Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, курс лекций
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ
Материальные потребности людей практически безграничны.
Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность - редки, или ограниченны.
Экономикс занимается эффективным распределением ограниченных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей общества.
См.: Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1997. С. 366.
На первом уровне преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
На втором, уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции — таможенный союз отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтег-рационная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
На четвертом уровне — общего рынка интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
На пятом, самом высоком, уровне происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС — Комиссия ЕС). Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
1) использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
2) создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
3) решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
4) содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели ин* теграции проявляются в рамках ЕС;
5) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий внешнеэкономических связей с третьими странами.
Интеграцию стран с рыночным типом хозяйства нельзя считать стихийным самопроизвольным процессом, так как взаимное приспособление национальных экономик сегодня немыслимо без той или иной степени государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Вместе с тем и сведение интеграции к процессам, протекающим лишь в межгосударственных экономических объединениях, представляется упрощением проблемы. В реальной действительности экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно-корпорационной (или межфирменной), государственной и государственно-корпо-рационной (межстрановой) интеграции.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы (см. табл. 1.1) с населением 325 млн чел., ВНП в 4414 млрд долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения — 13594 долл. В период с 1991 по 1995 годы были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР с реальной перспективой принятия в ЕС еще 6 стран — Польши, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипра.
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики,
5) создание условий конкуренции внутри сообщества;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.
Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.
На этапе таможенного союза (1968-1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе Ломейских конвенций (1975,1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финан-совой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
На этапе общего рынка, (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» — свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. IV Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации ЕС до 1969 года.
Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование валютной и денежно-кредитной политики.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
Совет министров — законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.
Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.
Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д.
Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2-1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).
Суд Европейских сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Помимо перечисленных, существуют и другие властные структуры — разного рода комитеты, комиссии, фонды финансового регулирования.
В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта — 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 59% и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в нее входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЁАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария и Исландия и Лихтенштейн.
Основными целями ЕАСТ являются:
содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;
предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;
содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ. В 1972 году каждое государство— член ЕАСТ подписало соглашение с ЕЭС/ЕС о создании зоны свободной беспошлинной торговли. ЕАСТ имеет в своей структуре Совет, постоянные комитеты, секритариат.
21 октября 1991 года между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП). Оно предусматривает:
свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;
согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;
создание правовой системы для реализации общих норм и правил.
На основе соглашения о ЕЭП были заключены: двусторонние соглашения между странами-членами ЕС и ЕАСТ об импорте определенных видов сельскохозяйственной продукции; двусторонние соглашения о рыболовстве между ЕС и Исландией, между ЕС и Норвегией. Кроме того, были приняты декларации об упрощении пограничного контроля и об активизации политического диалога. Соглашение вступило в силу в 1994 году и его положения на практике применяются 18 странами-участницами (кроме Швейцарии).
В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП — высший политический орган и Объединенный комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность. Имеются два совещательных органа — Консультативный комитет ЕЭП и Объединенный парламентский коми тег — и 4 института ЕАСТ: Контрольное ведомство, Суд, Постоянный комитет государств ЕАСТ и Секретариат.