Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа
Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9
Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Монополизация вносит изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества, усиливает в нем сознательные регулирующие силы. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%. Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств.
Таким образом, монополия
обуславливает застой механизма,
тормозит конкуренцию, является
угрозой для нормального рынка.
Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в империализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7%, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “Продамет” – “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты “Трубопродажа” в 1902-м году, “Гвоздь” в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “Медь”, в угольной промышленности синдикат “Продуголь”, который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “Нобельмазут”, контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году), вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.
Принципиально
не отличаясь от капитализма более
развитых стран, российский монополистический
капитализм имел некоторую специфику.
Государственное вмешательство
в экономическую жизнь привело
к раннему возникновению в
России государственно-
С
1900-1903 годов основным каналом проникновения
иностранного капитала в русское
народное хозяйство стали акционерные
коммерческие банки России, которые
начали оказывать решающее влияние
на деятельность промышленных предприятий.
Главным направлением иностранных
капиталовложений в акционерной
форме была тяжелая промышленность.
Франко-бельгийские капиталы направлялись
в основном в металлургию и
угольную промышленность Юга России,
английские – в нефтяную, медную
и золотодобывающую промышленность,
германские капиталы – в тяжелую
промышленность Царства Польского
и Прибалтики, а также в учрежденные
в России дочерние предприятия химических
и электротехнических концернов. В
России иностранный капитал
На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи – кабальные займы, концессии и т.п. Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды – в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Манчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.
В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развились монополии, связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм на основе сращивания монополий с государственными органами (Металлургический комбинат, Джутовый синдикат и другие), а также в форме “принудительных “объединений по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и другие).
Так
же своеобразной монополией в бывшем
СССР была командная экономика, построенная
на всеобъемлющем директивном
Советской
экономике была свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
Но
социалистические монополии существенно
отличались от капиталистических аналогов.
Капиталистические монополии
В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике.
Сегодня такие представления
о конкуренции основанные
на элементарной
ГЛАВА
2. КОНКУРЕНЦИЯ
2.1.
Сущность конкуренции
Конкуренция (от лат.
Борьба за экономическое
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С
самого начала, конкуренции отводилась
не только функция рыночного
Идеальный рынок, согласно
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике