Модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики

Содержание

Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)
  1. Поздний меркантилизм (Вторая половина XVI - XVII вв.)

Основные положения:

Снятие жёстких ограничений  по импорту товара и вывозу денег доминирует идея торгового баланса появляется протекционизм экономической политики государства характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи, с чем разрешается вывоз денег за границу появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой как указывает Эммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли.

  1. Государственный меркантилизм (конец XVII - начало XIX вв.)

Основные положения:

Меркантилизм в ту эпоху существовал как официальная  экономическая доктрина, принятая ведущими странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Швецией. Как пишет Валлерстайн: «Весь период от Тридцатилетней войны и вплоть до конца эпохи Наполеона был эрой меркантилизма во всех германских землях или во всей центральной Европе». В Англии меркантилизм (протекционизм) был введён в 1690-е гг. и просуществовал до середины XIX в. Причём между этими двумя понятиями (меркантилизм и протекционизм) применительно к тому времени он, и другие экономические историки ставят знак равенства. Например, П. Байрох указывает, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стали называть протекционизмом.

Другие страны также  в отдельные периоды пытались следовать этой доктрине - Франция  при Кольбере, Россия в конце царствования Петра I, при Елизавете Петров, но наиболее последовательно при Николае I. Основные положения этой доктрины сводились к тому, что меркантилистская (протекционистская) политика государства улучшает торговый баланс страны, способствует развитию её промышленности и быстрому росту её населения. Как писал Ч. Уилсон, само улучшение торгового баланса рассматривалось меркантилистской доктриной как признак роста национального благосостояния, что, по мнению её сторонников, отражало не только увеличение доходов, но и рост занятости населения.

2.2. Классическая теория

 

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно  основные идеи классической школы обосновал  А.Смит в своем "Исследовании о  природе и причинах богатства народов"— (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

Лучший вариант для  государства — это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) — невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be — пусть все идет, как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление  господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. не поставили под сомнение многие его  положения. Представители данного  направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

2.3. Кейнсианская теория

 

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в книге "Общая теория занятости, процента и денег" — (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на Государственное Регулирование Экономики — кейнсианства. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что  цены, процентные ставки, а в основном — заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро — как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь  массовой, требует больше и больше государственных средств и создает  неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.

В отличие  от классической теории, Кейнс полагал, что государство  может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике  нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту валовой национальный продукт (ВНП). Поэтому "нашей конечной целью, — писал он, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю  или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Кейнсианцы считали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

К инструментам регулирования  инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных  расходов и закупок товаров. В  итоге расширится производство, будут  привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.

Рассматривая экономические  инструменты регулирования совокупного  спроса — денежно-кредитный и  бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

2.4. Неоклассическая теория

 

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании  экономических процессов, считая государство  дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики  предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения  предусматривает снижение налогов  и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

2.5. Социально-ориентированная модель

 

Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы:

  • Принцип главенства права. Социально рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики;
  • Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния;
  • Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов;
  • Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство;
  • Принцип установления социальных гарантий населению;
  • Принцип социальной справедливости;
  • Принцип социальной защиты людей;
  • Принцип социального партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством;
  • Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социальной Рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:

  • удовлетворение социальных потребностей общества граждан;
  • обеспечение социальной справедливости;
  • обеспечение роста материального и духовного благосостояния все слоев общества в меру экономического роста;
  • социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Главными составляющими  социальной рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопсной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

3.1 Понятия, сущность экономических  функций государства

 

Рыночные принципы в  экономике получили широкое распространение в мире на протяжении веков благодаря огромным созидательным возможностям, органически присушим механизмам свободной конкуренции и предпринимательства. На основе этого опыта в экономической науке закрепилось представление, что минимизация вмешательства государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей является неким «идеалом» позволяющим во всей полноте реализовать потенциал свободного предпринимательства. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры - как компенсатора каких-то отклонении от идеальной рыночной модели.

Информация о работе Модели государственного регулирования экономики