Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат
Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.
Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков
Заключение
Список использованной литературы
5) официальные сообщения средств массовой информации.
Руководитель рабочей группы имеет право запрашивать необходимые материалы, брать объяснения с нарушителей и потерпевших. Результаты проведенной проверки отражаются в справке, которая подписывается всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителями проверяемого объекта.
По результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством применяются меры антимонопольного реагирования в форме:
1)
обязательного для исполнения
предписания, предостережения,
2)
постановления (решения) о перечислении
в государственный бюджет
дохода, полученного субъектом
За нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
а) неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;
б) непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Административная ответственность наступает за проступки, посягающие на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, и представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение Антимонопольного органа и хозяйствующего субъекта – правонарушителя, на которого возложена обязанность, нести последствия за нарушение требований норм закона.
Привлечение
к административной ответственности
осуществляется не только административной
комиссией антимонопольных
Привлечение к административной ответственности не освобождает субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного учреждения от применения экономических санкций. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в каждом конкретном правонарушении. И именно правонарушение является основанием для применения ответственности.
К
предприятиям, допустившим нарушения
государственной дисциплины цен, применяются
экономические санкции и
Под
незаконно полученным доходом понимается
дополнительный доход, полученный юридическим
лицом в результате нарушения
государственной дисциплины цен, который
определяется как разница между
суммой, полученной в результате реализации
продукции по ценам (тарифам), примененным
с нарушением действующих нормативно-
Основанием для применения экономических санкций являются следующие виды правонарушений:
повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
3)
получение дохода сверх
4)
предоставление услуг (товаров)
5)
предоставление
Не
повлекшие получение
1) предоставление скидок, не утвержденных в установленном порядке;
2)
необоснованное превышение
3)
нарушение установленного
4)
предоставление недостоверной (
3.
Типы монополизма и
пути его преодоления
Монополизм — это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.). Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями. Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополистами, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положения и не проявлять признаков монополистического поведения. Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками. Например, американская корпорация ИБМ — лидер производства компьютеров и соответствующей технологии, а также сопутствующих товаров. Однако она уже много лет наращивает объем производства и продаж, постоянно совершенствует качество изделий и их ассортимент, находится на передовых рубежах НТП, гибко маневрирует ценами, не стремясь удерживать их на монопольно высоком уровне.
Наиболее
безопасной с точки зрения монополизации,
по мнению западных экспертов, считается
ситуация, когда на рынке действует
10 и более фирм. При этом крупнейшая
из них не вправе держать в своих
руках более 31 % общего объема продаж,
две — не более 44 %, три — 54 %, четыре
— 64 %. В противном случае государство
ограничивает участие фирмы на рынке,
либо вводит экономические санкции.
Мировой
экономической теории и практике
известны по крайней мере шесть основных
типов монополизма:
1. Монополизм,
который вырастает из
2. Монополизм,
представленный
3. Монополизм,
обусловленный дифференциацией
продукта. Дифференциация продукта
является одним из основных
признаков монополистической
4. Монополизм,
который воплощают предприятия,
5. Государственный
монополизм, связанный с потреблением
в масштабе страны таких
6. Монопсония.
Это когда на рынке выступает
лишь один покупатель какого-
Что
касается нашей экономики, то для
нее все типы монополизма характерны
в той или иной мере. Однако монополизм
в нашей экономике — явление
принципиально иного рода, так
как он базировался на универсальной
государственной собственности
и отсутствии цивилизованного рынка,
т.е. тотальном огосударствлении экономики.
Негативными
последствиями монополизма
1) на
уровне общества — отсутствие
экономической свободы,
2) на
уровне отрасли —
3) на
уровне предприятия —
4) на
уровне отдельного работника
— отчуждение от собственности,
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Анализ
особенностей монополизма в нашей
экономике показывает, что он существенно
отличается по своим масштабам, причинам
и устойчивости от аналогичного явления
в рыночной системе. Антиподами монополизма
всегда были рынок и конкуренция, основанные
на частной собственности, на средства
производства и предпринимательскую деятельность.
Отсюда следует, что основными путями
преодоления монополизма являются: формирование
нормально действующей рыночной экономики
и конкурентной среды на товарных рынках,
развитие малого предпринимательства,
а также разгосударствление собственности
и приватизация предприятий. Одним словом,
сюда относятся все меры по демонополизации
экономики.
Демонополизация
экономики — это преодоление
монополистической деятельности и
содействие формированию рыночных отношений
на основе развития конкуренции и
предпринимательства.
Под "преодолением"
можно подразумевать —
Главное
условие поддержания и развития
конкуренции, а следовательно, развития
процесса демонополизации экономики
состоит в том, чтобы обеспечить
всем участникам хозяйственной деятельности
равную свободу вне зависимости
от форм собственности, масштаба производства
и сбыта продукции, места расположения
предприятия. При этом следует считать
противозаконными меры любых органов
и должностных лиц, предусматривающие
прямую дискриминацию или ограничение
самостоятельности и свободы выбора отдельных
хозяйствующих субъектов. Каждый хозяйствующий
субъект вправе осуществлять на своем
предприятии деятельность по обновлению
выпускаемой продукции, повышению ее технического
уровня и качества вне зависимости от
того, в какой мере это затрагивает интересы
других предприятий.
Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики