Модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики

Содержание

Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

Вот почему во многих трудах «стандартные» объяснения возможной  меры государственного вмешательства  в экономику в качестве своей  стартовой точки берут поведение  экономики при почти полном отсутствии правительства, то есть в ситуации абсолютно свободной рыночной экономики. Логика здесь обычно такова: если, мол, существует полный набор рынков и в экономике действует совершенная конкуренция и складывается равновесие между спросом и предложением, то достигается такое состояние, что никто не может повысить свое благосостояние без того, чтобы не ухудшить благосостояние кого-то другого. Это состояние означает достижение так называемой эффективности по Парето - широко известное в экономической теории понятие, связываемое с именем итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923гг.).

Использование принципов laissez-faire и «эффективности по Парето»  сыграло исключительно важную роль в становлении эффективно действующей  рыночной экономики в развитом мире. Однако их свойства как «универсальных» регуляторов нельзя преувеличивать. Дело не только в том, что в природе не существует «совершенных» рынков (вследствие чего вынужденно приходится прибегать к мерам внешнего регулирования), а в том, что регуляционные действия государств и других общественно-политических институтов выступают органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. «Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э.Аткинсон и Дж.Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику».

Фактор государства  и государственные интересы непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Среди аргументов, обосновывающих важность на данном этапе государственного регулирования экономики, специалисты выделяют следующие:

1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;

2) недоступность для  рыночных субъектов всей информации  и неспособность рынка достичь полного равновесия;

3) необходимость общественного  перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;

4) отсутствие многих  видов рынков в достаточно  развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;

6) существование значительных  сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и тому подобное);

7) разграничение «достойных  потребностей» и тех потребностей, интерес к которым нужно снижать  (алкоголь, табак, и другие.).

По форме участия  государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 - Формы и методы государственного регулирования экономики

 

 Но при этом следует  отметить, что все они тесно  связаны друг с другом, и всегда  стоит вопрос поиска оптимального  сочетания государственного вмешательства  и функционирования естественно  сложившегося рыночного механизма.  Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и так далее. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и так далее. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и так далее).

Административно-распорядительные методы государственного регулирования  эффективны в сфере контроля над  монопольными рынками, в области  экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает. [2, с.175]

Экономические методы регулирования  воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических  методов государство влияет на соотношение  спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и так далее).

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и так далее; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

3.2 Создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики

 

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Объективная необходимость государственно-правового регулирования рынка обусловливается также и иными обстоятельствами, в частности, ограниченными возможностями рыночной экономики в производстве ряда общественно значимых благ в таких сферах, как образование, здравоохранение, оборона, экология и многие другие. Рыночные механизмы в ряде случаев не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка могут и должны компенсироваться механизмами государственно-правового регулирования.

Таким образом, в настоящее  время большинство экономистов, да и правоведов, едины в том, что  при рассмотрении соотношения рынка  и государства необходимо использование  как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о  том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества  факторов. Государственно-правовое регулирование  экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В юридической литературе в связи с этим справедливо  выделяют несколько правовых режимов  регулирования экономики.

Первый из них, который  условно можно обозначить как  режим активного регулирования  экономики, должен охватывать сферы, особо  важные с точки зрения экономической  безопасности: производство и транспортировка  нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и так далее.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование  экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и тому подобное), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий правовой режим  – минимальный – может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и тому подобное, где возможности для государственного регулирования минимальны.

3.3 Антимонопольное регулирование

 

Государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение  монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов  реформирования собственности, демонополизации  экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий  будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых  по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и  финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений  на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного  вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг. [8, с. 176]

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать  дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Информация о работе Модели государственного регулирования экономики