Монополия и конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9

Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

моя будущая курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

     При этом приходится отдавать себе отчет  в том, что «Вообще для российской экономики монополизация — исторически  закономерное явление. Советская экономика  была по определению монопольной. Экономика  нынешней России, приобретя некоторые  черты рыночной, сохранила и черты  старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную  интеграцию главных экономических  элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где  интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще  не созданы. В итоге круг тех, кто  может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной  целиком всю экономику».

     Необходимо  также обозначить еще одну большую  проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей  силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ.

     Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права  без разрешения властей принять  на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации  в Москве (получение которой зависит  от воли ряда других людей).

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало  важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

     За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным.Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

     На  данный момент Президентом РФ важнейшей задачей поставлено  повышение конкурентоспособности российской экономики. 
 

     ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

     3.1. Методы государственного  регулирования деятельности  монополий в Российской  Федерации

     Антимонопольное регулирование – это система  нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих  им подавлять сводную конкуренцию  и  контролировать цены.

     Методы  антимонопольного регулирования:

    • ограничение монополизации рынка;
    • постоянный государственный мониторинг;
    • запрещение установления монополистических цен;
    • сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

     Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила  деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной  власти и управления.

     Основные  цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации  на правовой основе, позволяющей исключить  монополистические действия центральных  органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а  также определение правового  режима регулирования ответственности  за монополистические действия и  за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

     Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

     Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

  • поощрение создания товаров – заменителей;
  • поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  • финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

     В конце 1991г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).

       Антимонопольный комитет проводит  государственную политику по  развитию товарных рынков и  конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и пересечению недобросовестной  конкуренции.

     Антимонопольная политика  - это комплекс государственных  мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение  создания малых предприятий и  пр.), направленных против мобилизации  производства и на развитие конкуренции  среди товаропроизводителей.

     По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

     В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы  государственного регулирования (рис.2):

       

Рис.2. Основные формы государственного регулирования. 

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких  субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что в современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    • повышению качества жизни;
    • защите окружающей среды и др.

     Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Согласно  рейтингу, опубликованному журналом "Эксперт" к числу самых  крупных компаний по объему реализации продукции за  2005  год относятся:  РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", Нефтяная компания "ЛУКойл", Государственный концерн "Росуголь", Сибирско-Дальневосточная   нефтяная  компания    ("Сиданко"), Нефтяная компания "ЮКОС", Нефтяная компания "Сургутнефтегаз", АвтоВАЗ",  РАО "Норильский никель" и Тюменская нефтяная  компания.

     Итак, мы видим, что до сих пор в Российской Федерации существует множество монополий. Многие из этих монополий считаются естественными, и само их название говорит о том, что в этом секторе невозможно установить   конкуренцию искусственными методами. Должны создаваться эффективные механизмы общественного контроля деятельности естественных монополий. И ключевыми словами в этом смысле должны стать прозрачность   и открытость.  Раз эти монополии естественны и находятся под контролем государства, то общество должно знать, какую прибыль они получают, куда она направляется, какова сумма издержек и т. д. Сегодня же все естественные монополии абсолютно закрыты, и получить какую-либо информацию об их деятельности практически невозможно.

     В конечном счете монополизация сегментов рынка приводит к тому, что за приобретенный товар люди вынуждены переплачивать в несколько раз. Бесспорно, в некоторых  случаях  (но  лишь  в  малой  толике  от  их  общего количества) существование монополии является оправданным и  необходимым,  но за этими  процессами  должен  осуществляться  жесткий  контроль  со  стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.          

     Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма  в     экономике, и в  условиях  конкуренции  создается  большее   национальное     богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по  сравнению с     монополией и плановой экономикой. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности российского рынка является одной из основных проблем экономики страны и вопросы ее решения поставлены на самом высоком уровне.

     В России проблема монополий  связана с тем, что бизнес не существует вне государства, а государство – авторитарно. Именно такое смешение власти и бизнеса и является для нашей страны крупной политической и экономической проблемой. Для ее решения, конечно, нужны действенные антимонопольные меры, но главное – это добиться установления свободной конкуренции на рынке. 
 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Закон РФ от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с изменениями и дополнениями, внесенными от 24.06.1992 №3119-1, 15.07.1992 №3310-1, от 25.05.1995 №83-ФЗ, от 06.05.1998 №70-ФЗ, от 02.01.2000 №3-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 09.10.2002 №122-ФЗ.
  1. Закон Российской Федерации «О естественных монополиях»
  2. Матвеева Т. Ю., Никулина И. Н. Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2003. –    448 с.
  3. Чепурина М.Н.,  Киселева Е.А. Курс экономической теории – Киров: «АСА», 2006. – 831 с.
  4. Бузгалин А.В., Радаев В.В. Учебное пособие: Экономика переходного периода. – М.: «МГУ», 1995. – 410с.
  5. Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 808 с
  6. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. – СПб.: Экономическая школа. 2002
  7. Елена Земская . Монополии в России// Деловой Петербург. -2007. -31 июля.
  8. Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99
  9. http ://www.iet.ru
  10. http ://bea.triumvirat.ru/Russian
  11. А.Резникович   Монополистическое   отечество   в    опасности    //  Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 32.

Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике