Автор: m*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 07:49, реферат
Механизм экономической конкуренции практически отсутствует в административно-командной системе. Ранее считалось, что конкурирующие начала в экономике воплощает состязательность в виде социалистического соревнования. На самом деле соревнование в его традиционно установившихся, а точнее навязанных формах, есть игра в конкуренцию, ее суррогат. Конкуренцию нельзя имитировать, она должна быть естественной и суровой, так как экономическая конкуренция, как и любая другая, есть борьба. Разумеется, борьба за экономическое существование.
Конкуренция — один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный рычаг ускорения НТП и поиска прогрессивных форм организации труда, основное условие повышения эффективности производства и качества работы.
Монополизм и антимонопольное регулирование экономики
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Типы монополизма и пути его преодоления
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков
Заключение
Список использованной литературы
Правовую основу
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
-
транспортировка нефти и
-
транспортировка газа и
-
передача и распределение
-
эксплуатация железнодорожных
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
-
услуги телекоммуникаций с
-
услуги водохозяйственной и
- услуги почтовой связи;
-
иные виды, установленные
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:
1) государственное регулирование;
2)
контроль за соблюдением
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты. На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.
Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии обязан:
1)
представлять в Уполномоченный
орган заключение ежегодной
2)
представлять в Уполномоченный
орган ежеквартальную и
3)
ежегодно публиковать в
Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного органа1.
Для субъектов естественной монополии в статье 19 "Правил формирования и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения в Регистр.
Документом
межведомственного характера
Регламентирован
процессуально порядок и сроки
рассмотрения проектов цен (тарифов). Проекты
цен (тарифов) на услуги субъектов естественной
монополии рассматриваются
Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъекта может производиться не чаще одного раза в квартал, с первого числа квартала. Субъект обязан уведомить потребителей через официальные средства массовой информации (или иным официальным способом - письмом, факсом и т.п.) об изменении цен (тарифов) не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие. Если субъект не уведомит потребителей о введении новых цен (тарифов) в сроки, предусмотренные настоящей инструкцией, то указанные цены (тарифы) не вводятся. Введение утвержденных цен осуществляется через квартал.
Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества.
Механизм регулирования деятельности естественных монополий включает в себя:
1) установление цен и тарифов;
2) особый порядок формирования затрат;
3)
введение методов гибкого
4)
реформирование сферы
5)
иные меры, предусмотренные
Инструкцией «Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии" регламентирована процедура регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Так, например, материальные затраты определяются исходя из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или прошедших экспертную оценку в компетентном органе (Компетентный орган - отраслевое министерство или, в случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы)3 . Затраты, связанные с нормативными техническими потерями включаются в цены (тарифы) по нормам, утвержденным компетентным органом.
Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным способом, осуществляется на тендерной основе. Порядок закупа определен Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии на тендерной основе.
Перечни
материальных ресурсов, подлежащих закупке
по тендеру, утверждаются отраслевыми
министерствами или, в случае, когда
субъект естественной монополии
находится в коммунальной собственности,
местными исполнительными органами.
В Перечне указываются
Жестко
регламентирован порядок
За
нарушение антимонопольного и ценового
законодательства предусмотрена юридическая
ответственность, которая носит
государственно-принудительный характер.
При этом, это не просто принуждение,
а принуждение по исполнению норм
права. Особенность такого принуждения
заключается в том, что сама эта
деятельность строго регламентирована
законом, имеет свои правовые рамки.
Основная черта юридической
Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан 9 апреля 1999г. № 15- ОД.
Объектами
проведения проверок являются: субъекты
рыночных отношений, конкурентной сферы
экономики, субъекты естественной монополии,
государственные учреждения (государственные
органы и государственные предприятия)
Основанием для проведения проверок служат:
Информация о работе Монополизм и антимонопольное регулирование экономики