Монополия и конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9

Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

моя будущая курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

   

     Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции,  рано  или  поздно  теряют  динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем,  что  преимущества  крупного производства не являются абсолютными, они приносят  увеличение  прибыльности только до определенных пор.

           Монополизация вносит изменения в социальную  и хозяйственную  жизнь  общества,  усиливает  в нем сознательные   регулирующие   силы.  Монополия,  используя фактор  массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей  дешевыми  и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в  два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%. Таким образом, монополии на современном этапе  —  это  преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными  затратами.

           С  другой  стороны,  количество  негативных   факторов   существования монополий  значительно  больше  и  первый  из  них  —  практика  образования монопольных  цен.  Монопольные  цены  отклоняются   от   рыночных. Покупатели вынуждены покупать товары  по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом  рост  цен наблюдается в основном на внутреннем  рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для  укрепления  такого положения монополисты создают искусственный  дефицит  на  товары  и  услуги. Следовательно, наиболее явным внешним  проявлением  существования  монополии является  рост  цен  и   наличие   дефицита,   стимулирование   инфляционных процессов.

           Еще одним негативным фактором  наличия  монополий  является  торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию,  монополия создает экономические предпосылки для ограничения  введения  в  производство новшеств.

           Таким   образом,   монополия   обуславливает   застой    механизма,  тормозит  конкуренцию,  является   угрозой   для нормального  рынка.  
 

    1. Возникновение монополий в России
 

     Первые  монополии возникли в России в  начале 80-х годов 19-го века среди  предприятий, обслуживающих железнодорожное  строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в империализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7%, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “Продамет” – “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты “Трубопродажа” в 1902-м году, “Гвоздь” в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “Медь”, в угольной промышленности синдикат “Продуголь”, который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “Нобельмазут”, контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году), вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.

     Принципиально не отличаясь от капитализма более  развитых стран, российский монополистический  капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство  в экономическую жизнь привело  к раннему возникновению в  России государственно-монополистических  тенденций. Они выражались также  в прямом сращивании банковских монополий  с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном  контроле через эти учреждения частных  предприятий и банков.

     С 1900-1903 годов основным каналом проникновения  иностранного капитала в русское  народное хозяйство стали акционерные  коммерческие банки России, которые  начали оказывать решающее влияние  на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных  капиталовложений в акционерной  форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и  угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую  промышленность Царства Польского  и Прибалтики, а также в учрежденные  в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В  России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах  колониального и полуколониального  типа. Основанные с участием иностранных  капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной  частью российской экономики, а не противостояли  ей.

     На  рубеже 19-20 веков Российская империя  участвовала в борьбе за окончательный  раздел мира между империалистическими  государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в  области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных  целей добавились новые, типичные для  империалистической эпохи – кабальные займы, концессии и т.п. Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды – в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Манчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

     В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развились монополии, связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм на основе сращивания монополий с государственными органами (Металлургический комбинат, Джутовый синдикат и другие), а также в форме “принудительных “объединений по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и другие).

     Так же своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная  на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни в  одной своей части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры  их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

     Советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

     Но  социалистические монополии существенно  отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали  «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались  «сверху» и действовали в тепличных  условиях. В монополисты при капитализме  прорывается предприятие-лидер, который  использует передовые технологии, имеет  значительный производственный и научно-технический  потенциал. При социализме же монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и  на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными  рамками. 

     В прошлом в советской литературе преобладали  негативные  оценки     конкуренции. Справочники, словари  и учебные  пособия  по  политэкономии     социализма регулярно оповещали  нас о полном  устранении  конкуренции  и     замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с  победителями  и  без     побежденных)  соцсоревнованием  в  советской  экономике. 

         Сегодня  такие    представления   о  конкуренции  основанные   на     элементарной неинформированности  советских людей  о  подлинных   реалиях     конкуренции в  странах с развитой рыночной  экономикой,  эксплуатируются     разве что немногочисленными  противниками быстрого перехода  к  рыночной     экономике.  Жизнь подсказала, что именно  благодаря конкуренции и  на  ее     основе государства   с  рыночной  ориентацией   и  обеспечивали  движении вперед. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ 

     2.1. Сущность конкуренции 

                Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться)  –  соперничество     между  производителями  товаров   и  услуг  за  рынок   сбыта,  завоевание     определенного   сегмента   рынка,    это    борьба    между    частными     товаропроизводителями за более  выгодные условия  производства  и  сбыта     товаров,  за получение наивысшей прибыли.  Конкуренция – это неотъемлемая     часть рыночной среды, необходимое  условие развития  предпринимательской     деятельности, это центр тяжести  всей системы рыночного  хозяйства,  тип     взаимоотношений между  производителями  по  поводу  установления  цен  и     объемов  предложения  товаров   на   рынке.   Это   конкуренция   между     производителями.    Аналогично    определяется    конкуренция     между     потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен  и  объема    спроса на  рынке. Стимулом, побуждающим человека  к конкурентной  борьбе,    является  стремление  превзойти   других.  Конкурентная  борьба  -   это    динамический ( ускоряющий  движение ) процесс,  который  служит  лучшему    обеспечению рынка  товарами. 

               Борьба за экономическое выживание  и  процветание  –  закон   рынка.     Конкуренция (как  и её противоположность - монополия)  может существовать     только  при определённом состоянии рынка.  Разные  виды  конкуренции  (и     монополии)  зависят  от  определённых  показателей   состояния   рынка.

     В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

     Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров  под влиянием спроса, предложения  и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе  и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений  и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую  жизнь.

     С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе  говоря, она рассматривалась как  фактор развития, совершенствования  производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь  на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что  и позволило классикам расширить  “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с  тех пор, как рост общественного  благосостояния.      

       Идеальный рынок, согласно теории  А. Смита не состоялся. Оказалось,  что освободить государство от  вмешательства в рыночные процессы  невозможно. Противоречия между  наемными работниками и собственниками  капитала заставили, в конечном  счете, государство принимать  определенные регулирующие законодательства. Аналогичные явления произошли  и в сфере таможенной политики  и в области поддержания устойчивого  конкурентного рынка. 

     В повседневной жизни мы все чаще встречаем  слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены  до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике