Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат

Описание работы

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Содержание

Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

Существенную  значимость для регулирования экономики  и ее демонополизации имеет такая  мера, как государственное поощрение  конкуренции. Здесь надо иметь в  виду основные задачи: 

1) активизация  предпринимательской состязательности;

2) всяческая  поддержка ее добросовестной, честной  формы.  

     В развитом рыночном хозяйстве поощрение  конкуренции на практике сводится главных  образом к стремлению ограничить монополизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в  США, а затем и в других крупных  государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые  запрещали соглашения и объединения  фирм, направленные на ограничение  торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства  по реализации этих правовых норм. После  второй мировой войны подобные законы и организации появились почти  во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой  экспансии крупных фирм и компаний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата  того или иного рынка. В этом направлении  центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие  юридические акты, создали необходимые  органы. Вводится жесткая регламентация  “естественных монополий” — тех  хозяйственных отраслей, где по технологическим  и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением  фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных  отраслей. 

Целями  государственной политики демонополизации  экономики и развития конкуренции на рынках РК являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг). 

Реализация  этой главной задачи предусматривает  решение более частных задач: 

1. Анализ  сложившихся товарных рынков, поведения  на них предприятий и различных  их объединений.

2.  Формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции.

3. Установление  и поддержание единого экономического  пространства на территории Казахстана.

4. Создание  действенной системы государственного  контроля и регулирования деятельности  хозяйствующих субъектов.

5. Развитие  предпринимательства, поддержка  малого и среднего бизнеса. 

6. Реформирование  государственных предприятий и  формирование рыночной инфраструктуры. 

     Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках РК взаимосвязаны с финансовой  стабилизацией, антиинфляционными мерами государства, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Процесс демонополизации экономики, формирование и развитие конкурентной среды рассчитаны на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов. Осуществление этого процесса предусматривает также учет следующих общих требований: 

1) ориентация  на создание конкурентного рынка,  защиту прав и интересов потребителей;

2) комплексность  решения задач демонополизации,  приватизации и структурной перестройки; 

3) дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом   социальных интересов,  отраслевых и региональных особенностей;

4) взаимосвязанность  решения проблем демонополизации  и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональном  уровнях; 

5) определение  приоритетов и места демонополизации и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ;

6) установление  этапов и методов формирования  и развития конкурентной среды;

7) учет  факторов интеграции казахстанской экономики в мирохозяйственную систему, а также открытости товарных рынков Казахстана для международной конкуренции;

8) обеспечение  гласности проводимых мероприятий  и их результатов.  

И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интеграционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие  на состояние конкуренции. 

    4.Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства 

   В течение столетий исторического  развития товарного производства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той  реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. В странах с развитыми рыночными системами государство противопоставляет монополизму весь свой экономический и политический потенциал, находит действенные меры и механизмы демонтажа опасных для экономики монополистических структур. Во многом по этой причине крупные корпорации часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не только из-за действующих антимонопольных законов, а потому что образованная с участием государства экономико-политическая среда поощряет конкуренцию, а не монополизм. В 80-е гг. эта политика приобрела такие масштабы, которые характеризуют превращение демонополизации в регулярную функцию государства развитых стран, в одно из основных направлений его деятельности вообще. В США, например, преодолением (жестче говоря "укрощением") монополизма занимаются антитрестовское управление Минюста (650 чел.) и федеральная комиссия по торговле (> 1000 чел.), в Японии — комиссия по справедливым сделкам, во Франции — Совет по делам конкуренции. 

   Антимонопольная политика государства всегда опирается  на антимонопольное законодательство. Это законодательство включает в  себя пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции  между фирмами и предприятиями. Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная  сеть законов, судебных решений и  правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и  корпораций на рынке товаров и  услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. 

Примером  действия такого рода законодательства на практике может служить экономическая  действительность США — антитрестовский  закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение  равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию. 

Что касается антимонопольной политики государства РК, то здесь ситуация выглядит следующим образом. 

Для Казастана характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы предприятий. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д. Существующая практика антимонопольного регулирования не содержит в себе действенного конкурентного механизма. Закон РК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" недостаточно учитывал специфику казахстанской экономики. Тем не менее в первом варианте были заложены некоторые основы антимонопольного законодательства.  

Антимонопольная политика будет реализовываться  по следующим основным направлениям. 

1. Совершенствование  правовой базы, форм и методов  антимонопольного контроля и  регулирования в целях предупреждения  и пресечения злоупотреблений  рыночной властью, сговоров, соглашений  и согласованных действий, имеющих  результатом ограничение конкуренции  и (или) ущемление интересов  хозяйствующих субъектов или  граждан, недобросовестной конкуренции. 

2. Демонополизация  экономики и создание условий  для развития конкуренции на  монополизированных товарных рынках  с высокой степенью концентрации  поставок, устранение барьеров для  развития конкуренции и входа  на рынки хозяйствующих субъектов. 

3. Противодействие  созданию новых  монопольных  структур в результате перераспределения  собственности, реализации корпоративной  инвестиционной политики и интеграционных  процессов. 

4. Распространение  антимонопольных требований на  рынки финансовых, в том числе  банковских и страховых, услуг. 

5. Согласование  целей, задач и мер по демонополизации  и развитию конкуренции на  товарных рынках, гармонизации антимонопольного  законодательства в рамках единого  экономического пространства СНГ. 

     Среди комплекса мер антимонопольной  политики следует отметить и такие: упрощение процедуры создания и  предоставления льгот мелким и средним  предприятиям, стимулирование процессов  диверсификации производства; налоговые  льготы для производителей, впервые выходящих на высокомонополизированные внутренние и внешние рынки; применение санкций за злоупотребление монопольным положением. Особое внимание уделяется применению традиционных в мировой практике методов государственного регулирования, в частности, цен и тарифов на товары и услуги, а также ресурсы естественных монополий.

     Основным  фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная  политика в ближайшие несколько  лет, является открытие экономики для  иностранной конкуренции, в том  числе создание свободных экономических  зон.

     Одним словом, антимонопольная политика государства  должна включать в себя меры по разрушению препятствий, воздвигаемых монополистическими структурами на пути экономического развития, а также меры по созданию экономического пространства, где должен функционировать эффективный конкурентный рынок.

     Антимонопольное законодательство должно быть упреждающим  с тем, чтобы монополист соблюдал "правила игры", установленные  нормы или воздерживался от противоправных действий. Оно должно ставить преграды старым принципам управления и сращиванию управляющих органов и хозяйствующих  субъектов. В связи с этим необходимо повышать статус антимонопольных органов, их большую независимость от правительственных структур. Одним словом, антимонопольное законодательство должно быть эффективным, комплексным и системным. Оно должно быть увязано с другими законами, которые непосредственно или косвенно связаны с антимонопольной политикой государства.

     Для выяснения действенности антимонопольного законодательства в РК можно применить, например, следующее тестирование: 

1. Какова  глубина его взаимосвязи с  другими законами?

2. Насколько  точно закон трактует основные  понятия, позволяющие выявить  монополиста?

3. Каков  основной критерий подхода к  монополисту: его положение или  поведение на рынке? 

4. Различает  ли законодательство монополистов  по сферам деятельности?  

5. Есть  ли градация мер, применяемых  к монополисту, в зависимости  от его поведения на рынке?

6. Различает  ли законодательство жесткость  мер, применяемых при горизонтальных  и вертикальных слияниях?

7. Как  относится законодательство к  методам достижения доминирующего  положения и ограничивает ли  время действия на рынке подобной  монополии?

8. Какова  комплексность, системность и  адекватность мер, применяемых  при "недобросовестной" конкуренции?

Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики