Мировые экономические системы

Автор: a**************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

       Не  менее жестко государство в Южной  Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с19671986гг. составляют менее 2%от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития (см. табл. 2. 1.). Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

       Таким образом мы имеем " трехсторонний  альянс": государство местный  капитал иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных. Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

       Если  очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование  такого механизма и позволило  Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

 
 
 

III Зарубежный опыт  регулирования рыночной экономики    на примере Франции.

 
 

     Экономика  Франции,  как и других промышленно  развитых капиталистических стран,  основана на принципе свободного предпринимательства и торговли.  В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако, степень свободы  ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.

     Несмотря на  действие  принципа  свободного установления цен,  государство во Франции может  прямо регулировать цены  на  некоторые товары и услуги:  на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

     Государственный сектор в экономике  Франции занимает относительно  небольшой удельный вес в ВНП  и включает в себя отрасли-монополисты  (газовую  промышленность,  электроэнергетику   и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный  и коммерческие  банки,  страховые компании  и т.д.).  В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности  отраслей монополистов,  в  том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.  Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на  экономические параметры деятельности этих отраслей,  побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20%цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.    

Следует отметить,  что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран,  где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

     Во Франции  на  протяжении  почти 30 лет (19471986) государственное регулирование цен являлось составной частью  политики  "дирижизма"  (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами  от  39  июня 1945 года,  которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года.  Сложная экономическая  ситуация  в  стране в послевоенный период,  резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.  В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

     В конце 1947 года,  с учетом  некоторого повышения темпов  восстановления экономики,  была  заимствована политика "контролируемого  роста цен", в соответствии, с которой предприниматели получили  право  повышать цены,  предупредив об этом государственные органы,  которые могли отменить эти изменения.  Однако уже  в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.     В течение  восьми  последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке  цен,  которые  привели  к постоянному  ужесточению  ценового контроля.  В 1960-1962 годах была проведена почти полная либерализация цен  на  промышленные товары.  Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на  уровне  31  августа1963  года  в  связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

    В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен"(1971г.).

     В соответствии с "контрактами   стабильности"  государство заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать цены  на  одни  товары,  одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен.

     В соответствии  с " программными  контрактами" государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги,  которые в  соответствии  с  "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю.  В соответствии с "программными контрактами" предприятия предоставляли  государству  информацию о своих инвестиционных программах,  финансовом положении,  занятости,  перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию,  связанную с формированием цен, технико-экономическую характеристику товаров,  показатели  производительности труда, методы финансового управления и т.д.

     "Контракты против повышения  цен" имели  целью  обеспечить  высокую  конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляционного  развития  экономики.  При  принятии предприятиями  этих контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек производства.

     В 70х годах правительство Франции  стало применять систему  мер  по блокировке и регулированию цен.  Со второй половины1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги  государственного и частного секторов,  а с апреля по декабрь 1976г.  цены в госсекторе могли повышаться на определенное количество процентов. При этом между государством и предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию.

     В первой  половине  70х  годов   правительство  проводило жесткую  политику ограничения доходов  во всех секторах экономики.  В соответствии с этой политикой в государственном секторе не   возобновлялись  контракты,  предусматривающие  увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.

     С середины 70х  годов  экономическое  положение  Франции резко ухудшилось в связи с 4кратным повышением мировых цен на нефть,  в результате чего темпы роста значительно сократились, а  темпы  роста цен возросли.  Резкое повышение внутренних цен привело к  росту  забастовочного  движения.  В свою  очередь, предприниматели  для  сохранения прибыли и обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата  цены".     В этот период стало ясно,  что система жесткого  контроля за  ценами  с  использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства,  конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный  перелив  капитала,  мобильность  рынка труда, товаров и услуг.

     Предприятия, которые в связи  с блокировкой цен  не  могли  их повысить на контролируемых  рынках, терпели убытки и не  имели достаточно средств на  возобновление производства и увеличение инвестиций.  Как считают французские экономисты,  основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70х (910% в год) были значительно выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами.

     Контроль за ценами в тот  период привел к переливу капиталов  в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.     Контроль за ценами привел также к таким  негативным  последствиям, как  рост импорта,  так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей,  чем производить их во  Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали

свои товары дешевле для завоевания рынка.

В 1973г.  правительство  Франции  либеролизовало  цены на промышленную продукции.  Однако программа  либерализации  осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция (часовая и  шарикоподшипниковая промышленности);  отрасли,  где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность); отрасли,  которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

     Безусловно, жесткий контроль за  ценами в течение почти 30лет  способствовал стабилизации экономики.  Однако любое  административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования.  Блокировка цен, устраняя  на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства.  В этих условиях государство  вынуждено на определенном этапе "дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с  целью достижения оптимального  сочетания  монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

     В течение первой половины 80х  гг.,  особенно после поражения социалистов,  процесс либерализации цен продолжался и, к1986г. было освобождено около 90% цен.

     Постановление Совета  Министров   Франции  от  1   декабря1986г.,  отменившее  постановление  от 30 июня 1945 г.,  ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило  право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования.  Это означало свободное формирование  цен в процессе конкуренции.

     Исключение из свободного ценообразования   составляют  отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение,  общественный транспорт).  Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии,  а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения.  Срок,  в течение которого общественные власти в  лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится  лишь  после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.

     В стране законодательно определены  общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться.  Первым  и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги  и продавца.  Должно быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах.

     Либерализация цен не означает  полного невмешательства государства  в процесс ценообразования.  Переход от политики прямого вмешательства на микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам  косвенного воздействия на рынок и цены). Поэтому не случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой  конкуренции в  промышленности,  в соответствии с которым запрещалось создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары.

     Либерализация цен   привела   к  необходимости  изменения  структуры государственных регулирующих органов.  До 1986 г.  в составе Министерства  планирования и финансов органы ценообразования были  представлены  самостоятельным  департаментом,  а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному  регулированию цен и ценовой конкуренции.  На Совет возложена обязанность оценивать правильность  экономических  поступков  предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции и ценообразования.

     Совет по  конкуренции  может  применять следующие санкции:

1) предписать  предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую

деятельность  в течение определенного срока;

2) наложить  на предприятие или лицо денежный  штраф, максимальная величина  которого составляет 5% торгового  оборота предприятия нарушителя;

3) потребовать   от  нарушителя  опубликовать приговор Совета в

определенных  журналах.

     Все эти меры могут применяться  в комплексе,  они не являются  взаимоисключающими.

Меры, применяемые  Советом по конкуренции,  можно  назвать  общественными мерами.  Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,  потребует возмещение  ущерба,  то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.     В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс.  государственных контролеров по ценам.  Их основная задача   контроль за государственной дисциплиной цен.

Информация о работе Мировые экономические системы