Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Среди множества определений экономической теории наиболее полным является следующее: экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Введение 3
1. Модели олигополий 5
1.1. Особенности взаимодействия участников рынка в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигополий без сговора 7
Модель Курно 7
Модель Стекельберга 11
Модель Чемберлина 14
Модель Бертрана 15
Модель Эджуорта 17
1.3. Модели олигополий со сговором 18
Модель Картеля 19
Модель ценового лидерства 22
2. Особенности олигополии в России 25
2.1. Российский рынок сотовых услуг 26
Заключение 32
Список литературы 33
Такое состояние рынка крайне выгодно для покупателей, так как ведут к максимизации потребительского излишка. Но в то ж время равновесие Бертрана чрезвычайно обременительно для фирм из-за огромных потерь, которые несут все участники соперничества независимо от исхода борьбы. Вывод, который можно сделать при анализе поведения олигополистов по модели Бертрана, состоит в том, что в условиях ценового соперничества или «ценовых войн» олигополистическое взаимодействие является нестабильным, фирмы, стремясь увеличить прибыль, в итоге остаются с нулевой прибылью – парадокс Бертрана.
Подобное состояния ценовой конкуренции на рынке не наблюдается, если дуополисты производят дифференцированный товар. Цена в данном случае не является определяющем критерием, влияющим на выбор покупателя. В данном случае стоимость может быть стимулом к замещению продукта одной фирмы на продукт другой фирмы при определенной разнице цен, другими словами не всякое снижение цен способно переключить покупателей на продукт конкурента. Поэтому установление цены одной фирмы будет представлять собой не что иное, как функцию реагирования на цену другой, Рис.4.
Рис.4. Кривая реагирования фирм при равновесии Бертрана
Даже при нулевой стоимости товара, предложенного фирмой Б, часть покупателей все же предпочитает заплатить за продукт фирмы А цену P0A. Повышение стоимости товара фирмой Б до уровня Р1Б, позволит повысить цены и дуополистом А до цены Р1А и т.д. Подобные функциональные зависимости реагирования фирм позволяют показывать оптимальный с точки зрения максимизации прибыли фирмы цену на продукт одного участника олигополистического рынка в зависимости от цены продукта другого.
В реальности «ценовые войны» и, как следствие, парадокс Бертрана – явления крайне редкие, причиной которых является чаще всего резкое сокращение объема рыночного спроса, которое не оставляет фирмам других альтернатив, кроме борьбы за выживание. Помимо этого, на рынке реальной олигополии действуют ряд факторов, которые ограничивают ценовую конкуренцию. Различия в межвременных предпочтениях фирм, дифференциация продукции и наличие издержек перехода потребителей к другому продавцу объективно ограничивают масштабы «ценовых войн».
Модель Эджуорта
Альтернативным выходом из парадокса Бертрана является предложенная Френсисом Эджуортом в 1897г. модель с ограничениями на производственных мощностях фирм-производителей.
Если
в отрасли действуют две
Рис.5. Дуополия Эджуорта
При объеме выпуска товара одна фирма сможет удовлетворить только половину рыночного спроса D. Если фирма А будет продавать свой продукт по цене Р*, равной предельным издержкам производства, часть рыночного спроса, равная , остается неудовлетворенной. В рамках этого остаточного спроса фирма Б будет вести себя, как монополист, максимизируя прибыль от реализации товара. Поскольку обе фирмы не в состоянии покрыть весь рынок свои производством, поэтому часть покупателей волей-неволей будет вынуждена покупать продукт у фирмы, повысившей цену.
Можно выдвинуть три предположения о том, кто будет покупать подобную продукцию дорогой фирмы. Первое предположение, что таковыми будут случайные покупатели, что носит название схемы случайного (пропорционального) рационирования. В этом случае остаточный спрос на продукцию дорогой фирмы будет пропорционален исходной функции спроса.
Альтернативное предположение эффективного (параллельного) рационирования состоит в том, что если продукции не хватает, в первую очередь ее приобретут наиболее ценящие ее. В частности, это можно объяснить перепродажей мест в очередях. В этом случае по любой цене остаточный спрос на фиксированную величину меньше исходного. Подобная ситуация менее выгодна для повысившего цену производителя, поскольку в остаточный спрос не включены покупатели, готовые заплатить максимальную цену за товар.
И последнее предположение, которое рассматривается гораздо реже вышеупомянутых двух носит название антиэффективного рационирования, при которой у дешевой фирмы будут приобретать продукцию именно те, кто не в состоянии платить много, а богатые, не готовые стоять в очередях, идут к дорогому конкуренту6.
1.3. Модели олигополий со сговором
Все рассмотренные выше модели олигополий основываются на определенных предположениях конкурентов-олигополистов о поведении друг друга. Произвольный характер этих предположений был всегда предметом критики подобных классических моделей дуополий (Курно, Бертрана, Эджуорта, Стекельберга). Дж.Стиглер, один из наиболее ярых и авторитетных критиков концепции предположений в моделях олигополий высказал свое мнение в статье, опубликованной в 1964г., о том, что суть поведения дуополистов заключается в стремлении их к сговору с целью максимизации всей совокупной прибыли групп олигополистов, а «общая прибыль всей группы фирм в отрасти максимизируется, когда они действуют совместно, как монополист».
Предположение о стремлении олигополистов к явному или тайному сговору нельзя считать результатом развития экономики в XX в. Еще А.Смит писал о склонности к сговору представителей средневековой торговли или ремесленников, которые «редко собирались вместе для развлечения или веселья без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен». Как видно, проследить тенденцию к сговору удается еще с ранних веков становления рыночных отношений, которая усилилась в современном веке.
Модель Картеля
Наиболее ярко выраженной формой реализации сговора является картель, представляющего собой объединение конкурентов с целью создания совместного соглашение о параметрах отраслевого предложения (цена и объем производства). Основной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска продукции до уровня, обеспечивающего получение фирмами монопольной прибыли, за счет координации выпуска фирм до объемов, которые бы суммарно позволяли поддержать монопольную цену на рынке. Картель предполагает наличие формального письменного соглашения, в котором освещены единый уровень цен, уровень объема производства, доля (квота) каждого из олигополистов в общем производстве (или географическое распределение рынков), а также оговаривается политика в отношении поставщиков ресурсов.
Однако не только явление монополизации прибыли является основной причиной появления сговора на рынке. Возможной причиной возникновения картеля может служить резкое сокращение отраслевого спроса. В подобной ситуации картель становится средством защиты фирм от уничтожающей ценовой конкуренции и сохранения мощностей производства.
Картель может состоять из ряда предприятий, располагающихся в одной или нескольких стран. Первый тип картели был широко распространен в Германии до падения Третьего Рейха и в Европе вообще. Второй тип часто образуется и санкционируется правительствами многих стран, например, ко второму типу картелей можно отнести Организацию стан экспортеров нефти (ОПЕК).
Можно отметить ряд этапов, способствующих созданию картеля:
Как и в случае некооперированной олигополии, предположим, что на отраслевом рынке действует две фирмы, А и Б. Рыночное равновесие будет определяться положением отраслевого рыночного спроса Dотр и суммарными предельными издержками фирм, действующих на рынке (MCА+MCБ), Рис.6.
Рис.6. Поведение картеля
При условиях совершенной конкуренции отрасль достигла бы равновесия при сочетании цены Pk и объема выпуска Qk. При данном состоянии рынка фирма А смогла бы работать безубыточно, осуществляя выпуск в объеме qAk, а фирма Б при такой цене получала бы небольшую прибыль при выпуске товара qБk, что заштриховано на Рис.6 темно-серым прямоугольником.
В случае, когда фирмы предпочтут улучшить свое положение, они сократят свой совокупный спрос до объемов выпуска, максимизирующего отраслевую прибыль, то есть для которого выполняется равенство .Исходя из этого равенства, фирмы получают новые значения объема выпуска Qkr и соответствующая ему цена Pkr. Отраслевая прибыль при данной цене товара будет максимальна только в том случае, если фирмами будет достигнуто картельное соглашение о поддержании отраслевого выпуска на максимизирующем прибыль уровне объема производства. Для достижения максимизации прибыли фирмам необходимо распределить производственные квоты между собой так, чтобы выпуск обеих фирм в сумме равнялся Qkr. Доля рынка для каждой фирмы определяется исходя из точек пересечения горизонтальной прямой, проходящей через точку , и кривой предельных издержек каждой из фирм. Таким образом, для обеих фирм определятся квоты производства qAkr и qБkr и единая цена Pkr. В результате обе фирмы смогут улучшить свое положение, так, фирма А начнет получать прибыль, а фирма Б увеличит размер своей экономической прибыли, что отмечено на Рис.6. серыми прямоугольниками.
Рассчитаем максимальную прибыль картеля для линейной кривой спроса (1) при условии одинаковых переменных издержках производства сА=сБ:
(20)
Продифференцировав полученное выражение прибыли по общему объему выпуска продукции и приравняв производную к нулю, получаем объем производства, характерный для монополии:
(21)
Помимо выше рассмотренного поведения картеля с целью максимизации совокупной по отрасли прибыли, довольно часто встречается и другой тип картеля, преследующего цель распределения и фиксирование долей на рынке.
Если две фирмы в картели идентичны по уровню и структуре затрат, то рыночные доли могут быть распределены между ними поровну при единой установившейся монопольной цене. В случае же, когда издержки фирм существенно различаются, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. В данном случае рыночные доли будут определяться в ходе торгов, которые неизбежно будут возникать между фирмами-конкурентами.
Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России