Модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики

Содержание

Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

Накопленные белорусской экономикой структурные деформации, к сожалению, весьма многообразны. Они отражены:

  • в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и отставании производственной и социальной  инфраструктуры, несоответствии структуры спроса и предложения;
  • в технологической структуре производства, в морально устаревшей материально-технической базе, не позволяющей рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка;
  • в техническом уровне и качестве выпускаемой продукции, в низкой конкурентоспособности большинства видов производимой продукции;
  • в размерной структуре производства — доминировании крупных и сверхкрупных предприятий;
  • в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей, которые устанавливались в централизованном порядке и без должного учета их влияния на издержки производства и конечные результаты деятельности.

Суть всех структурных  преобразований, в конечном счете, состоит в адаптации производительных сил общества к требованиям рыночной экономики, активно включенной в мирохозяйственные связи.

Практика системной  трансформации плановой экономики в рыночную показывает, что возможны две полярные модели структурной перестройки, в которых по-разному сочетаются процессы адаптации. Первая из этих моделей характеризуется тем, что превалируют процессы позитивной адаптации: растут объемы производства, инвестиций, экспорта; создаются современные предприятия, оснащенные передовой технологией; происходит приток крупных капиталовложений из-за рубежа; повышается уровень реальных доходов населения.

Что же касается Беларуси, то она, как и некоторые другие европейские страны, ранее входившие в СССР, демонстрировала до последнего времени преимущественно вторую модель. Здесь доминируют процессы негативной адаптации, среди которых спад производства, рост числа убыточных предприятий и другие. Однако следует сказать, что в нашей стране, начиная с середины 1996 г., наметилась тенденция перехода к первой модели структурной перестройки. Спад производства сменился постепенным подъемом, растут инвестиции в основной капитал, повышаются реальные доходы населения. Вместе с тем этот процесс еще настолько хрупок, что не позволяет говорить об окончательном переходе к реализации модели устойчивого экономического роста. Обусловлено это рядом причин и, вероятно, в первую очередь недостаточно активными системными преобразованиями существующего хозяйства, отставанием институциональных преобразований, слабой инвестиционной деятельностью, как субъектов хозяйствования, так и зарубежных предпринимателей, значительным и, к сожалению, все возрастающим дефицитом торгового баланса, наличием большого числа убыточных предприятий.

Перспективы структурной  перестройки связаны, прежде всего, с выходом из инвестиционного кризиса. Важнейшими мерами, которые следовало бы осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, являются следующие:

  • необходимо увеличить долю расходов государственного бюджета на финансирование капитальных вложений в форме прямых субсидий, льготных кредитов или налоговых и других льгот. Свертывание государственных инвестиций в надежде на то, что их рост обеспечат негосударственные структуры, лишено реалистичных оснований. Это особенно актуально для страны, в экономике которой на долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производимого ВВП;
  • опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направляемые в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно, в промышленности.
  • нужно всемерно способствовать привлечению в экономику страны иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, что создаст предпосылки для ускоренного развития производств с передовой технологией, выпускающих конкурентоспособную на западных рынках продукцию. Это в свою очередь будет способствовать решению другой чрезвычайно непростой проблемы — выравниванию торгового сальдо страны.

Указанный комплекс мер можно эффективно осуществить на основе общегосударственной программы. При этом государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности, путем формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, иностранных инвестиций, предоставляемых Беларуси кредитов и так далее.

Активизации структурных  преобразований в значительно большей  степени, чем это наблюдается в последние годы, должна способствовать внешнеэкономическая деятельность. Ее влияние прослеживается по двум направлениям. Первое — это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные начавшимся вхождением экономики страны в открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли — экспорт и импорт. Массированный импорт широкого круга товаров потребительского и производственного назначений, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции, способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного оборота. В то же время он, безусловно, тормозит развитие многих отраслей хозяйства, замораживает структуру белорусской экономики.

Другое направление  — это воздействия, определяемые целенаправленными усилиями государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и делового партнерства на межгосударственном и микроэкономическом уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов путем получения кредитов и безвозмездной технической помощи, иностранных инвестиций, развития международной хозяйственной кооперации, импорта технологий и другие.

Значение внешнеэкономических  ресурсов, мобилизуемых странами для  хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению позиций национальных производителей на мировых рынках. В контексте мирового опыта неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней Беларуси новой структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки. Главным здесь представляется обеспечение притока внешнеэкономических ресурсов к приоритетным инвестиционным проектам и государственным программам.

  1. Разгосударствление и приватизация. До последнего времени они протекали на основе ежегодно утверждаемых государственных программ и перечней предприятий, подлежащих преобразованию. Теперь же предусматривается уйти от директивного разгосударствления и приватизации. Это должно привести к значительному упрощению процедуры приватизации, позволяющему, в частности, предприятиям подключаться к этому процессу на любой его стадии на основе принципа заявительности и желания трудовых коллективов. Представляется, что данный принцип демократичнее, поскольку лучше, если предприятие пойдет на реформирование осознанно, чем насильственно. Тупиковость насильственного построения "светлого будущего" доказана и имеет множество исторических подтверждений. Приватизация как таковая не должна быть предметом идеологии. Она необходима как практический шаг на пути повышения эффективности производства.

В то же время необходимо ускорение процесса приватизации, поскольку его замедление в большинстве случаев приводит к физическому разрушению фондов из-за отсутствия инвестиций и профилактического обслуживания, их расхищению, потере человеческого капитала (уход квалифицированного персонала с убыточных предприятий в другие сферы и отрасли) и тому подобное. Однако это ускорение должно происходить не на базе усиления административного воздействия на эти процессы, а путем создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования.

  1. Развитие предпринимательства — одно из направлений реформ, происходящих в белорусской экономике. Переводя в ее актив невостребованный еще многочисленный человеческий потенциал, можно создать новые возможности для выхода из кризиса и формирования принципиально новой структуры экономики. Для этого не требуется крупных средств из централизованных источников.

Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе, приданию конкуренции цивилизованных черт.

На ближайший период и среднесрочную перспективу  меры по поддержке и развитию предпринимательства  должны быть связаны прежде всего  с устранением некоторых институциональных препятствий развитию малого бизнеса. Для этого необходимо:

  • усовершенствовать правовую, нормативную и административную среду, с тем чтобы она способствовала развитию малых и средних предприятий;
  • ввести в действие финансово-кредитные механизмы, способствующие развитию предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности граждан, потерявших работу в связи с сокращением кадров на государственных предприятиях;
  • способствовать обеспечению помещениями предпринимателей посредством сдачи в аренду на длительный срок или продажи зданий и сооружений.

Главным результатом  реализации Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь должно стать существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную стать в перспективе материальной базой нового постиндустриального общества.

Будущая экономика —  это наукоемкая высокоэффективная  экономика ресурсосберегающего  типа, восприимчивая к научно-техническому прогрессу, с рациональными структурами производства и потребления благ и услуг, наиболее полно отвечающих потребностям населения и внешних рынков.

Достижение намеченных  целей позволит:

  • реформировать социальную, воспроизводственную, отраслевую, технологическую и территориальную структуры экономики, обеспечивающие устойчивые темпы экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и наиболее полное удовлетворение потребностей населения. В результате к 2015 г. отраслевая структура ВВП приблизится к структуре экономик европейских государств: доля промышленности снизится до 28—30 %, сельского хозяйства — до 7,8—8,1, строительства — до 6,0—6,4, а доля сферы услуг возрастет до 45 %. - перейти на устойчивые темпы экономического роста. Благодаря мобилизации внутренних ресурсов (ускоренной амортизации ОПФ, использованию средств населения для инвестиций), а также опережающим темпам роста экспорта по сравнению с импортом, инвестиции в основной капитал  возрастут в 3,1—3,3 раза. Валовой внутренний продукт увеличится в 2,8—3,2 раза, продукция промышленности — 2,0—2,5 раза, сельского хозяйства — 1,6—1,8 раза, продукция сферы услуг — в 3,2—3,9 раза; [1, с. 12 ]
  • повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусмотрено:
    • улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность населения, особенно детскую и лиц трудоспособного возраста, увеличить продолжительность жизни населения);
    • в области политики доходов населения и условий их обеспечения увеличить реальные денежные доходы населения в 2,4—2,7 раза, удельный вес оплаты труда в ВВП поднять  до 50 % в 2015 г. Производство товаров народного потребления возрастет в 2,4—2,6 раза, розничный товарооборот — в 2,5—3,0 раза;
    • обеспечить социальные гарантии для различных групп населения. Средняя пенсия к концу прогнозируемого периода составит 50—60 % средней заработной платы. Уровень бедности в стране будет снижен до социально безопасного порога (8—10 %);
    • сформировать человека нового постиндустриального общества.
  • реализация мероприятий Концепции по оздоровлению нации и соответствующему развитию образования, здравоохранения, культуры, туризма и спорта и других видов деятельности будет способствовать формированию гармонично развитого человека, физически здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий, духовно развитого. Уровень грамотности взрослого населения  практически достигнет 100 % к концу периода, а функциональной грамотности — составит 50 % и приблизится к современному уровню развитых стран. Численность студентов вузов увеличится до 205 на 10 тыс. населения. Практически каждый второй работник народного хозяйства будет с высшим и средним специальным образованием. В итоге индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный по методике ООН, увеличится  до 0,897, что повысит рейтинг Беларуси в мировом сообществе государств; [1, с. 12 ]
  • сократить разрыв в уровнях социально-экономического развития Беларуси и европейских государств. Производство валового внутреннего продукта в расчете на одного жителя Беларуси в долларах США  возрастет в 3,2—3,5 раза и достигнет в 2015 г. 14,4—15,5 тыс. дол. США. При среднегодовых темпах прироста численности населения 0,3 % и ВВП 3,2 % , прогнозируемых в западноевропейских странах на период до 2015 г., объем производства ВВП на душу населения в этих странах может возрасти до 38—40 тыс. дол. США. Таким образом, имеющийся разрыв по этому показателю заметно сократится.

Наряду с этими важнейшими социально-экономическими результатами, положительные сдвиги будут получены и в области производства и экологии. Предусматривается достижение достаточно высокого уровня развития производственного, прежде всего промышленного и научно-технического потенциалов, что значительно повысит конкурентоспособность белорусской промышленности, гарантирует участие республики в разработках и использовании научно-технических новшеств, находящихся на передовых рубежах НТП.

Опережающие темпы роста  экспорта продукции и услуг приведут к снижению дефицита внешнеторгового баланса.

Предусматривается реализовать один из основных принципов устойчивого развития — сохранять и оздоровлять экологическую обстановку, бережно использовать природные ресурсы, при росте объемов производства добиваться уменьшения выбросов вредных веществ путем внедрения прогрессивных технологий. [3, с. 19]

Таким образом, в экономике  Беларуси остается еще много нерешенных проблем. Это и низкая рентабельность производства, убыточность и слабая реформированность сельского хозяйства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, и неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям и ряд других. Главная задача экономики страны – выработать новые, созвучные времени и мировым тенденциям направления социально-экономического развития в рамках социально-ориентированной рыночной экономики.

 

Заключение

 

Рынок функционирует  как механизм, который соединяет  покупателя и продавца, то есть обеспечивает возможность обмена одного результата труда на другой с помощью денег. Рыночная экономика — это совокупность товарно-денежных отношений свободных, независимых и равноправных субъектов экономической деятельности (продавец и покупатель), соответствующих рыночных структур и механизмов.

Координирующим эвеном рыночной экономики выступает ценовой механизм. Цена — выраженная в деньгах стоимость вещей и услуг. Цена несет очень много информации и так сильно влияет на поведение покупателей и продавцов, что экономисты часто называют рыночную экономику ценоуправляемой системой.

Содержание и интенсивность  функций государства зависят  от конкретно-исторического положения  страны. Ключевая функция государства состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления. Более сильными здесь остаются традиции ожидания защитных функций государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли народного хозяйства, особенно стратегически весомые и социально значимые.

Информация о работе Модели государственного регулирования экономики