Монополия и конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Мир, который окружает нас, теперь уже не только в экономическом смысле невозможно представить без рыночных отношений. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают всю систему, все субъекты экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми составляющими рынка. Однако в «чистом» виде ни монополия, ни конкуренция практически не встречается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополия…………………………………………………………..5
Сущность монополии…………………………………………....5
Виды монополий………………………………………………...5
Значение монополии……………………………………………..8
Возникновение монополий в России………………………........9

Глава 2. Конкуренция…………………………………...……………………14
Сущность конкуренции……….………………………...…...…14
Виды конкуренции………………………………………………17
Значимость конкуренции в экономике Российской Федерации...........................................................................................23
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российской экономики………………………………………………………………26
3.1. Методы государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

моя будущая курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

     Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы  способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию  тот более конкурентным считается  рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует  так много фирм, что любая из них в частности никак не может  повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается. 
 
 

     2.2. Виды конкуренции 

     Понятие конкуренции нельзя классифицировать по одному принципу, так как это  довольно широкое понятие. Поэтому  существует несколько классификаций (рис.1).

      

     Рис.1. Виды конкуренции. 

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по более низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Ценовая  конкуренция  происходит,  как  правило,  путём     искусственного сбивания  цен  на  данную  продукцию.  При  этом  широко     используется ценовая  дискриминация, которая имеет  место  тогда,  когда     данный продукт  продаётся по разным ценам  и  эти  ценовые  различия  не     оправданы различиями в издержках. Ценовая  дискриминация  возможна  при     трёх условиях:

    • Продавец  должен  быть  монополистом  или обладать  некоторой     степенью монопольной власти;
    • Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы,     которые имеют разную покупательскую способность;
    • Первоначальный покупатель не  может перепродавать товар или     услугу.
 

       Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере  услуг (врачей,  адвокатов,  гостиниц  и  т.д.), при   оказании   услуг   по     транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не  поддаётся     перераспределению   с   одного   рынка   на   другой   (транспортировка  скоропортящихся  продуктов с одного рынка на другой).

     Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками  службы, на использовании методов  рекламы и других способов стимулирования сбыта. Неценовая конкуренция проводится, главным образом,  посредством     совершенствования качества продукции  и условий её продажи, «сервизации»     сбыта.  Повышение  качества  может  осуществляться  по  двум   основным     направлениям:  первое  –  совершенствование  технических  характеристик     товаров;  второе  –  улучшение  приспособляемости   товара   к   нуждам     потребителей.  Неценовая  конкуренция  посредством  улучшения  качества     продукции  получила  название  конкуренции  по   продукту.   Этот   вид     конкуренции основывается  на  стремлении  захватить  часть  отраслевого     рынка  путём  выпуска  новых  товаров,   которые   либо   принципиально     отличаются    от    своих    предшественников,    либо     представляют     модернизированный  вариант старой  модели.  Конкуренция,  основанная  на     повышении  качества, имеет противоречивый  характер.  С  одной  стороны,     повышение качества служит способом скрытого снижения цен  и  расширения     сбыта;  с  другой  –  «качество  –  это  субъективная  оценка,  которая     открывает возможность  фальсификации качества путём рекламы  и  красивой     упаковки.

       Неценовая конкуренция путём  сбыта продукции  получила  название     конкуренции  по условиям продаж. Этот вид   конкуренции  основывается  на     улучшении сервиса обслуживания  покупателя. Сюда входит  воздействие   на     потребителя через   рекламу,  совершенствованье   торговли,  установление     льгот по обслуживанию покупателей после  приобретения  товара,  т.е.  в     процессе его эксплуатации.

     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли. Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли,  находятся в тесной    конкурентной борьбе с фирмами в других  отраслях  из-за  того,  что их    продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы,  возникающие    вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.

     Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей  создают  потолок    цен  для  производителя,  в  то  же  время,  потолок  цен  ограничивает    потенциальную величину прибыли.

     Во-вторых,  производитель  товаров  и/или  услуг  может   выделить  товар/услугу качеством, уменьшением цены путем  сокращения издержек  или    другим способом дифференцировать свой продукт от  заменителей,  но  чем  больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем  сильнее влияние конкурентных сил  заменителей.

     В-третьих, конкуренция со  стороны  заменителей  зависит  от  того,  насколько   легко   покупатель   может  предпочесть  заменитель  (это  зависит  от   стоимости   «переключения»    покупателя на товар-заменитель).

     Пример такой конкуренции.

         Продавцам  мелкой  бытовой   техники  в  последнее   время   неожиданную    конкуренцию  составили операторы сотовой   связи.  По  мнению  продавцов,    очень  часто электрический  чайник или  кофеварку  покупают  в  подарок.    После того  как сотовики в очередной раз  снизили  цены,  подарком  «что-нибудь  на $ 40-50» стал сотовый телефон.  

     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

     Угроза  появления конкурентов возможна не только внутри  одной отрасли, но и на межотраслевом уровне.  Здесь  конкуренция  ведется  за    выгодные сферы  приложения  капитала,  за  получение  наиболее  высокой    прибыли.  Состязательность  возникает  потому,  что  в   разных   видах производства изначально образуется  неравная  по  величине  прибыль  на   равный  капитал.  Как  и  отдельные  предприятия,  отрасли  различаются  уровнем технической  оснащенности,  структурой  применяемого  капитала,  скоростью его оборота,  стабильностью  спроса  на  продукцию.  По  этим  причинам процент прибыли  на капитал в разных отраслях будет  неодинаков. Перелив капитала будет  происходить до тех  пор,  пока  различные  нормы  прибыли не выровняются  в какую-то общую или среднюю прибыль.

     По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Совершенная конкуренция -  свобода от какой  бы то ни было регламентации: свободный  доступ к факторам производства, свободное  ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего  влияния на условия реализации товаров. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где  действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

     Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок  свободной конкуренции".

     Теперь  сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

     - большое количество мелких продавцов  и покупателей;

     - продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель  может выбрать любого продавца  товара для осуществления покупки;

     - невозможность контроля над ценой  и объемом купли-продажи создает  условия для постоянного колебания  этих величин под влиянием  изменения рыночной конъюнктуры;

     - полная свобода "входа" на  рынок и "ухода". 

     Монополистическая конкуренция - имеют возможности  влиять на условия реализации товаров. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически  не встречается. Монополистическая  конкуренция предполагает взаимосочетание  двух моделей – совершенной конкуренции  и чистой монополии. Теория монополистической  конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

     1. Кривая спроса отдельной фирмы  имеет падающий характер; ее эластичность  выше, чем эластичность кривой  спроса отрасли, поскольку на  рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами.  Падающий характер кривой спроса  предоставляет фирме возможность  получать монопольную прибыль  в краткосрочном периоде.

     2. Имеется свобода входа в отрасль  и выхода из нее. Данное обстоятельство  приводит к тому, что в долгосрочном  периоде экономическая прибыль  всех фирм отрасли становится  равной нулю.

     3. В отрасль входит достаточное  количество конкурирующих друг  с Другом фирм, так что каждая  отдельная фирма проводит собственную  ценовую политику, не взирая на  реакцию конкурентов.

       Значит, в условиях монополистической  конкуренции производится более  широкий ассортимент товаров,  но с более высокими издержками  на единицу товара, чем при  совершенной конкуренции. 

     2.3. Значимость конкуренции в экономике

     Российской  Федерации 

     Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Таким образом, конкуренция  оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

     Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов.

     Внешняя торговля России: тенденции и перспективы  развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость  технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

     Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

     Эксперт McKinsey & Company А.Резникович  опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».

Информация о работе Монополия и конкуренция в российской экономике