Мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, курс лекций

Описание работы

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ
 Материальные потребности людей практически безграничны.
 Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность - редки, или ограниченны.
 Экономикс занимается эффективным распределением ограниченных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей общества.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Лекции_2012.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимает российско-белорусский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развитием предыдущих двусторонних интеграционных документов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоотношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение.

Договор об образовании Сообщества основывался на принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, согласования всей внешней политики, взаимодействия в обеспечении безопасности, охраны границ и др.

Были созданы руководящие органы Сообществом (Высший совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов обеих стран; Исполнительный Комитет и Парламентское собрание, состоящее из равного числа парламентариев от каждой из стран).

Россия и Белоруссия — крупные заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится около 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. Белоруссия — второй по значению (после Германии) торговый партнер России — 6,8% внешнеторгового оборота РФ в 2000 году. В 1999 году объем взаимного товарооборота двух стран составил 7,0 млрд долл.

Для Белоруссии интеграция с РФ создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает доступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефтепродуктах. Ежегодно в Белоруссию поставляется до 10 млн т нефти и нефтепродуктов и 14 млрд куб. м газа. Белоруссия от этой интеграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем.

Для России интеграция с Белоруссией принесет следующие выгоды:

            полное снятие ограничений во взаимной торговле, которое обеспечит свободный доступ товаров на белорусский рынок, тем самым улучшив финансово-экономическое положение сотен предприятий РФ;

            обеспечение устойчивого сбыта в Белоруссию продукции российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и формирование в этой отрасли крупных совместных ТНК;

            сокращение затрат (при наличии кооперации с белорусскими предприятиями) на организацию производства в оборонной промышленности (доля поставок высококачественной продукции в оборонном заказе РФ из Белоруссии составляет 15%);

            проникновение российского капитала в Белоруссию путем создания ФПГ с участием обеих сторон;

            укрепление экономической безопасности России (установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в РФ через открытую российско-белорусскую границу);

            удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой идут основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы, два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад, где тариф на транспортировку нефти на 20% ниже, чем по территории Украины.

В целом, по оценкам экспертов, дееспособный российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии ожидаемый прирост может составить более 40%.

Союз с Белоруссией имеет для РФ не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. В условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким образом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное развертывание.

В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России:

            полная отмена пошлин, налогов и сборов в торговле с Белоруссией перекрывает один из важных источников пополнения бюджета РФ;

            убытки от взаимопоставок всех товаров, включая энергоносители, по внутренним ценам страны-производителя;

            возможны потери в результате незаконного ввоза и вывоза алкоголя, табака и других подакцизных товаров вследствие несогласованной нормативной базы и отсутствия эффективного контроля на внешних границах;

            задолженность Белоруссии перед Россией за поставки энергоносителей, что неоднократно вынуждало Россию сокращать их поставку. В целом, указанные проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции и многое делается для их преодоления.

Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом, противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести этим странам (и в ряде случаев уже приносит) весомые экономические выгоды.

По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ без дополнительных инвестиций увеличить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммарные затраты Содружества на производство электроэнергии на 20%, в металлургии — на 15%, в машиностроении — почти на 25%. За счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торговый баланс Содружества на 15-20 млрд долл.

С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос перспективы его развития, как целостной организации, учитывая, что Центрально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) усиливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа — обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой.

Тем не менее, анализ динамики внешнеэкономических связей стран-членов СНГ в 1999 и 2000 годы позволяет предположить, что период депрессии во взаимоотношениях остался позади и меры межгосударственного взаимодействия, в виде зоны свободной торговли, дают первые обнадеживающие результаты (табл. 4.3). В 2000 г. взаимный внешнеторговый оборот стран СНГ имел устойчивую тенденцию к росту, превысив показатели 1999 г. на 43,6%. Прирост внешнеторгового оборота России со странами СНГ в том же году составил 33%, превысив темпы прироста ее внешнеторгового оборота с дальним зарубежьем (32,2%).

Таблица 4.3. Внешняя торговля России со странами СНГ
в 1997-2000 гг. (млн долл.)1

Страна

1997 г.

1998 г.

1999г.

1-е полугодие 2000г.

 

 

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Белоруссия

Молдавия

Украина

Азербайджан

Армения

Грузия

Казахстан

Киргизия

4673

382

7243

222

99,7

148

2472

168

4780

841

3991

262

61

151

2746

148

4670

325

6024

151

131

106

1911

133

4608

512

4072

174

40,7

65,4

1914

133

3761

241

4889

115

58

57,9

1224

84,7

3236

264

2817

99,2

28,2

50,1

1402

95

2611

112

2806

56,8

9,3

16,5

977

43,6

1787

149

1482

60,2

14,1

27,8

987

42,6


1 См. Внешнеэкономический комплекс России: современное
состояние и перспективы. 2000. № 1. С. 114.

 

Государства Содружества до сих пор сохраняют значительный промышленный потенциал. В связи с этим вполне закономерен интерес к развитию на экономическом пространстве СНГ такой формы инвестиционного сотрудничества, как лизинг. Национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России, Украины совместно с Исполкомом создали Лизинговую конфедерацию Содружества «СНГ — лизинг», которая занимается привлечением средств в реальный сектор экономики — пока в авиацию, а в дальнейшем в транспорт и связь стран Содружества. Уже получены первые положительные результаты.

Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества — создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.

Примером функционирования ТНК является образование при участии РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начала работу по его добыче на территории России и других территориях.

Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии и на Кипре.

В целом по Содружеству официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятствиями.

Глава 5. Международные корпорации и их роль в мировой экономике

1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, представленную на рис. 5.1.

Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

 

Рис. 5.1. Модель последовательной интернационализации производства

 

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:

            имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

            оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

            в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

Информация о работе Мировой экономике