9. Какова
степень самостоятельности контролирующего
органа в принятии решения?
В
тесной связи с проблемами антимонопольного
законодательства находится и роль
государства в борьбе против монополизма.
В наших условиях нюанс состоит
в том, что самым крупным, "системообразующим"
монополистом является именно государство,
продуцирующее и поддерживающее
монополистов иного уровня. В настоящее
время роль государства должна измениться
от мер директивного характера в
сторону регулирующих действий. Границы
такого переходного этапа будут
очерчены временем создания конкурентной
среды, появлением нормально действующего
рыночного механизма, способного регулировать
и балансировать отношения монополии
и конкуренции.
5.
Зарубежный опыт регулирования
монополизированных
рынков
Впервые
антимонопольные законы были приняты
в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня
американское антимонопольное законодательство
считается одним из наиболее хорошо
разработанных и прошедших достаточную
проверку временем. В США основными
законами, регулирующими монополистическую
деятельность и монополизированные
рынки, являются законы Шермана и
Клейтона, закон о Федеральной
Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.
Антимонопольный
закон Шермана 1890 г. составляет ядро
антитрестовской политики в экономической
жизни США. Согласно ему вне закона
объявляется "всякий контракт и всякое
объединение в форме треста, либо
в иной форме, а также тайное соглашение,
направленное на ограничение торговли
и коммерческой деятельности. .."
В этом законе также указывается,
что "каждое лицо монополизировавшее,
либо пытающееся монополизировать... какую-либо
отрасль торговой операции... будет
считаться правонарушителем". В
поправке Клейтона к этому закону
от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется
как "тяжкое преступление", карающееся
не только денежными штрафами, но и
тюремным заключением. В особых случаях
суд может вынести решение
о децентрализации и дроблении
фирмы на ряд небольших предприятий.
Поправка
Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение
в седьмой параграф закона Клейтона,
в соответствии с которой запретительная
практика распространяется на приобретение
вещественных элементов активов
конкурирующих компаний.
С
точки зрения американского законодательства,
компания может быть признана монополистом
и в отношении ее могут быть
начаты судебные действия, если ею контролируются
более 6 % рынка и имеются факты,
свидетельствующие об использовании
нечестных методов конкурентной
борьбы. Достаточно жестко американское
законодательство относится к слияниям
компаний. Так, горизонтальные слияния
— слияния двух конкурентов, например,
автомобилестроительных "Форд" и
"Крайслер" — признаются незаконными,
если совокупная рыночная доля образовавшейся
компании будет превышать 15 % рынка. Исключения
существуют только в том случае, если одна
из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные
слияния — это слияния фирм,
специализирующихся на разных стадиях
производительного процесса в одной
отрасли. Такие слияния также
не допускаются, если каждая фирма обладает
10 или более процентами соответствующего
рынка. Считается, что вертикальные
слияния сокращают возможности
конкуренции между компаниями-продавцами
сырья. Американское антимонопольное
законодательство по существу разрешает
конгломератные слияния компаний, технологически
не связанных между собой. Например,
телефонной и страховой компаний,
так как монополизация рынка
одного из товаров в данном случае
не происходит.
В
США предусматриваются достаточно
жесткие санкции за нарушение
антимонопольного законодательства. Компании,
которые используют незаконные методы
конкурентной борьбы и наносят своими
действиями ущерб контрагентам и
потребителям, обязано возместить причиненные
убытки в трехкратном размере. Однако
в действительности случаи ужесточения
по отношению к компаниям-монополистам
применяются не так часто. К примеру, за
всю историю американского антимонопольного
законодательства расформировано было
около 30 компаний. Наиболее громкими делами
было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего
и табачного трестов и разделение в 1982
г. компании АТТ. Судебные дела в отношении
компаний-монополистов длятся годами,
так как такие процессы — дело сложное,
требуют огромных затрат и привлечение
массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс
машинери корпорейшен продолжалось 7 лет,
а ИБМ — 13 лет.
В
ряде случаев при наличии дополнительных
обстоятельств делаются отступления
от общих правил. Так, далеко не всякий
сговор о совместном регулировании
цен признается незаконным. Если в
отрасли имеет место спад производства,
то практика совместного регулирования
цен признается допустимой. Этот принцип
был применен в 1933 г., когда объединение
угольных компаний "Аппалачиан коул"
сделало попытку совместного
регулирования цен. В 1972 г. было признано
законным соглашение ассоциации мелких
и средних торговцев о разделе
рынка. По мнению Федеральной торговой
комиссии, в данном случае сохранялись
возможности для конкуренции
с более крупными торговыми компаниями.
С 1984 г. под действие антимонопольного
законодательства практически не подпадают
венчурные научно-исследовательские
проекты. В европейских странах антимонопольное
законодательство было принято значительно
позже, чем в США. Некоторые страны ввели
его у себя после второй мировой войны.
В
отличие от американского антимонопольного
законодательства, ставящего своей
целью, как правило, следование букве
закона, для европейских стран
решающим в антимонопольной политике
государства является принцип "здравого
смысла". Главной целью антимонопольной
политики большинства стран Европы
является улучшение качества продукции
за счет широкого развития конкуренции.
В Англии основными органами, осуществляющими
антимонопольную политику, являются
Управление по соблюдению правил торговли
и Комиссия по монополиям и слияниям.
Их функции — осуществление общего
надзора. В поле их зрения могут попадать
компании, контролирующие более 25 % рынка.
Так как основной целью антимонопольной
политики в Англии является стимулирование
конкуренции, то прямые административные
методы (типа запрещения процессов
слияния) применяются в ограниченных
масштабах.
Во
Франции антимонопольное законодательство
действует с 1953 г. Однако активные действия
против монополий начали осуществляться
с 70-х гг. До этого считалось, что
жесткая антимонопольная политика
может повредить недостаточно мощной
отечественной промышленности. В вопросе
контроля процессов слияния более жесткую
позицию антимонопольное законодательство
занимает в отношении горизонтальных
слияний. Если при вертикальном слиянии
максимальная квота компании на рынке
устанавливается в пределах до 40 %, то при
горизонтальном слиянии не допускается
объединение компаний при превышении
квоты более 25 %. Принятие окончательных
решений по ограничению монополистической
деятельности французское законодательство
осуществляет путем административных
процедур, а не через суд.
Регулирование
монополистической деятельности административным
путем характерно также для Германии
и Бельгии.
Активная
антимонопольная политика, проводимая
правительством Германии, показывает,
что интересы государства стоят
выше интересов отдельных монополистов
и стоящих за ними влиятельных
политических сил. Меры запрещения и
ограничения монополистической
деятельности, которые принимаются
антимонопольными органами, не вправе
отменять даже президент страны. Из
европейских стран наиболее поздно антимонопольное
законодательство было принято в Италии
— в 1990 г. Итальянское антимонопольное
законодательство считается одним из
наиболее либеральных в Европе. Не регулируются
даже квоты продаж отдельных фирм. В последние
годы контроль за деятельностью монополий
введен на общеевропейском уровне. При
ЕС создана Комиссия по контролю слияний.
Комиссия может контролировать слияния
в том случае, если мировой оборот транснациональной
компании страны, входящей в ЕС, превышает
5,0 млрд. экю. Достаточно либеральным считается
антимонопольное законодательство Японии.
Там признается доминирующим положением
одной компании, которая контролирует
50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы
для фирм, осуществляющих НИОКР. Решение
спорных вопросов обычно осуществляется
ни судебным и ни административным путем,
а только через переговоры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, за сравнительно небольшой
срок перехода Республики Казахстан
к цивилизованному рынку, законодательство
обогатилось достаточно стройной системой
правовых норм, регулирующих деятельность
субъектов всех сфер экономики, множественность
и специфичность которых позволяют
выделить их в самостоятельную подотрасль.
Система
государственного антимонопольного регулирования
формируется во всех странах, где
экономика строится на рыночных принципах.
И в нашем государстве решена
задача правового регулирования
субъектов всех сфер экономики. В
сфере естественной монополии
государственное правовое регулирование
осуществляется посредством установления
цен (тарифов) и особым порядком формирования
затрат на оказываемые услуги. Государственное
регулирование в конкурентной сфере
экономики сводится лишь к ограниченному
набору действий, направленных на обеспечение
соблюдение правил свободной конкуренции
всеми субъектами рынка независимо
от форм собственности и структурно-правовых
форм организации деятельности. Деятельность
учреждений сферы государственных
монополий находится под жестким
контролем Антимонопольных органов,
а порядок утверждения тарифов
устанавливается в строгом соответствии
с ценовой и антимонопольной
политикой.
Как
видно из дипломной работы, по вопросам
правового антимонопольного регулирования
имеются нормативные и методологические
наработки, накоплен некоторый собственный
практический опыт, обобщен опыт
других республик СНГ. Однако, как
показал анализ применения в Республике
Казахстан антимонопольного законодательства,
для повышения эффективности
антимонопольной деятельности необходимо
дальнейшее совершенствование законодательной
базы. В этих целях необходимо закончить
формирование основ антимонопольного
законодательства, приняв обширный пакет
дополнений и поправок к Законам
Казахской ССР «О развитии конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности», «О защите прав потребителей»,
либо переиздать их. Необходимо внести
поправки в Закон «О платежах и
переводах денег» от 29 июня 1998г. №237,
в части предоставления права
Антимонопольному Агентству предъявления
в банк инкассового распоряжения
об изъятия в государственный
бюджет сумм незаконно полученного
дохода и другие нормативно-правовые
акты, которыми руководствуются Антимонопольные
органы. Это, прежде всего, Постановление
Правительства Республики Казахстан
от 29 сентября 1997г. № 1377 «О порядке установления
платы за коммунальные услуги".
Несмотря
на недоработки, антимонопольное регулирование
включает в себя комплекс экономических,
административных и законодательных
актов, осуществляемых государством с
целью обеспечения условий по
предотвращению и ограничению монополистической
деятельности, поощрения конкуренции
и закрепление механизмов, позволяющих
регулирование деятельности субъектов
естественных монополий.
Наличие
такой системы правового регулирования
дает мне основание считать, что
современное антимонопольное законодательство
необходимо выделилось в самостоятельную
подотрасль. Обоснованием для этого
служит, в первую очередь то, что
регулирование общественных отношений
во всех сферах экономики охватывается
правовыми отраслями - отраслью уголовного,
гражданско-правового и административного
законодательства. При этом, в каждой
отрасли права имеются обособленные
нормы, персонально регулирующие деятельность
хозяйствующих субъектов, независимо
от форм собственности. Кроме того,
антимонопольное законодательство
включает в себя нормы материального
и процессуального права, которые
устанавливают права и обязанности
участников правоотношений, определяя
их содержательную сторону, и одновременно
порядок деятельности антимонопольных
органов по реализации норм материального
права.
Литература
- Закон РК
"О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
- Закон РК
"О регулировании естественных монополий".
- Долан Э. и
Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая
модель.
- Макконнелл
К., Брю С. Экономикс.
- Государственное
регулирование монополии и конкуренции
в промышленно развитых странах.
— М., изд-во РАН, 1992.
- Приватизация
и антимонопольное регулирование
(зарубежный опыт). — М., изд-во РАН, 1992.
- Рыночная
экономика. Учебник. — М., 1993, гл. 16.
- Лившиц
А., Никулина И. Введение в рыночную
экономику. — М., 1994, гл. 12.
- Майдыров
С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее
положение на рынке. // Экономика
Казахстана. - 1997. - №3. – С. 11- 15.