Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа
Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9
Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………
При
этом приходится отдавать себе отчет
в том, что «Вообще для российской
экономики монополизация —
Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ.
Добавим
к этому, что в Москве, являющейся
экономическим центром и
С
переходом России на рыночные методы
хозяйствования роль конкуренции в
экономической жизни общества значительно
возросла. При этом поддержание конкурентной
среды в РФ, как и во всех развитых
странах в настоящее время, стало
важной задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
На
данный момент Президентом РФ важнейшей
задачей поставлено повышение конкурентоспособности
российской экономики.
ГЛАВА
3. ПОВЫШЕНИЕ
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации
Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования:
Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку
деятельность монополий носит
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
В конце 1991г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Антимонопольный комитет
Антимонопольная
политика - это комплекс государственных
мер (соответствующее
По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (рис.2):
Рис.2. Основные
формы государственного регулирования.
Обычно
государство прибегает к
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:
Антимонопольное
законодательство закрепляет основополагающие
правила деятельности на рынке хозяйствующих
субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно рейтингу, опубликованному журналом "Эксперт" к числу самых крупных компаний по объему реализации продукции за 2005 год относятся: РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", Нефтяная компания "ЛУКойл", Государственный концерн "Росуголь", Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания ("Сиданко"), Нефтяная компания "ЮКОС", Нефтяная компания "Сургутнефтегаз", АвтоВАЗ", РАО "Норильский никель" и Тюменская нефтяная компания.
Итак, мы видим, что до сих пор в Российской Федерации существует множество монополий. Многие из этих монополий считаются естественными, и само их название говорит о том, что в этом секторе невозможно установить конкуренцию искусственными методами. Должны создаваться эффективные механизмы общественного контроля деятельности естественных монополий. И ключевыми словами в этом смысле должны стать прозрачность и открытость. Раз эти монополии естественны и находятся под контролем государства, то общество должно знать, какую прибыль они получают, куда она направляется, какова сумма издержек и т. д. Сегодня же все естественные монополии абсолютно закрыты, и получить какую-либо информацию об их деятельности практически невозможно.
В конечном счете монополизация сегментов рынка приводит к тому, что за приобретенный товар люди вынуждены переплачивать в несколько раз. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности российского рынка является одной из основных проблем экономики страны и вопросы ее решения поставлены на самом высоком уровне.
В
России проблема монополий связана
с тем, что бизнес не существует вне государства,
а государство – авторитарно. Именно
такое смешение власти и бизнеса и является
для нашей страны крупной политической
и экономической проблемой. Для ее решения,
конечно, нужны действенные антимонопольные
меры, но главное – это добиться установления
свободной конкуренции на рынке.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике