Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат

Описание работы

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Содержание

Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Монополизм  и антимонопольное регулирование  экономики
  2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
  3. Типы монополизма и пути его преодоления
  4. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
  5. Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков
 

 Заключение 

       Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
 

   Механизм  экономической конкуренции практически  отсутствует в административно-командной  системе. Ранее считалось, что конкурирующие  начала в экономике воплощает  состязательность в виде социалистического  соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию  нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как  экономическая конкуренция, как  и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование. 

Конкуренция — один из самых сильных побудителей  активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП  и поиска прогрессивных форм организации  труда, основное условие повышения  эффективности производства и качества работы. 

     Конкуренция в широком смысле этого слова  означает состязательные, соперничающие  отношения между двумя или  несколькими экономическими субъектами, участниками хозяйственной деятельности. Она проявляется в стремлении каждого субъекта обойти другого  в достижении конечной цели, т.е. получить более высокий результат —  более высокую прибыль, а тем  самым оттеснить, вытеснить соперника  из экономического пространства. В этом процессе верх одерживает более умелая, предприимчивая и способная сторона, которая лучше использует свои возможности и находит наиболее эффективные пути опережения или вытеснения соперника. Конкуренция в своем идеале должна быть честной и добросовестной. Конкуренция в своей спортивной аналогии напоминает скорее всего соревнование в беге, но, конечно, не в боксе. На беговой дорожке побеждает тот, кто обладает более высокой энергией и выносливостью, умеет лучше использовать свои шансы, а не сталкивает противника на обочину. Таким образом, экономическая конкуренция полезна и эффективна только тогда, когда желание опередить соперника превращается в стремление к повышению качества и результативности собственной предпринимательской деятельности.

     В рыночной экономике конкуренция  возникает естественным образом  благодаря свободе создания предприятий  и производств, выбора производственной программы, продвижения на любой  рынок. Конкуренция неизбежно появляется в условиях полноценного развитого рынка вследствие отсутствия как дефицита товаров, так и диктата производителя, взамен которого возникает диктат потребителя. Борьба за потребителя и становится питательной средой конкуренции, ибо без завоевания рынка потребителей экономическое существование в рыночной экономике становится тяжелым, а то и просто невозможным. Вместе с тем было бы ошибочно считать, что конкуренция в рыночной экономике имеет всепронизывающий характер, доведена до совершенства и не боится монополизма как своего главного врага. Монополизм и стремление к нему столько же неизбежны, как и конкуренция в рыночной экономике. Рыночная экономика не способна устранить монополизацию. Не может она создать совершенную конкуренцию как антипод монополизма. Тем не менее рыночная экономика способна: противостоять крайним проявлениям монополизма и обеспечивать демонополизацию, создавать некое равновесие, баланс между неизбежным уровнем монополизации и необходимым уровнем конкуренции.

     Итак, конкуренция продолжает оставаться важнейшей составной частью рыночной системы. Этому способствуют следующие  моменты: 

1. Конкуренция  является главным, коренным свойством  системы, а монополизация выступает  как тенденция.

2. Исключительную  гибкость рыночной системе придает  мелкое и среднее предпринимательство.

3. Определенную  роль оказывает государственная  политика поддержания конкуренции,  малого и среднего бизнеса.

4. Конкуренцию  стимулирует интенсивный процесс  интернационализации экономики. 

     В настоящее время развитие конкуренции  обусловлено и связано с переходом  к рынку и отказом от государственного диктата:

- осуществляется  реформирование отраслевой структуры;

- создаются  условия для поддержания новых  форм и методов хозяйствования;

- проводятся  мероприятия по ограничению монополистической  деятельности;

- формируются  механизмы, ориентирующие производителей  на производство конкурентоспособной  продукции; 

- поддерживаются  формы воздействия на потребителей  в виде ассоциаций потребителей;

- совершенствуется  антимонопольное законодательство  и антимонопольное регулирование  экономики. 

     Что же касается монополистической деятельности конкретно, то она определяется следующим  образом. 

Монополистическая деятельность —  противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих  субъектов, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Какие виды монополистической деятельности надо ограничивать или запрещать, чтобы  конкуренция не подавлялась и  не разрушалась? Их можно систематизировать  на основании рассмотрения нарушений, которые обычно монополисты совершают: нарушение существующих норм ценообразования  за счет создания искусственного дефицита товаров, нарушение монополистом договорных обязательств, использование таких  условий, которые вынуждают конкурента подписывать неравноправные договора.

     Наиболее  опасным среди этих нарушений  является ценовая эксплуатация рынка. Конкуренция приобретает извращенный  характер, когда в нее привносятся  элементы нечестного, недобросовестного  отношения к конкуренту, потребителю  и покупателю. В Законе РК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в разделе II — Монополистическая деятельность, ст. 5. "Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" указаны конкретные действия, которые запрещаются. А именно:

I. Запрещаются  действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение,  которые имеют либо могут иметь  своим результатом существенное  ограничение конкуренции и (или)  ущемление интересов других хозяйствующих  субъектов или граждан, в том  числе такие действия, как:

1) изъятие  товаров из обращения с целью  создания или поддержания дефицита  на рынке либо повышения цен;

2) навязывание  контрагенту условий договора, не  выгодных для него или не  относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи  финансовых средств, в том числе  в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир,  рабочей силы контрагента и  др.);

3) включение  в договор дискриминирующих условий,  которые ставят контрагента в  неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами;

4) согласие  заключить договор лишь при  условии внесения в него положений,  касающихся товаров, в которых  контрагент (потребитель) не заинтересован;

5) создание  препятствий доступу на рынок  (выходу с рынка) другим хозяйствующим  субъектам;

6) нарушение  установленного нормативными актами  порядка ценообразования.  

II. В  исключительных случаях действия  хозяйствующего субъекта могут  быть признаны правомерными, если  хозяйствующий субъект докажет,  что его действия способствовали  или будут способствовать насыщению  товарных рынков, улучшению потребительских   свойств товаров и повышению  их конкурентоспособности, в частности  на внешнем рынке. 

     И, наконец, среди существующих нарушений  особо можно выделить практику вмешательства  органов государственной власти и управления в хозяйственную  деятельность субъектов с целью  ограничения конкуренции. 

Что же должно учитываться при противодействии  монополистической деятельности; 

1. Бороться  следует с монополизмом, а не  с монополией как таковой. При  этом нельзя отождествлять монополизм  с крупным производством. Монополизм  — это не размер производителя,  это не структура, а поведение  хозяйствующего субъекта на рынке.

  1. Необходимо четко разграничивать меры противодействия монополизму и меры по поддержанию конкуренции.
  2. Взгляд на монополизм как на худшее зло по сравнению с конкуренцией не должен исключать жестких мер по отношению к "недобросовестной" конкуренции. Тем более, что ее проявление в нашей действительности превратились в каждодневное, массовое и обыденное дело.
 

    2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 
     

       Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых  государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей  товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование  в Республики прошло несколько этапов1.

       До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг  регулировались государством. С 1992 г. регулирование  цен осуществлялось только на продовольственные  товары первой необходимости, продукцию  хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию  естественных монополистов заключалось  только в корректировке тарифов  на уровень инфляции.

         В 1992-1994 гг. регулирование цен  было ослаблено. К концу 1994 г.  возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на  электроэнергию, природный газ при  сравнительно низком среднем  индексе роста цен в индустрии,  легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только  остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой  стабилизации экономики Казахстана.

       С выходом постановления Правительства  от 19 октября 1994 года № 1171  "О регулировании  цен на продукцию хозяйствующих  субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен  предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы  структуры, дублирующие основную деятельность.

         Эти меры позволили замедлить  темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной  монополии, и в экономике в  целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование  цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня  рентабельности монополистов, работающих  на конкурентном рынке.   Демонополизированы  национальные акционерные компании, государственные национальные компании  и другие организационно-управленческие  образования, объединяющие родственные  предприятия и ограничивающие  конкуренцию. Усилилась активная  деятельность государства, направленная  на расширение конкурентно-рыночного  регулирования, что способствовало  стабилизации цен и финансового  положения республики.   Было  прекращено бюджетное дотирование  коммунальной сферы. Население,  в основном, стало платить за  воду, газ, тепло и электроэнергию  по реальной стоимости этих  услуг. Отсутствие законодательно  закрепленного понятия - "естественная  монополия", не говоря уже о  методических приемах определения  уровня цен, ограничивало возможности  регулирующего органа.

Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики