Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат

Описание работы

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Содержание

Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

9. Какова  степень самостоятельности контролирующего  органа в принятии решения? 

   В тесной связи с проблемами антимонопольного законодательства находится и роль государства в борьбе против монополизма. В наших условиях нюанс состоит  в том, что самым крупным, "системообразующим" монополистом является именно государство, продуцирующее и поддерживающее монополистов иного уровня. В настоящее  время роль государства должна измениться от мер директивного характера в  сторону регулирующих действий. Границы  такого переходного этапа будут  очерчены временем создания конкурентной среды, появлением нормально действующего рыночного механизма, способного регулировать и балансировать отношения монополии  и конкуренции. 
 
 

5. Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков 

     Впервые антимонопольные законы были приняты  в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня  американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную  проверку временем. В США основными  законами, регулирующими монополистическую  деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и  Клейтона, закон о Федеральной  Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

     Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической  жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет  считаться правонарушителем". В  поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется  как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и  тюремным заключением. В особых случаях  суд может вынести решение  о децентрализации и дроблении  фирмы на ряд небольших предприятий.

     Поправка  Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение  в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активов  конкурирующих компаний.

     С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании  нечестных методов конкурентной борьбы. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка. Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства. 

     Вертикальные  слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях  производительного процесса в одной  отрасли. Такие слияния также  не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности  конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное  законодательство по существу разрешает  конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка  одного из товаров в данном случае не происходит. 

     В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение  антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и  потребителям, обязано возместить причиненные  убытки в трехкратном размере. Однако в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.

     В ряде случаев при наличии дополнительных обстоятельств делаются отступления  от общих правил. Так, далеко не всякий сговор о совместном регулировании  цен признается незаконным. Если в  отрасли имеет место спад производства, то практика совместного регулирования  цен признается допустимой. Этот принцип  был применен в 1933 г., когда объединение  угольных компаний "Аппалачиан коул" сделало попытку совместного  регулирования цен. В 1972 г. было признано законным соглашение ассоциации мелких и средних торговцев о разделе  рынка. По мнению Федеральной торговой комиссии, в данном случае сохранялись  возможности для конкуренции  с более крупными торговыми компаниями. С 1984 г. под действие антимонопольного законодательства практически не подпадают  венчурные научно-исследовательские  проекты. В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

     В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей  целью, как правило, следование букве  закона, для европейских стран  решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной  политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции  за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими  антимо­нопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной  политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов  слияния) применяются в ограниченных масштабах.

     Во  Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что  жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %. Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.

     Регулирование монополистической деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии.

     Активная  антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят  выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных  политических сил. Меры запрещения и  ограничения монополистической  деятельности, которые принимаются  антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны. Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю. Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют  льготы для фирм, осуществляющих НИОКР. Решение спорных  вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Таким образом, за сравнительно небольшой  срок перехода Республики Казахстан  к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

       Система государственного антимонопольного регулирования  формируется во всех странах, где  экономика строится на рыночных принципах. И в нашем государстве  решена задача правового регулирования  субъектов всех сфер экономики. В  сфере естественной  монополии  государственное правовое регулирование  осуществляется посредством установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые услуги. Государственное  регулирование в конкурентной сфере  экономики сводится лишь к ограниченному  набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.

       Как видно из дипломной работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования  имеются нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный  практический  опыт, обобщен опыт других республик СНГ. Однако, как  показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства,  для повышения эффективности  антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной  базы. В этих целях необходимо закончить  формирование основ антимонопольного законодательства, приняв обширный пакет  дополнений и поправок к Законам  Казахской ССР «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности», «О защите прав потребителей», либо переиздать их. Необходимо внести поправки в Закон  «О платежах и  переводах денег» от 29 июня 1998г. №237, в части предоставления права  Антимонопольному Агентству предъявления в банк инкассового распоряжения об изъятия в государственный  бюджет сумм незаконно полученного  дохода и  другие нормативно-правовые акты, которыми руководствуются Антимонопольные  органы. Это, прежде всего, Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 29 сентября 1997г. № 1377 «О порядке установления платы за коммунальные услуги".

       Несмотря  на недоработки, антимонопольное регулирование  включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных  актов, осуществляемых государством с  целью обеспечения условий по предотвращению и ограничению монополистической  деятельности, поощрения конкуренции  и закрепление механизмов, позволяющих  регулирование деятельности субъектов  естественных монополий.

       Наличие такой системы правового регулирования  дает мне основание считать, что  современное антимонопольное законодательство необходимо выделилось в самостоятельную  подотрасль. Обоснованием для этого  служит, в первую очередь то, что  регулирование общественных отношений  во всех сферах экономики  охватывается правовыми отраслями - отраслью уголовного, гражданско-правового и административного  законодательства. При этом, в каждой отрасли права имеются обособленные нормы, персонально регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Кроме того, антимонопольное законодательство включает в себя  нормы материального  и процессуального права, которые  устанавливают права и обязанности  участников правоотношений, определяя  их содержательную сторону, и одновременно порядок деятельности антимонопольных  органов по реализации норм материального  права. 

Литература 

  1. Закон РК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
 
  1. Закон РК "О регулировании естественных  монополий".
 
  1. Долан Э. и  Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.
 
  1. Макконнелл  К., Брю С. Экономикс.
 
  1. Государственное регулирование монополии и конкуренции  в промышленно развитых странах. — М., изд-во РАН, 1992.
 
  1. Приватизация  и антимонопольное регулирование (зарубежный опыт). — М., изд-во РАН, 1992.
 
  1. Рыночная  экономика. Учебник. — М., 1993, гл. 16.
 
  1. Лившиц  А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — М., 1994, гл. 12.
 
  1. Майдыров  С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее положение на рынке. // Экономика  Казахстана. - 1997. - №3. – С. 11- 15.

Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики