Модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики

Содержание

Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

Дальнейшего развития и  разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства

 

Макроэкономическая стабилизация является одним из основных блоков системной трансформации, теснейшим образом, связанным с такими блоками, как институциональные преобразования и микроэкономическая либерализация. Очевидно, что вне системности преобразований, учета взаимовлияния и взаимообусловленности отношений во всех указанных блоках достигнуть общего положительного результата в деле трансформации национальной экономики невозможно. Макростабилизационные достижения во многом зависят от того, как идут изменения в отношениях собственности, регулирующей роли государства в экономике, становлении института предпринимательства и других институтов в блоке институциональных преобразований. Не менее существенно и то, насколько динамичны, научно обоснованы и сбалансированы меры либерализации рынков и внутренних цен, внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, процессы демонополизации и банкротства, упрощения регистрации и закрытия фирм, процессы, способствующие самозанятости, малому и среднему предпринимательству, и другие в блоке микроэкономической либерализации. В свою очередь институциональные и микроэкономические преобразования не могут обеспечить положительной экономической динамики вне структурной перестройки экономики, содействующей развитию ее реального сектора, а также мер финансового оздоровления, направленного на минимизацию дефицита госбюджета и оптимизацию денежно-кредитной политики, помогающей сдерживать инфляционные процессы, реализующиеся в рамках блока макроэкономической стабилизации.

Меры по стабилизации экономики в условиях кризиса  также должна быть приняты с учётом этих существенных особенностей сложившейся модели.

К числу наиболее важных особенностей, следует отнести следующие:

  • система управления национальной экономикой как единой "корпорацией";
  • отсутствие рынка земли (как одного из основных инфраструктурных элементов рыночной экономики);
  • неразвитость фондового рынка;
  • отсутствие внешней конвертируемости национальной валюты, (белорусский рубль нельзя легально купить или продать ни в одной стране, кроме Беларуси).

Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Против этого не возражают даже самые рьяные противники государственного вмешательства в экономику. Теоретически очень важно признание того, что государство может сглаживать циклические колебания и государство должно сглаживать эти колебания.

Экономисты расходятся только в перечислении допускаемых  методов регулирования циклического развития экономики, в степени интенсивности  этого регулирования. Господствуют два подхода: неокейнсианский и неоконсервативный. Первый опирается на регулирование государством совокупного спроса, второй — совокупного предложения. Естественно, различаются и мероприятия и формы регулирования (таблица 3.1).

Каковы бы ни были методы регулирования государством циклических колебаний, все они сводятся к противодействию (К. Эклунд). Все мероприятия должны быть направлены против хода колебания в каждый данный момент. В период кризиса и депрессии — низкая рыночная конъюнктура, и государство всеми средствами старается активизировать хозяйственную деятельность, а в период оживления, особенно подъема, оно старается сдержать деловую активность, чтобы экономика не "перегревалась".

 

Таблица 3.1 - Два подхода к антициклическому регулированию экономики

Признаки

Неокейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

На совокупный спрос

На совокупное предложение

Цели

Регулирование хозяйства  в целом — микроэкономики

Создание стимулов для  отдельных фирм

Приоритеты 

регулирование

А. Налогово-бюджетная  политика (встроенные стабилизаторы)

Б. Кредитно-денежная политика (автоматически действующие контрмеры)

А. Кредитования денежная политика

 

Б. Налогово-бюджетная  политика

Оценка роли

государства

Поощрение

Ограничение

Методологическая

база

Кейнсианство и неокейнсианство

Неоконсерватизм

и монетаризм


 

Так, например, безработица, деловая активность регулируются увеличением  государственных расходов и снижением  налогов в период спада и повышением налогов с понижением этих расходов в период бума. Кроме того, государство широко использует свой бюджет, осуществляя закупки перепроизведенной продукции и так далее. Государственному регулированию в целом посвящена следующая глава. Здесь мы должны только констатировать, что государственное антициклическое регулирование осуществляется столь успешно, что оно модифицирует сам цикл и его прохождение (рисунок 3.1).

На рисунке видно, что  фаза кризиса перестала быть разрушительной, ибо она уже не носит обвального характера. Государство просчитало, когда наступит эта фаза, и приняло соответствующие контрмеры. Поэтому экономика теперь не проваливается в кризис, а "вползает" в него, а сам кризис проявляется только в падении темпов роста. Исчезла депрессия — самая продолжительная фаза цикла. Антициклическое регулирование выводит экономику из фазы кризиса, который значительно увеличился во времени, сразу в фазу оживления и так далее.

Экономическим последствием кризисов является также то, что  вследствие смены промышленных подъемов кризисами и депрессиями средние темпы роста производства оказываются намного ниже, чем темпы роста производства во время подъемов. Учащение кризисов в XX в. является одним из факторов замедления темпов расширенного воспроизводства.

Кризисы обостряют экономические и социальные противоречия экономики и общества. С одной стороны, они являются выражением глубоких экономических противоречий. С другой стороны, кризисы ведут к дальнейшему обострению этих противоречий. Прежде всего, они ведут к обострению противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Действительно: - с одной стороны, кризисы толкают предпринимателей к обновлению капитала, к замене старых средств производства новыми, к укрупнению и реконструкции своих предприятий. Но чем крупнее масштабы производства, чем выше уровень техники, тем процесс воспроизводства приобретает все более общественный характер; - с другой стороны, кризисы все более усиливают частный характер присвоения. Дело в том, что кризисы приводят к перераспределению собственности среди предпринимателей. Мелкие и средние предприятия оказываются во время кризисов убыточными и терпят банкротство. Напротив, крупные предприниматели используют кризисы для скупки разоряющихся мелких и средних предприятий и увеличивают таким путем свой капитал. В этом случае все большая часть общественных средств производства сосредоточивается в руках все меньшего числа крупных предпринимателей. Тем самым усиливается частный характер присвоения общественных средств производства и обостряется основное противоречие.

 

Рисунок 3.1: Экономический цикл и его фазы: 1 - кризис; 2 – оживление; 3 – подъем.

 

Кризисы тяжело отражаются на положении трудящихся. Циклическое  развитие влечет за собой и циклические  изменения в положении наемных работников. В период подъема растет их потребление. Кризис значительно ухудшает их положение.

Социальным последствием каждого циклического кризиса является, прежде всего, значительный рост безработицы  и неполной занятости. Во время фаз оживления и подъема безработица сокращается. Однако полностью избавиться от безработных капиталистическое общество не может даже во время подъемов.

Рост безработицы во время любого кризиса представляет собой серьезную проблему, поскольку  обостряются социальные конфликты. Предприниматели стремятся избежать растущего недовольства и часто используют метод частичной занятости. Поэтому при сокращении производства они не увольняют работников, а переводят их на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю.

Безработица во время  кризиса ухудшает материальное положение  работников. Безработные живут на: пособия по безработице, если они их получают; сбережения, если они их имеют; случайные, очень нерегулярные заработки; содержание работающих членов семьи.

Экономический цикл влияет на отдельных хозяйствующих субъектов  и отдельные секторы экономики  по-разному и в разной степени. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада). От падения производства и  занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность.

Сказывается здесь "эффект отсрочки". Когда конъюнктура  ухудшается, производители перестают  увеличивать закупки инвестиционных товаров. Фирмы перестают приобретать новое оборудование, строить заводы, ремонтировать старое оборудование. Аналогично происходит и с потребительскими товарами длительного пользования. Если в период кризиса сокращаются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров длительного пользования.

Иначе обстоит дело с  потребительскими товарами кратковременного пользования. Есть, и одеваться мы не перестаем и в кризис Покупку  хлеба, молочных и мясных продуктов  отложить "до лучших времен" нельзя. Конечно, спрос уменьшится и здесь, качество товаров ухудшится, но все это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные:

  • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг;
  • Прямые методы.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • Государственное регулирование цен;
  • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса;
  • Контроль и управление спросом.

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками.  Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

 В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

 Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом.

  Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Информация о работе Модели государственного регулирования экономики