Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики
Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48
Накопленные белорусской экономикой структурные деформации, к сожалению, весьма многообразны. Они отражены:
Суть всех структурных преобразований, в конечном счете, состоит в адаптации производительных сил общества к требованиям рыночной экономики, активно включенной в мирохозяйственные связи.
Практика системной трансформации плановой экономики в рыночную показывает, что возможны две полярные модели структурной перестройки, в которых по-разному сочетаются процессы адаптации. Первая из этих моделей характеризуется тем, что превалируют процессы позитивной адаптации: растут объемы производства, инвестиций, экспорта; создаются современные предприятия, оснащенные передовой технологией; происходит приток крупных капиталовложений из-за рубежа; повышается уровень реальных доходов населения.
Что же касается Беларуси, то она, как и некоторые другие европейские страны, ранее входившие в СССР, демонстрировала до последнего времени преимущественно вторую модель. Здесь доминируют процессы негативной адаптации, среди которых спад производства, рост числа убыточных предприятий и другие. Однако следует сказать, что в нашей стране, начиная с середины 1996 г., наметилась тенденция перехода к первой модели структурной перестройки. Спад производства сменился постепенным подъемом, растут инвестиции в основной капитал, повышаются реальные доходы населения. Вместе с тем этот процесс еще настолько хрупок, что не позволяет говорить об окончательном переходе к реализации модели устойчивого экономического роста. Обусловлено это рядом причин и, вероятно, в первую очередь недостаточно активными системными преобразованиями существующего хозяйства, отставанием институциональных преобразований, слабой инвестиционной деятельностью, как субъектов хозяйствования, так и зарубежных предпринимателей, значительным и, к сожалению, все возрастающим дефицитом торгового баланса, наличием большого числа убыточных предприятий.
Перспективы структурной перестройки связаны, прежде всего, с выходом из инвестиционного кризиса. Важнейшими мерами, которые следовало бы осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, являются следующие:
Указанный комплекс мер можно эффективно осуществить на основе общегосударственной программы. При этом государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности, путем формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, иностранных инвестиций, предоставляемых Беларуси кредитов и так далее.
Активизации структурных преобразований в значительно большей степени, чем это наблюдается в последние годы, должна способствовать внешнеэкономическая деятельность. Ее влияние прослеживается по двум направлениям. Первое — это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные начавшимся вхождением экономики страны в открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли — экспорт и импорт. Массированный импорт широкого круга товаров потребительского и производственного назначений, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции, способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного оборота. В то же время он, безусловно, тормозит развитие многих отраслей хозяйства, замораживает структуру белорусской экономики.
Другое направление — это воздействия, определяемые целенаправленными усилиями государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и делового партнерства на межгосударственном и микроэкономическом уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов путем получения кредитов и безвозмездной технической помощи, иностранных инвестиций, развития международной хозяйственной кооперации, импорта технологий и другие.
Значение внешнеэкономических ресурсов, мобилизуемых странами для хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению позиций национальных производителей на мировых рынках. В контексте мирового опыта неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней Беларуси новой структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки. Главным здесь представляется обеспечение притока внешнеэкономических ресурсов к приоритетным инвестиционным проектам и государственным программам.
В то же время необходимо ускорение процесса приватизации, поскольку его замедление в большинстве случаев приводит к физическому разрушению фондов из-за отсутствия инвестиций и профилактического обслуживания, их расхищению, потере человеческого капитала (уход квалифицированного персонала с убыточных предприятий в другие сферы и отрасли) и тому подобное. Однако это ускорение должно происходить не на базе усиления административного воздействия на эти процессы, а путем создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования.
Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе, приданию конкуренции цивилизованных черт.
На ближайший период и среднесрочную перспективу меры по поддержке и развитию предпринимательства должны быть связаны прежде всего с устранением некоторых институциональных препятствий развитию малого бизнеса. Для этого необходимо:
Главным результатом реализации Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь должно стать существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную стать в перспективе материальной базой нового постиндустриального общества.
Будущая экономика —
это наукоемкая высокоэффективная
экономика ресурсосберегающего
типа, восприимчивая к научно-
Достижение намеченных целей позволит:
Наряду с этими важнейшими социально-экономическими результатами, положительные сдвиги будут получены и в области производства и экологии. Предусматривается достижение достаточно высокого уровня развития производственного, прежде всего промышленного и научно-технического потенциалов, что значительно повысит конкурентоспособность белорусской промышленности, гарантирует участие республики в разработках и использовании научно-технических новшеств, находящихся на передовых рубежах НТП.
Опережающие темпы роста экспорта продукции и услуг приведут к снижению дефицита внешнеторгового баланса.
Предусматривается реализовать один из основных принципов устойчивого развития — сохранять и оздоровлять экологическую обстановку, бережно использовать природные ресурсы, при росте объемов производства добиваться уменьшения выбросов вредных веществ путем внедрения прогрессивных технологий. [3, с. 19]
Таким образом, в экономике
Беларуси остается еще много нерешенных
проблем. Это и низкая рентабельность
производства, убыточность и слабая
реформированность сельского
Рынок функционирует как механизм, который соединяет покупателя и продавца, то есть обеспечивает возможность обмена одного результата труда на другой с помощью денег. Рыночная экономика — это совокупность товарно-денежных отношений свободных, независимых и равноправных субъектов экономической деятельности (продавец и покупатель), соответствующих рыночных структур и механизмов.
Координирующим эвеном рыночной экономики выступает ценовой механизм. Цена — выраженная в деньгах стоимость вещей и услуг. Цена несет очень много информации и так сильно влияет на поведение покупателей и продавцов, что экономисты часто называют рыночную экономику ценоуправляемой системой.
Содержание и интенсивность
функций государства зависят
от конкретно-исторического
Информация о работе Модели государственного регулирования экономики