Модели олигополий и их проявление в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Среди множества определений экономической теории наиболее полным является следующее: экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Содержание

Введение 3
1. Модели олигополий 5
1.1. Особенности взаимодействия участников рынка в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигополий без сговора 7
Модель Курно 7
Модель Стекельберга 11
Модель Чемберлина 14
Модель Бертрана 15
Модель Эджуорта 17
1.3. Модели олигополий со сговором 18
Модель Картеля 19
Модель ценового лидерства 22
2. Особенности олигополии в России 25
2.1. Российский рынок сотовых услуг 26
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Восстановлен).doc

— 670.50 Кб (Скачать)

     Еще один способ деления рынка предполагает сегментацию рынка по региональной дифференциации цен и качества продукции в зависимости от региона сбыта.

     Но, несмотря на то, что картель приносит очевидную выгоду его участникам, поддержание стабильности картеля довольно сложная задача. Во-первых, могут различаться целевые предпочтения фирм, часть из них будет ориентированы на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде, другие будут преследовать интересы в долгосрочном периоде. Во-вторых, причины нарушения картельного соглашения могут корениться в различии оценок обоснованности параметров картельного соглашения  со стороны отдельной фирмы, что наблюдается при различных издержках производства или долях фирм на рынке. В-третьих, довольно сложно выявить и пресечь нарушения картельного соглашениями фирмами в условиях сильной дифференциации рынка и большого количества участников сговора. Ну и самая главная причина, картельный сговор запрещен законодательством многих стран с последующим уголовным преследование участников картеля7.

     С учетом перечисленных причин разрушения кооперативного поведения на рынке, очень часто на олигополистическом рынке фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Производители прибегают к картелеподобной структуре рынка – ситуации, когда участники рынка осознанно делают свое поведение и свои решения предсказуемыми, для того, чтобы достичь состояния рынка, близкого к картелю. Подобное поведение фирм  – олигополистов уже рассмотрено в модели Чемберлина, как одного из вариантов поведения фирм в модели Курно. Другой формой завуалированного кооперативного поведения на рынке имеет модель ценового лидерства или модель Форхаймера.

Модель  ценового лидерства

     Ценовое лидерство преобладает в том случае, если на рынке действует фирма, обладающая стратегическим преимуществом по сравнению с конкурентами, действующими в отрасли. Эта фирма получает признанный другими статус ценового лидера.  Он регулирует цену выпуска, повышает или понижает ее, а все остальные участники рынка составляют его конкурентное окружение.

     В качестве ценового лидера может выступать:

  1. Доминирующая фирма – фирма, владеющая большей долей на рынке, и, как следствие, обладающая большими ресурсами. Доминирующая фирма часто выпускает продукт более высокого качества, чем конкуренты. При этом высокое качество товара определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем,  что данная фирма давно производит данный товар, в результате чего у потребителей вырабатывается приверженность марке.
  2. Фирма с минимальными издержками, позволяющими установить более низкую цену, чем у остальных, что позволяет ей выиграть ценовую войну. Причинами более низких издержек может быть использование более эффективных технологий и более качественных ресурсов, а так же возрастающая отдача от масштаба.
  3. Барометрический лидер – фирма, более тонко чувствующая конъектуру спроса, что позволяет ей получать большие, чем у конкурентов, прибыли. Также барометрический лидер обычно обладает способностью эффективно использовать накопленный опыт.

     Лидер берет на себя ответственность за приспособление цены к изменяющимся условиям рынка.  Конкурентное окружение принимает цену, установленную лидером, и определяет оптимальный объем производства из условия максимизации прибыли. Цена доминирующей фирмы служит «ценовым зонтиком» для фирм-конкурентов8. Поэтому отличительной особенностью данной модели поведения является последовательное принятие решений, а не их одновременность.

     Поскольку фирма-лидер знает кривую рыночного  спроса D и кривую предложения последователей ,  она определяет кривую спроса на свой продукт DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Другими словами, ценовой лидер определит свою кривую спроса как остаточный спрос: DL= QD(PL) – QSn(PL). Оптимизируя свой выпуск по правилу максимизации прибыли MR=MC, лидер установит цену на уровне PL при объеме выпуска QL. Установленная лидером цена принимается последователями в качестве равновесной, и каждая из фирм-последователей оптимизирует свой выпуск в соответствии с этой ценой. При цене PL суммарное предложение последователей составит QSn, что следует из PL=Sn. В результате совокупное рыночное предложение сформируется в объеме QD=QL+QSn, Рис.7. 
 
 

     

     

 

Рис.7. Модель ценового лидерства

      Устойчивость  модели ценового лидерства обусловлена  как вводимыми санкциями (снижение цены), которые может применить лидер в отношении нарушителей, так и тем, что бремя на исследование рынка и выработки оптимальной цены производства отраслевого товара полностью лежит на фирме-лидере. В результате взаимодействия в рамках приведенной модели наблюдается максимизация отраслевой прибыли и соответственно, получение большей прибыли всеми участниками рынка. 

 

2. Особенности олигополии в России

     В конце XX века произошло принципиальное изменение условий развития мировой экономической системы, связанное с разделением рынков между крупнейшими олигополистами. Процессы олигополизации нарастают и в российской экономике. Согласно проведенному анализу представленных в докладе Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) РФ (2010г.) показателей количества хозяйствующих субъектов, концентрации трех крупнейших производителей  и индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), используемого для оценки монополизации рынка, к олигополистическим рынкам в России могут быть отнесены рынки сотовой связи, горючего природного газа, серы, азотных,  фосфатных и калийных удобрений, чугуна и доменных ферросплавов, дизелей и дизельгенераторов, витаминных препаратов, электродвигателей переменного тока, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, шин для автомобилей, автобусов и троллейбусов, линолеума, солода, детских фруктовых консервов, газетной бумаги и ряд других рынков9.

     Анализ  доли вклада в ВВП России крупнейшими  корпорациями свидетельствует о  высокой значимости российского  крупного бизнеса. С 2004г. по 2008г. 10% добавленной  стоимости в ВВП обеспечивалось всего 10-25 компаниями. Основными источниками налогов, инвестиций и экономического роста являются такие компании, как «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», «Норильский никель», «Русал», «Сбербанк» и др10.

     Полной  противоположностью выступает уровень концентрации производства в легкой и пищевой промышленности. В этих отраслях данный показатель 8 ведущих фирм, не превышает 10% от общего объема производства.

     Многие  современные олигополисты появились  на рынке как «наследники» советских крупных предприятий. Поскольку одной из особенностей советской экономики являлось строительство и последующее функционирование крупных промышленных предприятий, в то время как для экономически развитых стран наиболее характерно было объединение заводов в составе крупных фирм. Последующая после этапов Перестройки всеобщая приватизация предприятий еще больше усилила концентрацию власти небольшого числа фирм на рынке. К этому моменту в России сложилась ситуация, когда, по выражению Г.Я. Явлинского, «относительно немногочисленная, но влиятельная группа игроков использовала существенную обстановку хаоса для упрочнения своего личного положения путем приобретения еще более привлекательных активов и установления собственной «корпоративной» формы управления»11.

     Иностранные олигополисты также не остались в стороне от процессов перераспределения собственности в России. На рубеже 90-х годов они обладали преимуществами на рынке ссудного капитала и достаточными финансовыми ресурсами, тем самым подавляя развитие российского бизнеса и захватывая новые перспективные направления в экономике. Пример подобного захвата рынка услуг можно хорошо просмотреть на примере сотовой связи в России.

2.1. Российский рынок сотовых услуг

     Российский  рынок мобильной связи является одним из наиболее ярких примеров олигополии, поскольку на нем действуют несколько крупных компаний, предлагающих идентичную продукцию. В нашей стране сотовая связь стала внедряться в 1990 г., а коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 г., когда в Санкт-Петербурге компанией «Delta Telecom» была запущена первая в России сотовая сеть и был совершен первый символический звонок по сотовой связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком.

     Однако  до кризиса в 1998г. мобильная связь  в России была элитарной услугой: ее использовали не более 0.5% всего населения страны. Российский рынок сотовых операторов середины и конца 90-х был мало похож на нынешний. В каждом крупном городе были свои лидеры (СМАРТС в Самаре, «Уралвестком» в Екатеринбурге, «Московская сотовая сеть» в Москве и т.д.), которые были жестко привязаны к различным международным стандартам (NMT-450, AMPS, GSM), что существенно осложняло использование мобильных устройств и качество связи.

     Но  вышедшая на российский рынок в 1994г. позже своих основных конкурентов  компания МТС, смогла быстро охватить большую долю рынка мобильной связи за счет доступа к частоте вещания 900МГц (GSM-900), которая позволяла осуществлять недорогое покрытие сотовыми сетями регионы страны. Позже к этой системе стандарта смогла подключиться и компания «Вымпелком» (Билайн).

     Основной  этап всеобщей «мобилизации» в стране пришелся на конец 1999г., когда всего  лишь за один год сотовая связь  подешевела в 3-4 раза. «Вымпелком» смогла резко увеличить продажи в сентябре 1999г.  благодаря так называемым «коробочкам» «Bee plus» – комплект из sim-карты с телефоном, стоимостью всего за 49$, что было в 1.5 раза дешевле приобретения пейджера с подключением.

     Другой  причиной быстрого роста числа абонентов  компаний МТС и Билайн является технологическое отставание сотовых стандартов и невозможность обновить свои технологии, используемых другими операторами. Так, в сетях NMT-450 международный роуминг не был предусмотрен самим стандартом, а с приходом GSM ситуация резко изменилась. Компании, не сумевшие перестроится под новые стандарты и требования сотовой связи просто уходили с рынка или сливались с более крупными конкурентами –  в начале 2000-х компания «Московская сотовая сеть» была поглощена АФК «Система» и вошла в состав компании Skylink12.

     В конце 1999г. региональные операторы выбыли из гонки, а МТС и Билайн вскоре разменяли первый миллион абонентов.  В последующие 5 лет – с 2000 по 2004г. – количество владельцев мобильных телефонов ежегодно более чем удваивалось, двойной рост прекратился, лишь когда их численность приблизилась к 100 млн. человек. В конце 1999г. сотовый телефон имел, по данным AC&M-Consulting13, лишь каждый сотый россиянин. По данным этой же компании, в 2003г. мобильным телефоном пользовалось меньше трети населения(29%), а к концу 2010г. на каждого жителя страны приходилось в среднем 1.5 sim-карты, Рис.8.

Рис. 8. Динамика количества абонентов и уровня проникновения сотовой связи в РФ в 2003-2010 гг.

     Приблизительно  во столько же раз выросли совокупные доходы операторов от предоставления услуг сотовой связи, с уровня 100 млрд. руб. в 2002 году до отметки более чем 740 млрд. руб. в 2010 году.

     На  сегодняшний день лидерами на рынке  услуг сотовой связи по-прежнему остаются компании «большой тройки». Данные из открытой финансовой отчетности операторов о результатах деятельности в 2010 году позволяют оценить рыночную долю МТС в 32.6% в стоимостном выражении, МегаФон – 25.8%, Билайн – 23.7%. По итогам года «Билайн» так и не смог восстановить позиции, его «мобильная» выручка в России составила 172.1 млрд. руб. против 187.3 млрд. руб. у МегаФона. Компания МТС по итогам года сохранила лидерство по выручке от сотового бизнеса (236.7 млрд. руб.). Продолжает активно развиваться на российском рынке и шведский оператор Tele2. Компания занимает четвертое место с долей 8.4%. Доля компании SkyLink и всех остальных игроков на рынке экспертно оценивается на уровне 9,4%, Рис.9.

Рис.9. Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в РФ на 31.12. 2010 г.

     Еще одной его особенностью рынка  сотовой связи в России является то, что он не существует как единое целое: в каждом субъекте Российской Федерации конкурентная ситуация сугубо индивидуальна и характеризуется различной степенью присутствия перечисленных выше операторов, а также разными уровнями цен и степенью концентрации рынка. В качестве примера на Рис. 10 приведено долевое распределение по количеству абонентов крупнейших операторов на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Данные регионы значительно отличаются по присутствию основных игроков и их весу как друг от друга, так и от общероссийских показателей.

Рис.10. Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в Москве и Санкт-Петербурге на 31.12.2010

     Для оценки степени концентрации доли рынка  сотовой связи используется индекс монополизации отрасли Херфиндаля-Хиршмана (HHI), вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:

      ,        (22)

 где Si – выраженные в процентах доля продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России