Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть проблему рынка доминирующей фирмы, а также теоретические аспекты характеристики доминирующей фирмы, принципы ценообразования в условиях доминирования и модели и последствия деятельности поведения доминирующей фирмы
Введение……………………………………………………………………….3-4
Теоретические аспекты характеристики доминирующей
фирмы
Особенности поведения при контроле значительной
доли рынка в виде стратегических преимуществ над конкурентами…………………………………………………………5-7
1.2. Условия реализации доминирования………………………..7-12
2. Принципы ценообразования в условиях доминирования
2.1. Экономические механизмы получения прибыли…………………………………………………………..….13-18
2.2. Выбор стратегии ценообразования на данном типе
рынка……………………………………………………………..…..18-26
Модели и последствия деятельности поведения
доминирующей фирмы
3.1. Модель ценового лидерства доминирующей фирмы……………………………………………………………...…27-29
3.2. Последствия деятельности доминирующей фирмы в зависимости от источника доминирования……………………………………………………...29-35
Заключение………………………………………………………………….36-38
Список используемой литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
фирмы
доли
рынка в виде стратегических
преимуществ над
конкурентами………………………………………………
1.2. Условия реализации доминирования………………………..7-12
2. Принципы ценообразования в условиях доминирования
2.1.
Экономические механизмы
получения прибыли…………………………………
2.2. Выбор стратегии ценообразования на данном типе
рынка……………………………………………………………..
доминирующей фирмы
3.1.
Модель ценового лидерства
доминирующей фирмы……………………………………………………………..
3.2.
Последствия деятельности
доминирующей фирмы
в зависимости
от источника доминирования…………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловливается тем, что рынок доминирующей фирмы является одним из важнейших элементов экономики государства в целом в условиях рыночного хозяйствования. Он используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Рынок доминирующей фирмы затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.
В работах Росса Д., Вуроса А., Авдашевой С.Б., Розановой Н.М., Шерера Ф.М., Тироля Ж., Морриса Д. были освещены общие принципы рынка доминирующей фирмы, в основе которого – использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов.
Цель данной работы – рассмотреть проблему рынка доминирующей фирмы, а также теоретические аспекты характеристики доминирующей фирмы, принципы ценообразования в условиях доминирования и модели и последствия деятельности поведения доминирующей фирмы
В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
Предметом исследований курсовой работы является рынок доминирующей фирмы в экономической жизни страны с помощью анализа его структуры и механизма воздействия на развитие экономики в целом. Объектом работы является функционирование рынка доминирующей фирмы.
Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. В ходе написания работы были использованы такие общенаучные методы экономического исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектическая, формальная и математическая логика, равновесный и неравновесный принципы, количественные и качественные оценки.
Информационными источниками курсовой работы послужили научные и учебные пособия, материалы из периодической печати, интернет-ресурсы.
По
структуре курсовая работа состоит
из введения, трёх глав, шести параграфов,
заключения, списка использованной литературы.
Курсовая работа содержит 39 страниц, 8
рисунков.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМЫ
1.1.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
ПРИ КОНТРОЛЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ
ДОЛИ РЫНКА В ВИДЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ПРЕИМУЩЕСТВ НАД КОНКУРЕНТАМИ
В экономике существуют рынки, на которых действует фирма-лидер (иначе - доминирующая фирма), имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену, и большое число конкурентных фирм-аутсайдеров. В российском законодательстве доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам1.
Доминирующая фирма обладает рыночной властью. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка. Примерами доминирующей фирмы могут служить такие компании, как «Кодак» (65% рынка), IВМ (68% рынка), «Дженерал Электрик» (53% рынка), «Боинг» (60% рынка), «Дженерал Моторс» (46% рынка).
Рынок с доминирующей фирмой обычно считается частным случаем олигополии. Его особенности:
На таком рынке доминирующая фирма способна получать положительную прибыль в долгосрочном периоде. Для фирм-аутсайдеров возможность получения положительной прибыли также не исключена (подобное явление носит название "ценовой зонтик" и характерно для отраслей с высокими барьерами входа)2. Однако если средние издержки аутсайдеров оказываются слишком высокими (т.е. доминирующая фирма обладает преимуществом в издержках), прибыль мелких фирм стремится к нулю.
Почему некоторым фирмам достается значительная власть на рынке? Существует три основные причины для этого.
Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Издержки доминирующей фирмы на единицу продукции, как правило, значительно ниже, чем у фирм-конкурентов. Это возможно:
а) если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент);
б) если
доминирующая фирма в большей степени,
чем конкуренты
способна усваивать и использовать накопленный
опыт (learning-by-doing);
в) если
доминирующая фирма обладает преимуществами
экономии
на масштабах производства.
Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. Высокое качество продукта с точки зрения рынка определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем, что данная фирма давно производит данный товар, в результате чего у потребителей вырабатывается приверженность марке (brand loyality).
В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Координация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирма. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются соглашения, то ситуация описывается моделью доминирующей фирмы.
Таким
образом, доминирующая фирма – это
фирма-лидер, оказывающая решающее влияние
на общие условия обращения товара на
соответствующем товарном рынке, устраняющая
с этого товарного рынка других хозяйствующих
субъектов (фирм-аутсайдеров), затрудняющая
доступ на этот товарный рынок и имеющая
возможность оказывать влияние на рыночную
цену.
1.2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОМИНИРОВАНИЯ
Барьеры входа в отрасль играют важную роль в определении стратегии доминирующей фирмы. Барьеры, их особенности для каждого конкретного рынка, их высота могут не зависеть от политики фирмы-лидера, будучи объективной характеристикой рынка. Барьеры входа могут создаваться путем стратегической политики доминирующей фирмы. Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:
Очевидно, что исследование первого и четвертого типа рынков интересно, однако еще более плодотворным в теоретическом и в практическом плане представляется исследование второй и третьей ситуации. Легко заметить, что на рынках «промежуточного» типа наличие или отсутствие стратегических барьеров входа в отрасль будет зависеть от ряда показателей, характеризующих положение фирм.
Концепция эффективности политики барьеров входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу фирм-аутсайдеров сопряжена с определенными издержками для действующих в отрасли фирм. Это могут быть издержки, связанные либо напрямую с ценовой политикой - снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в мощности, расходы на создание «избыточной» дистрибьюторской сети, расходы на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.). В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором случае - как явные. В любом случае прибыль фирмы (фирм), осуществляющей политику создания барьеров входа, окажется меньше прибыли фирмы, не практикующей стратегическое поведение. Эффективность стратегических барьеров входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.
Пусть прибыль фирмы (фирм), проводящей политику максимизации прибыли в краткосрочном периоде, равна π1. Объем (дополнительных) расходов, необходимых для создания барьеров входа, составляет С. Предположим, что если в долгосрочном периоде фирмы-аутсайдеры входят на рынок, прибыль фирмы, действующей в отрасли, сокращается до нуля. Пусть дисконтирующий множитель, приводящий ценность будущей прибыли (будущих затрат) к сегодняшнему эквиваленту, равен δ(0 < δ < 1). Вероятность того, что фирма будет продавать товар на рынке в следующем периоде, составляет ρ. Чем выше этот показатель, тем ниже риск хозяйственной деятельности фирмы. Если фирма проводит политику создания стратегических барьеров входа на рынок, доминирующая фирма получает текущую ценность будущей прибыли:
(π1 - С) + (π1 - С)ρδ + (π1 - -С)ρ²δ² + ... (1.2.)4
Политика установления барьеров входа в отрасль является предпочтительной для фирмы (фирм), действующей в отрасли, только если текущая ценность потока прибыли, обеспечиваемого этой политикой, будет превышать уровень прибыли, получаемой при максимизации прибыли в краткосрочном периоде:
Информация о работе Модели и последствия деятельности поведения доминирующей фирмы