Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Среди множества определений экономической теории наиболее полным является следующее: экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Введение 3
1. Модели олигополий 5
1.1. Особенности взаимодействия участников рынка в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигополий без сговора 7
Модель Курно 7
Модель Стекельберга 11
Модель Чемберлина 14
Модель Бертрана 15
Модель Эджуорта 17
1.3. Модели олигополий со сговором 18
Модель Картеля 19
Модель ценового лидерства 22
2. Особенности олигополии в России 25
2.1. Российский рынок сотовых услуг 26
Заключение 32
Список литературы 33
Согласно данным на 31 августа 2011г. по данным AC&M-Consulting14 чисто абонентов российских сотовых операторов составляет:
Оператор связи | Абонентов, чел. | Доля рынка, % |
МТС | 70 191 813 | 31.1 |
Билайн | 56 645 491 | 25.1 |
МегаФон | 59 839 691 | 26.5 |
Другие операторы | 39 107 665 | 17,3 |
Индекса Херфиндаля-Хиршмана для рынка сотовой связи в России составит:
. (23)
Полученная величина HHI характеризует рынок как рынок с высокой степенью концентрации производства услуг в «руках» нескольких фирм, и безусловно, как олигополистический15.
Поскольку
участники рассматриваемого рынка
сотовой связи оказывают
Таким образом, типовым вариантом поведения олигополистов на данном рынке являются модели количественной олигополии. Однако на данном рынке также встречается стремление олигополистов к сговору с целью максимизации совокупной отраслевой прибыли, поэтому в качестве еще одного варианта поведения олигополистов выделяется модель картеля. Применительно к олигополистическому рынку мобильной телефонии эти варианты поведения игроков формулируются следующим образом:
В
России сотовые операторы
В ходе данной работы неоднократно упоминалось, что олигополия представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся стратегическим взаимодействием фирм-конкурентов, которое определяет дальнейшее развитие рынка. Анализ рассмотренных моделей поведения олигополий с учетом введенных для них предпосылок демонстрирует установление единственно возможного рыночного равновесия для каждого случая. Однако характеристики рыночного равновесия зависят от выбора линии стратегического поведения, в том числе от того, какую стратегическую переменную фирмы-олигополисты выберут для варьирования. Сравнение моделей дуополий продемонстрировало широкий спектр возможного поведения дуополистов, от состояния рынка, характерного для случая совершенной конкуренции (парадокс Бертрана), до состояния монопольного контроля рынка (модели Чемберлина и Картеля). Остальные модели представляют результаты взаимодействия фирм, когда равновесная цена и объем выпускаемой продукции оказываются в пределах между их конкурентными и монопольными уровнями.
В современной экономике влияние олигополий на развитие мелкого и среднего бизнеса очевидно из-за высоких барьеров входа в отрасль и эффекта масштаба. Олигопольный рынок влечет за собой снижение эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребностей общества. Однако их существование неизбежно в результате стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Кроме того, такая структура рынка существенно влияет на развитие научно-технического прогресса и оказывает финансовую поддержку выгодным проектам и программам. И в отличие от монопольного рынка, в условиях олигополии присутствуют фирмы-конкуренты, стремящиеся улучшить свое положение на рынке и тем самым улучшить свое предложение на рынке, как качественно, так и количественно.
В России основные отрасли производства, являющиеся ключевыми для экономики тоже олигополизированы: нефтяная промышленность, тяжелая промышленность, химическая промышленность и т.д. Но помимо этого есть и другие отрасли, возникшие в период Перестройки, характеризующейся временем активного внедрения новых технологий на рынок постсоветского пространства, которые в условиях реформирования и модернизации превратились в олигополистические структуры, например, как рынок услуг сотовой связи.
Стратегии ценообразования, описанные в моделях олигополии, безусловно, должны быть изучены менеджерами предприятий и высшим руководством фирм, поскольку в условиях достаточного количества олигополизированных отраслей подобные знания просто необходимы для получения максимально дохода предприятием.
Список литературы
Электронный
доступ: http://www.fas.gov.ru/about/
Электронный
доступ: http://www.acm-consulting.com/
Электронный
доступ: http://www.fas.gov.ru/fas-in-
Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России