свою роль в полном объеме, в общественном сознании должен быть преодолен подход к человеку только как к индивидууму, сопоставляющему выгоды от роста

своего материального  благополучия с тяготами от более  интенсивного и напряженного труда. Подобный подход (к сожалению, наиболее распространенный) ограничивает систему  стимулирования заработной платой, вознаграждениями, возможностями «отоваривания» доходов. Моральные, творческие стимулы к труду рассматриваются как менее важные, им нередко отводится второстепенная роль.

Между тем когда стоит задача существенно повысить общественно необходимую интенсивность и качество работы, обеспечить лучшее использование производственного и трудового потенциала, очень важны и социальные факторы — гармонизация личных интересов, их сочетание с коллективными, создание благоприятных условий для развития личности в процессе труда. Чтобы реально управлять интересами и через интересы, необходимо обеспечивать общность материальных, моральных, творческих и других стимулов.[4] с. 70

Вывод: система стимулов к труду, как свидетельствует опыт не только российских, но и зарубежных предприятий, существенно повышает действенность материальной заинтересованности. Этот опыт подтверждает если заработная плата компенсирует отсутствие творческих начал в труде, неразвитость форм участия работников в управлении предприятием, слабость социальной инфраструктуры и подобные им явления (например, тяжесть и непривлекательность условий труда), функции стимулирования высокопроизводительного

труда не могут осуществляться достаточно эффективно. Вместе с тем, как указывалось, в России весьма актуальна задача устранить ограничения роста заработной платы, обеспечить своевременную выплату действительно заработанного.

 

 

 

 

1.2. Социальная справедливость и ее место в формировании побудительных мотивов к труду

Стимулы к труду органично  включают последовательное осуществление  во всех сферах жизни принципа социальной справедливости, усиления связи доходов  работника с трудом (его затратами  и результатами). Практически этот принцип реализуется посредством  социальных гарантии.  Важнейшие из них:

  • гарантии формирования, поддержания, развития способностей человека, и в первую очередь способностей к труду;
  • гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, рабочего места и хода производственного процесса, обеспечивающего полноценную реализацию способностей);
  • учет в распределении результатов и затрат труда, сохранение за трудовым доходом роли основного, определяющего благосостояние работника и его семьи (в широком смысле — рациональное сочетание распределения в соответствии со стоимостью, ценой рабочей силы на рынке труда и распределения по труду);
  • гарантии в сфере реализации и обмена (гарантии товарного покрытия денежных доходов и доступности благ на рынке товаров и услуг для подавляющего большинства населения не только по ассортименту, но и по ценам и тарифам);
  • гарантии в сфере потребления (возможности достижения более высоких стандартов потребления) на основе роста доходов и повышения реальной заработной платы и реальных доходов.

Мировая практика свидетельствует, что в современном обществе во все большей степени выбор  человеком места работы определяется содержанием труда и удовлетворенностью им. Речь идет о разнообразии

Информация о работе Мотивация