Монополизм и антимонопольное регулирование экономики

Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат

Описание работы

Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.

Содержание

Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МОНОПОЛИЗМ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

         Правовую основу государственного  антимонопольного регулирования  в сфере естественных монополий  составляют: Закон Республики Казахстан  "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики  Казахстан. В рамках реализации  этого Закона  разработаны   ряд нормативных актов межведомственного  характера, прошедших регистрацию  в установленном порядке в  Министерстве юстиции Республики  Казахстан. В том числе:  "Инструкция  об особом порядке формирования  затрат, учитываемых при расчете  цен (тарифов) на производство  и предоставление услуг (товаров,  работ) субъектами естественной  монополии",  "Правила закупки  материальных и финансовых ресурсов  субъектами естественной монополии  на тендерной основе", "Инструкция  о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен  (тарифов) на товары, работы, услуги  субъектов естественной монополии",  "Инструкция по применению  экономических санкций за нарушение  государственной дисциплины цен",  "Правила формирования и ведения  Государственного регистра субъектов  естественной монополии Республики  Казахстан", что существенно позволили  стабилизировать экономику Республики.

       Естественная  монополия - состояние   рынка  услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг  невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.

       Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов  естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

       - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

       - транспортировка газа и газового  конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам;

       - передача и распределение электрической  и тепловой энергии;

       - эксплуатация железнодорожных магистралей;

       - услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

       - услуги телекоммуникаций с использованием  сети местных линий;

       - услуги водохозяйственной и канализационной  систем;

       - услуги почтовой связи;

       - иные виды, установленные законодательными  актами Республики Казахстан.

       В сфере естественной монополии действует  особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие  товар, производимый (реализуемый) субъектом  естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

       В целях защиты прав потребителей субъектам  естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

       Органы  по регулированию естественных монополий  наделены важными полномочиями:

       1)  государственное регулирование;

       2)  контроль за соблюдением действующего  законодательства;

       3) применение мер по пресечению  нарушений.

       К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

  1. принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  2. принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.
 

       Субъектами  естественной монополии на рынке  Республики Казахстан являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан  темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр  Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие  по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты.  На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов  естественных монополий, в том числе  по Восточно-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.

       Субъект естественной монополии, включенный в  Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии  обязан:

       1) представлять в Уполномоченный  орган заключение ежегодной аудиторской  проверки, проводимой с учетом  требований, предъявляемых Уполномоченным  органом;

       2) представлять в Уполномоченный  орган ежеквартальную и годовую  статистическую отчетность. Квартальные  отчеты представляются не позднее,  чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом;

       3) ежегодно публиковать в официальных  средствах массовой информации  бухгалтерский баланс и отчет  о результатах финансово-хозяйственной  деятельности по итогам года.

       Деятельность  субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в  лице Уполномоченного органа1.

       Для субъектов естественной монополии  в статье 19 "Правил формирования и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии  Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения  в Регистр.

       Документом  межведомственного характера предусмотрен и порядок представления, рассмотрения,  утверждения и введения цен и  тарифов на товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При необходимости изменения  цен и тарифов на оказываемые  услуги, субъект предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до  введения цен и тарифов в действие21. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии».

       Регламентирован процессуально  порядок и сроки  рассмотрения проектов цен (тарифов). Проекты  цен (тарифов) на услуги субъектов естественной монополии рассматриваются Уполномоченным органом в течение 30 дней. Срок рассмотрения проектов цен и тарифов исчисляется  с момента представления обосновывающих документов. Решение об утверждении  или отказе в утверждении новых  цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии  оформленное в форме приказа  должно быть направлено Уполномоченным органом субъекту не позднее, чем  за 15 дней до их введения.

       Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъекта может производиться не чаще одного раза в квартал, с первого  числа квартала. Субъект обязан уведомить  потребителей через официальные  средства массовой информации (или  иным официальным способом - письмом, факсом и т.п.) об изменении цен (тарифов) не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие. Если субъект не уведомит потребителей о введении новых цен (тарифов) в сроки, предусмотренные  настоящей инструкцией, то указанные  цены (тарифы) не вводятся. Введение утвержденных цен осуществляется через квартал.

       Цель  законодательства о естественной монополии  воплощена в теории регулирования  в интересах общества.

       Механизм  регулирования деятельности естественных монополий включает в себя:

       1) установление цен и тарифов;

       2) особый порядок формирования  затрат;

       3) введение методов гибкого тарифного  регулирования, позволяющего предоставлять  скидки, поддерживающие отечественных  товаро-произво-дителей;

       4) реформирование сферы естественной  монополии;

       5) иные меры, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан, в том числе тендерные процедуры, публичные слушания, установка приборов учета и др.

       Инструкцией «Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете  цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии" регламентирована процедура  регулирования деятельности субъектов  естественной монополии. Так, например, материальные затраты определяются исходя из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы  продукции (услуг), утвержденных или  прошедших экспертную оценку в компетентном органе (Компетентный орган - отраслевое министерство или, в случае, когда  субъект естественной монополии  находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы)3 . Затраты, связанные с нормативными техническими потерями включаются в цены (тарифы) по нормам,  утвержденным компетентным органом.

       Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и  материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным  способом, осуществляется на тендерной  основе.  Порядок закупа  определен  Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии  на тендерной основе.

       Перечни материальных ресурсов, подлежащих закупке  по тендеру, утверждаются отраслевыми  министерствами или, в случае, когда  субъект естественной монополии  находится в коммунальной собственности, местными исполнительными органами. В Перечне указываются предельные размеры сумм, направляемых в течение  одного квартала на закупку материальных ресурсов одного вида, ниже которых  допускается приобретение товаров  и услуг без проведения тендера. Предельные размеры сумм должны быть согласованы с Уполномоченным органом4.

       Жестко  регламентирован порядок включения  в цены представительских расходов, расходов на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Данные расходы  включаются в пределах лимитов, установленных  самим субъектом естественной монополии  по согласованию с Антимонопольным  комитетом.

       За  нарушение антимонопольного и ценового законодательства предусмотрена юридическая  ответственность, которая носит  государственно-принудительный характер. При этом, это не просто принуждение, а принуждение по исполнению норм права. Особенность такого принуждения  заключается в том, что сама эта  деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Основная черта юридической ответственности  – штрафное наказание.

       Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства  Республики Казахстан 9 апреля 1999г. № 15- ОД.  

       Объектами проведения проверок являются: субъекты рыночных отношений, конкурентной сферы  экономики, субъекты естественной монополии, государственные учреждения (государственные  органы и государственные предприятия). Проверки проводятся сотрудниками антимонопольных  органов, а при необходимости - с  привлечением специалистов контролирующих и правоохранительных органов.

       Основанием  для проведения проверок служат:

    1. результаты проведения плановых проверок;
    2. поручения и запросы вышестоящего органа;
    3. заявления юридических и физических лиц и других заинтересованных лиц;
    4. информация государственных и правоохранительных органов;

Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики