Государственная собственность
принимает форму либо акционерных
компаний, либо государственных предприятий.
Последние имеют значительную свободу
действий в финансовых и кадровых вопросах.
Решения в области цен ими принимаются
также самостоятельно. Они должны покрывать
издержки и приносить прибыль на вложенный
капитал.
Созданный в 1970 г. для координации
деятельности государственных предприятий
холдинг “Статсферетаг” был реорганизован
в 1983 г., когда из него вышла группа крупных
компаний, занимающихся добычей и переработкой
сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую
название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет
около 15 фирм в химической, фармацевтической,
пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров
и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии”
составило 25 тысяч человек.
Кроме “Прокордии” в число
государственных и смешанных
предприятий входят горнодобывающая
компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ
и НСБ, металлургическая “Свенска столь”,
судостроительная “Цельсиус” и коммерческий
банк “Нурдбанкен”. В 1987 г. число занятых
в этих фирмах составило 48 тыс. человек,
а всего в государственных компаниях около
150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления
предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых
случаях по закону являются
монополиями. На почту и связь
две крупнейшие государственные
монополии приходится свыше 60%
всех занятых на государственных предприятиях.
Другая важная сфера транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют
95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают
33 тыс. человек. Около половины производства
электроэнергии приходится на государственное
управление “Ваттенфалль”. В последние
годы оно также занялось исследованиями
в области как новых источников энергии
(солнце, ветер и вода), так и традиционных
(уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее
воздействие на экономику страны
посредством различных экономических
инструментов. Основной из них государственный
бюджет.
В Швеции более 50% государственных
расходов составляют трансфертные
платежи, то есть перевод доходов
в частный сектор (домашним хозяйствам
и предприятиям), в том числе пенсии,
жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные
и промышленные субсидии. Сюда же входят
выплаты процентов по государственному
долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных
платежей из общих государственных
расходов средства составляют государственное
потребление и инвестиции. На государственное
потребление приходится порядка 90% оставшейся
суммы, в том числе почти 2/3 тратится на
здравоохранение, образование, государственную
администрацию и т. д. Большая часть государственного
потребления состоит из зарплаты государственных
служащих медицинских работников, учителей
и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные
услуги, охрану окружающей среды (около
30%), образование (около 21%), электро и водоснабжение
(12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь
(5%).
Основа шведской системы социального
страхования различные виды социальных
пособий, которые также являются важным
инструментом политики распределения.
В 1988 г. переводы из сектора социального
страхования домашним хозяйствам составили
109 млрд. крон, в том числе более 50% пенсии.
Всего же расходы сектора социального
страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных
расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного
сектора имеют собственные источники
доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги1
и сектор социального страхования получают
дотации, в основном от центрального правительства.
Для последнего основной источник доходов
косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное
страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов
центрального правительства (378 млрд. крон).
50% этой суммы составляют косвенные налоги,
15% налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной
источник финансирования подоходные налоги
(60%). Государственные трансферты коммунам
в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что составляет
25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются
дотациями коммунам с низкими налогами,
компенсацией потерь налогообложения,
помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг
взносы предпринимателей и трудящихся
на социальное страхование основной
источник доходов.
Государственный сектор наиболее
развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющих половину
всей сферы услуг, доля государства 92%,
в том числе в здравоохранении 92%, в образовании
и НИОКР 88, 7%, социальном страховании 98,
2%. В целом же по статистике на государство
приходится 49% занятых в секторе услуг,
а с учетом государственных компаний 56%.
Государственный сектор важен
для повышения эффективности
экономики. Этому способствует, например,
хорошее качество и низкие
издержки на такие важные государственные
услуги, как транспорт и связь,
система образования. В этом
четко видно взаимодействие частного
и государственного секторов: рост доходов
от первого используется через налоговые
и другие поступления в государственный
бюджет для увеличения, прежде всего государственных
услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где
основу составляет частный сектор.
3.
3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики
является роль и значение кооперативного
движения в стране. Оно распространено
по всей стране и занимает весьма сильные
позиции. Кооперативы способствовали
превращению Швеции из аграрной в промышленно
развитую, процветающую страну. Важную
роль кооперативное движение играет в
сельском хозяйстве, в промышленности,
в розничной торговле, жилищном строительстве
и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные
и потребительские. Производственные
кооперативы с общим числом занятых около
50 тыс. чел доминируют в производстве молока
и мяса и занимают важное место в производстве
других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы
с числом занятых 70 тыс. человек, из которых
примерно половина приходится на два крупнейших,
играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное
движение действует в качестве
“третьей силы”, или “третьей
альтернативы”, частной и государственной
собственности, основываясь на принципах
демократии и пользуясь широкой народной
поддержкой. В некоторых областях особенно
среди потребительских кооперативов кооперация
стала уравновешивающей силой на рынке
в интересах простых людей, например в
вопросах ценообразования. В прошлом потребительские
кооперативы выдержали немало битв с частными
картелями. Эту роль они играют и сейчас,
хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится
5% промышленного производства и всех,
7, 5% занятости в промышленности, 14% в розничной
торговле и 5% от числа всего работающего
населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств
тем или иным образом связаны с кооперативами.
На потребительские кооперативы приходится
20% продаж товаров повседневного спроса.
От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого
в Швеции, производится фермерами, входящими
в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля
равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно
относится к экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях
и взаимопомощи. Кооперативное предприятие
должно иметь прямую связь с нуждами и
экономическими интересами его членов.
Среди принципов кооперативного движения:
свобода членства никто не может быть
исключен, кроме случаев нарушения устава;
независимость от политических партий
и вероисповеданий; демократическое управление
“один член один голос”; ограничение
доходов на вложенный пай, кооперативное
общество ассоциация людей, а не капитала;
накопление капитала на развитие и экономическую
самостоятельность; просветительская
деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло
в Швеции во второй половине
XIX в. Но решающий прорыв произошел
в 90е годы прошлого века
и следующие за ним десятилетия
вследствие промышленной революции и
возникновения растущего рабочего класса
в новых городских районах. Кооперативное
движение нашло поддержку среди членов
других народных движений: “свободного”
религиозного, трезвости, крестьянского,
рабочего в лице его политической и профсоюзной
частей. В 18961899 гг. появилось более 200 новых
потребительских кооперативных ассоциаций.
В 1899 г. они образовали Кооперативный союз
(КФ).
КФ национальная организация
шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число
членов постепенно возросло, а число обществ
заметно сократилось вследствие слияний;
с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются
по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же
в потребительских кооперативах в Швеции
состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей,
производством, банковской, издательской,
туристической и просветительской деятельностью.
КФ имеет более 80 торговых отделений, в
том числе за рубежом, ряд заводов по переработке
продовольствия, в частности мукомольные,
пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные
и консервные, а также несколько промышленных
предприятий.
Сфера деятельности кооперативов
широка; помимо упомянутых существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические,
автомобильные и даже похоронные.
Таким образом, кооперативы играют
очень важную роль в современном шведском
обществе. Но происшедшие в 5060 годы сдвиги
к укрупнению экономических предприятий
с целью снижения издержек оказали воздействие
и на кооперативы, также как и на другие
виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно
угрожать демократии в кооперативах. В
настоящее время кооперативное движение
ищет пути усиления влияния рядовых членов
на положение дел в кооперативах.
4.
Уровень жизни
Каждая социально-экономическая
модель преследует и создана
для определенных целей. В шведской
модели первостепенную роль играет социальная
политика, которая призвана создавать
более или менее нормальные условия воспроизводства
рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной)
обстоятельство исключительной важности
для Швеции, если иметь в виду специфику
ее развития и место в международном разделении
труда, и является инструментом ослабления
социальной напряженности, нейтрализации
классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная
политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе
социальной справедливости, уравниванию
доходов, сглаживанию классовых неравенств
и в итоге построению нового общества
демократического социализма на базе
государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается
одним из наиболее высоких
в мире и наивысшим в Европе.
Уровень жизни определяется комплексом
различных показателей. По ВВП и потреблению
на душу населения Швеция занимает одно
из первых мест в Европе. По степени выравнивания
доходов Швеция опережает все остальные
страны мира. Отношение зарплаты женщин
к зарплате мужчин в Швеции самое высокое
в мире
Согласно одной из целей шведской
модели равенства, доходы выравниваются
весьма прогрессивной системой подоходных
налогов. Широкое перераспределение через
систему социального страхования способствует
значительному сокращению различий в
доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых
семей приходилось 37, 5% доходов, на 20% самых
бедных 12% (для США соответственно 43, 7%
и 4, 6%). Заметно сократилась разница в оплате
мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная
плата женщин составляла 89, 6% зарплаты
мужчин (для сравнения: в Италии 84, 8%; в
Германии 73%; в Великобритании 70, 5%; в Японии
48, 5%).
После продолжительного роста чистых
(после вычета налогов) доходов в послевоенный
период реальные (в постоянных ценах) чистые
доходы домашних хозяйств в 19811983 гг. сократились.
В 19841989 гг. в среднем ежегодно они росли
на 2, 2%. Реальные доходы трудящихся отставали
по темпам роста от доходов других слоев
населения (например, пенсионеров). В 1950
г. на чистые доходы домашних хозяйств
приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала
примерно до 50%. Прямые налоги и взносы
на социальное страхование с населения
росли заметно быстрее обратного потока
переводов из государственного сектора
домашним хозяйствам.