Модели олигополий и их проявление в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Среди множества определений экономической теории наиболее полным является следующее: экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Содержание

Введение 3
1. Модели олигополий 5
1.1. Особенности взаимодействия участников рынка в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигополий без сговора 7
Модель Курно 7
Модель Стекельберга 11
Модель Чемберлина 14
Модель Бертрана 15
Модель Эджуорта 17
1.3. Модели олигополий со сговором 18
Модель Картеля 19
Модель ценового лидерства 22
2. Особенности олигополии в России 25
2.1. Российский рынок сотовых услуг 26
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Восстановлен).doc

— 670.50 Кб (Скачать)
  1. I тип – высококонцентрированные рынки: при 2000 < HHI < 10000
  2. II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 1000 < HHI < 2000
  3. III тип – низкоконцентрированные рынки: при HHI < 1000 

     Согласно  данным на 31 августа 2011г. по данным AC&M-Consulting14 чисто абонентов российских сотовых операторов составляет:

Оператор  связи Абонентов, чел. Доля  рынка, %
МТС 70 191 813 31.1
Билайн 56 645 491 25.1
МегаФон 59 839 691 26.5
Другие операторы 39 107 665 17,3
 
 
 
 
 

Индекса Херфиндаля-Хиршмана для рынка сотовой  связи в России составит:

.        (23)

 Полученная величина HHI характеризует рынок как рынок с высокой степенью концентрации производства услуг в «руках» нескольких фирм,  и безусловно, как олигополистический15.

      Поскольку участники рассматриваемого рынка  сотовой связи оказывают неоднородные (не совершенно взаимозаменяемые товары) услуги, то небольшое снижение цены одним олигополистом не приведет к массовому притоку к нему потребителей услуг сотовой связи, поэтому модели ценовой олигополии не применимы к рынку услуг сотовой телефонии.  Так, к отличительным чертам операторов связи можно отнести зону покрытия сети, качество оказания услуг связи, марку сотового оператора, узнаваемость бренда, различные тарифные планы и др.

     Таким образом, типовым вариантом поведения олигополистов на данном рынке являются модели количественной олигополии. Однако на данном рынке также встречается стремление олигополистов к сговору с целью максимизации совокупной отраслевой прибыли, поэтому в качестве еще одного варианта поведения олигополистов выделяется модель картеля. Применительно к олигополистическому рынку мобильной телефонии эти варианты поведения игроков формулируются следующим образом:

  1. Равновесие Курно. Каждый из олигополистов считает, что изменение объёма трафика услуг связи не повлияет на объём трафика услуг связи других участников рынка.
  2. Равновесие Стекельберга. Один или несколько игроков олигополистического рынка сотовой связи действуют согласно модели Курно, тогда как остальные предполагают, что конкурент (конкуренты) выберут первую стратегию и будут действовать, как лидер.
  3. Неравновесие Стекельберга. Олигополисты не действуют в рамках модели Курно, т.е. все операторы ведут себя согласно равновесию Стекельберга и неправильно предполагают, что другой (другие) выберут политику поведения первого типа. Ситуация когда на рынке действует 2 лидера.
  4. Картельный сговор. Все игроки олигополистического рынка мобильной связи могут вступить в соглашение о совместной деятельности с целью получения максимальной совокупной прибыли. Но, как и во многих развитых странах мира, создание картельного сговора запрещено у нас в стране и жестко пресекается Федеральной Антимонопольной Службой. В 2010г. ФАС обуздала сотовых операторов, вынудив их снизить тарифы на роуминг в странах СНГ. Ведь хорошо известно, что гораздо выгоднее купить местную sim-карту в зарубежной поездке. ФАС заподозрила сотовые компании в необоснованном завышении цен и возбудило дело против операторов «большой тройки». Факт сговора не был доказан, но санкции к ведущей тройке операторов все же применили. Штраф составлял 1% от выручки за услуги роуминга, столь низкие штрафы обусловлены «добровольным» снижением расценок на роуминг. «Билайн» смог снизить роуминг в восьми странах СНГ с 49 рублей до 34 рубля за минуту, МТС к концу 2010г. снизила тарифы по СНГ с 59 рублей за минуту общения до 33 рубля, смс подешевели вдвое - с 15 рублей до 7,5 рубля. «Мегафон» в схему понижения включил, помимо стран СНГ, Турцию, Финляндию, Польшу и страны Балтии. Вместо 46 рублей за входящие вызовы и 56 рублей за исходящие - единая цена, 33 рубля16.

     В России сотовые операторы ориентируются  в основном на быстрый рост числа абонентов, и на данный момент уровень проникновения мобильной связи в России достигает 123,7%, а в Московской лицензионной зоне – 176%. Данная отрасль при олигополистической структуре успешно развивается как в России, так и в мире, и нет необходимости в появлении новых крупных компаний на данном рынке. А дополнительная польза, которая может быть получена потребителями, достигается только при снижении концентрации производства услуг мобильной связи в руках «большой тройки».

 

Заключение

     В ходе данной работы неоднократно упоминалось, что олигополия представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся стратегическим взаимодействием фирм-конкурентов, которое определяет дальнейшее развитие рынка. Анализ рассмотренных моделей поведения олигополий с учетом введенных для них предпосылок демонстрирует установление единственно возможного рыночного равновесия для каждого случая. Однако характеристики рыночного равновесия зависят от выбора линии стратегического поведения, в том числе от того, какую стратегическую переменную фирмы-олигополисты выберут для варьирования. Сравнение моделей дуополий продемонстрировало широкий спектр возможного поведения дуополистов, от состояния рынка, характерного для случая совершенной конкуренции (парадокс Бертрана), до состояния монопольного контроля рынка (модели Чемберлина и Картеля). Остальные модели представляют результаты взаимодействия фирм, когда равновесная цена и объем выпускаемой продукции оказываются в пределах между их конкурентными и монопольными уровнями.

     В современной экономике влияние олигополий на развитие мелкого и среднего бизнеса очевидно из-за высоких барьеров входа в отрасль и эффекта масштаба. Олигопольный рынок влечет за собой снижение эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребностей общества. Однако их существование неизбежно в результате стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Кроме того, такая структура рынка существенно влияет на развитие научно-технического прогресса и оказывает финансовую поддержку выгодным проектам и программам. И в отличие от монопольного рынка, в условиях олигополии присутствуют фирмы-конкуренты, стремящиеся улучшить свое положение на рынке и тем самым улучшить свое предложение на рынке, как качественно, так и количественно.

     В России основные отрасли производства, являющиеся ключевыми для экономики тоже олигополизированы: нефтяная промышленность, тяжелая промышленность, химическая промышленность и т.д. Но помимо этого есть и другие отрасли, возникшие в период Перестройки, характеризующейся временем активного внедрения новых технологий на рынок постсоветского пространства, которые в условиях реформирования и модернизации превратились в олигополистические структуры, например, как рынок услуг сотовой связи.

     Стратегии ценообразования, описанные в моделях олигополии, безусловно, должны быть изучены менеджерами предприятий и высшим руководством фирм, поскольку в условиях достаточного количества олигополизированных отраслей подобные знания просто необходимы для получения максимально дохода предприятием.

     Список литературы

  1. Филатов А.Ю. Модели олигополии: современное состояние. Новосибирск, Наука, 2009г, стр.29-60
  2. Мицель А.А., Козлов С.В. Модели олигополии // Известия Томского политехнического университета, 2007, Т. 311, №6, с. 4-8.
  3. Верос А., Разонова Н. Экономика отраслевых рынков.- М: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.-253с.
  4. Бирюков Е.С. Стратегия взаимодействия фирм на олигополистических рынках // Вестник Челябинского государственного университета. 2007, №5, с.72-81
  5. Филатов А.Ю. Картель и конкурентное окружение: особенности рынка, зависимость экономических показателей от степени монопольной власти // Теория и методы согласования решений. - Новосибирск: Наука, 2009 - с.130-145
  6. Казанцева Е.Г. Проблемы трансформации отношений собственности на российских олигополистических рынках // Известия УрГЭУ, 2010, Т. 3, №29, с.53-58
  7. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2009г.)

Электронный доступ: http://www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30001.html

  1. Явлинский Г., Брагинский С. Стимулы и институты. Переход к рыночной экономике в России. М., Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.- 397с.
  2. Проскурнина О., Цуканов И. Краткая история сотовой связи в России. Воспоминания о вчерашнем дне. // Ведомости, №36, (2306), от 02.03.2009
  3. Advanced Communications & Media Counsultin

    Электронный доступ: http://www.acm-consulting.com/news-and-data/data-downloads/cat_view/7-cellular.html

  1. Кореева Е.Б. Формирование модели поведения олигополистов на рынке услуг сотовой связи // Управление большими системами, 2007, №19, с.174-186
  2. http://www.amobile.ru/info/opsos/abonents/russia.htm
  3. Федеральная антимонопольная служба

    Электронный доступ: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_31048.html 

Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России