Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат

Описание работы

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Содержание

Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

       5)  официальные сообщения средств  массовой информации.

       Руководитель  рабочей группы имеет право запрашивать  необходимые материалы, брать объяснения с нарушителей и потерпевших. Результаты проведенной проверки отражаются в справке, которая подписывается  всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителями проверяемого объекта.

       По  результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством применяются  меры антимонопольного реагирования в  форме:

       1)  обязательного для исполнения  предписания, предостережения, которое  применяется в случаях, когда  нарушение носит явный характер  и может принести существенный  вред правам и законным интересам  граждан и юридических лиц,  если не будет немедленно устранено; 

       2) постановления (решения)  о перечислении  в  государственный бюджет  дохода, полученного субъектом естественной  монополии в результате действий (бездействия), нарушающих Закон  Республики Казахстан «О естественных  монополиях);

  1. возбуждение административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства;

       За  нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность.

       Руководители  субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:

       а) неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;

       б) непредставление документов или  иной информации, затребованных органом  регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных  сведений.

       Административная  ответственность наступает за проступки, посягающие на отношения в области  исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, и представляет собой возникшее  из правонарушений правовое отношение  Антимонопольного органа и хозяйствующего субъекта – правонарушителя, на которого возложена обязанность, нести последствия  за нарушение требований норм закона.

       Привлечение к административной ответственности  осуществляется не только административной комиссией антимонопольных органов (ст.237-2 КоАП), но и в судебном порядке.  Так, за  злоупотребление доминирующим положением на рынке, выразившееся в  навязывании гражданам и юридическим  лицам принудительных условий продажи  товаров, за ограничение конкуренции  на рынке и проявление недобросовестной конкуренции, предусмотренных статьей 193-3 КоАП, наложение штрафов производится судом. Суммы штрафов, взысканные за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в доход Республиканского бюджета.

       Привлечение к административной ответственности  не освобождает субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного учреждения от применения экономических  санкций. Юридическая ответственность  тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в  каждом конкретном правонарушении. И  именно правонарушение является основанием для применения ответственности.

       К предприятиям, допустившим нарушения  государственной дисциплины цен, применяются  экономические санкции и штрафы. Экономические санкции - это меры экономического принудительного воздействия. Процедура применения принудительного  воздействия регламентирована Инструкцией  «О порядке применения экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен»  от 14  августа 1998 г. № 2\4 .

       Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход, полученный юридическим  лицом в результате нарушения  государственной дисциплины цен, который  определяется как разница между  суммой, полученной в результате реализации продукции по ценам (тарифам), примененным  с нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой продукции  установленной в законодательном  порядке.

       Основанием  для применения экономических санкций  являются следующие виды правонарушений:

       повлекшие получение юридическим лицом  необоснованного дохода:

  1. завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными органами;
  2. непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок, утвержденных в установленном порядке;

       3) получение дохода сверх установленного  антимонопольными органами  за  счет невыполнения или выполнения  не в полном объеме работ,  затраты на которые учтены  в утвержденных ценах (тарифах);

       4) предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует  стандартам Республики Казахстан;

       5) предоставление антимонопольным  органам недостоверных (ложных) материалов, информации, используемых для утверждения  цен и тарифов, повлекшие их  завышение.

       Не  повлекшие получение юридическим  лицом необоснованного дохода:

       1) предоставление скидок, не утвержденных  в установленном порядке;

       2) необоснованное превышение фактических  расходов по статьям затрат, предусмотренным  при утверждении цен (тарифов);

       3) нарушение установленного порядка  закупа материальных, финансовых  ресурсов, оборудования и услуг  для производственных нужд на  тендерной основе;

       4) предоставление недостоверной (ложной) информации, используемой при утверждении  цен, не повлекшее их завышение  и не предоставление информации, касающейся установления и применения  цен. 
 
 

    3. Типы монополизма и пути его преодоления 

   Монополизм  — это исключительное положение  экономического субъекта, возникающее  из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать  господство на рынке.

   Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно  судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких  цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.). Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями. Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополистами, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положения и не проявлять признаков монополистического поведения. Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками. Например, американская корпорация ИБМ — лидер производства компьютеров и соответствующей технологии, а также сопутствующих товаров. Однако она уже много лет наращивает объем производства и продаж, постоянно совершенствует качество изделий и их ассортимент, находится на передовых рубежах НТП, гибко маневрирует ценами, не стремясь удерживать их на монопольно высоком уровне.

   Наиболее  безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается  ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих  руках более 31 % общего объема продаж, две — не более 44 %, три — 54 %, четыре — 64 %. В противном случае государство  ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции. 

Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма: 

1. Монополизм, который вырастает из конкуренции  и базируется на концентрации  и централизации производства  и капитала (производственная, сырьевая  и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный технологической  олигополией (металлургия, электроэнергетика,  ж/д транспорт и т.д.). Имеется  в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и  сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный дифференциацией  продукта. Дифференциация продукта  является одним из основных  признаков монополистической конкуренции.  Она может принимать ряд различных  форм:

  • Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.
  • Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.
  • Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно.
  • Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.
 

4. Монополизм, который воплощают предприятия,  лидирующие на тех или иных  направлениях современной НТР.  Он исчезает по мере распространения  и коммерческого освоения результатов  научных исследований и технологических  разработок другими субъектами.

5. Государственный  монополизм, связанный с потреблением  в масштабе страны таких общественных  благ, как национальная оборона,  госуправление, единая энергетическая  система, фундаментальные науки  и т.д.

6. Монопсония. Это когда на рынке выступает  лишь один покупатель какого-либо  товара, услуг или ресурса. Как  правило, монополистом является  государство, выступая в качестве  единственного покупателя.  

     Что касается нашей экономики, то для  нее все типы монополизма характерны в той или иной мере. Однако монополизм в нашей экономике — явление  принципиально иного рода, так  как он базировался на универсальной  государственной собственности  и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. 

Негативными последствиями монополизма государственной  собственности (государственного монополизма) являются: 

1) на  уровне общества — отсутствие  экономической свободы, вырождение  экономической системы;

2) на  уровне отрасли — возникновение  узковедомственных интересов;

3) на  уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;

4) на  уровне отдельного работника  — отчуждение от собственности,  управления и от результатов  собственного труда. 

Одним словом, по всем позициям государственный  монополизм наносит экономике и  народному хозяйству в целом  огромный вред.

     Анализ  особенностей монополизма в нашей  экономике показывает, что он существенно  отличается по своим масштабам, причинам и устойчивости от аналогичного явления  в рыночной системе. Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности, на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. 

Демонополизация экономики —  это преодоление  монополистической деятельности и  содействие формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и  предпринимательства. 

Под "преодолением" можно подразумевать — ограничение  и предупреждение, недопущение и  пресечение таких действий хозяйствующих  субъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, против формирования конкурентной среды на товарных рынках. 

     Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следовательно, развития процесса демонополизации экономики  состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости  от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать  противозаконными меры любых органов  и должностных лиц, предусматривающие прямую дискриминацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов. Каждый хозяйствующий субъект вправе осуществлять на своем предприятии деятельность по обновлению выпускаемой продукции, повышению ее технического уровня и качества вне зависимости от того, в какой мере это затрагивает интересы других предприятий. 

Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики