Мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, курс лекций

Описание работы

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ
 Материальные потребности людей практически безграничны.
 Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность - редки, или ограниченны.
 Экономикс занимается эффективным распределением ограниченных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей общества.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Лекции_2012.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

1 В 1999 году места в первой десятке распределились следующим образом: 1-е — Сингапур, 2-е — США, 3-е — Гонконг, 4-е — Тайвань, 5-е — Канада, 6-е — Швейцария, 7-е — Люксембург. 8-е — Великобритания, 9-е — Нидерланды, 10-е — Ирландия.

См.: The World Competitiveness Report. World Economic Forum, Geneva, 1996, 1997, 1998.

 

По М. Портеру, конкурентоспособность страны характеризуется синергическим эффектом конкурентоспособности товаров; фирм, их производящих; отраслей.

По результатам исследований, проведенных центром реструктуризации промышленности по одному из проектов ТАСИС, основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке были разделены на четыре категории:

            очень сильная конкурентная позиция — черная металлургия;

            сильная конкурентная позиция — цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная, связь и телекоммуникации;

            посредственная конкурентная позиция — химическая, автомобильная, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроение;

            слабая конкурентная позиция — авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

Негативное влияние на уровень всех вышеназванных составляющих страновой конкуренции оказывает глубокий кризис, поразивший большинство отраслей экономики России.

 

Таблица 3. 10. Динамика производства, инвестиций и внешней торговли
России (в % к предыдущему году)1

 

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

ВВП

96

95

100

94

Продукция промышленности

97

96

102

94

Инвестиции в основной капитал

87

82

95

93

Прямые иностранные инвестиции

315

123

252

35

Экспорт

120

110

98

83

Импорт

121

102

109

81


1 См. Платежный баланс России за соответствующий год.

 

Из 406 важнейших видов промышленной продукции, выпускаемых на российских предприятиях, с начала экономических реформ спад зафиксирован по 386 позициям (96% товарных групп). Выпуск машинотехнической продукции с начала 90-х годов снизился на 65-80%, а выпуск высокотехнологичных и наукоемких изделий — на 90%. Динамика падения основных макроэкономических показателей Российской Федерации приведена в табл. 3.10.

К этому следует добавить, что ВВП страны в 1998 г. составил 55,9% от уровня 1989 года, промышленное производство в том же году — лишь 45,8% по сравнению с уровнем 1989 г.

В стране возникла и развивается безработица: доля безработных в 1999 году составила 12% экономически активного населения.

Достаточно сложна в Российской Федерации демографическая ситуация: снижается рождаемость, сокращается продолжительность жизни населения. За 1992-1999 годы естественная убыль населения России составила 5,865 млн человек. Начиная с 1993 года, ежегодно в стране умирало не менее 700 тыс. человек. Менее драматичная динамика общей численности населения РФ связана с иммиграцией в страну русскоязычного населения и представителей коренных национальностей из других регионов постсоветского пространства.

Сдерживающим, фактором экономического развития Российской Федерации является также увеличивающийся внешний долг. Сейчас он превышает 150 млрд долл. Проценты по его выплате составляют внушительную величину: в течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3,5 до 5 млрд долл.

Одновременно с накоплением внешнего долга наблюдается отток капиталов из России, по разным оценкам, от 20 до 35 млрд долл. в год.

Сокращаются объемы капитальных вложений: по сравнению с 1990 годом их общий объем сократился примерно в 5 раз, что более чем вдвое превышает сокращение ВВП и промышленного производства. После финансового кризиса 1998 года сократились поступления в страну иностранных инвестиций. Среди стран ЦВЕ Россия занимает предпоследнее место по среднедушевому суммарному притоку инвестиций в 1989-1999 годы, который составляет 60 долл., по сравнению с 1652 долл. в Венгрии, 968 долл. в Чехии, 596 долл. в Словении.

В 2000 г. впервые за годы реформ обозначилась тенденция к экономическому росту, увеличению социальных выплат, снижению темпов инфляции, росту доходов населения. Экономика страны движется в том же направлении и в 2001 г. Страна имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса.

Имея великое прошлое, страна вправе рассчитывать на такое же будущее, а для этого необходимо иметь четкое представление о ее конкурентных преимуществах и слабостях.

К конкурентным преимуществам российской экономики, на наш взгляд, относятся:

            наличие большого количества основных видов полезных ископаемых;

            дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

            долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на ряде страновых рынков (главным образом в третьем мире), что обеспечивает наличие определенных рычагов контроля за этими экспортными нишами;

            наличие передовых и уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.);

            значительные масштабы накопления основных производственных фондов, универсального обрабатывающего оборудования, позволяющих снизить капиталоемкость технологической модернизации как отдельных отраслей, так и отдельных проектов;

            низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой его инфраструктуре и наличии серьезных технологических разработок и заделов по ряду направлений.

К сожалению, реализация этих преимуществ Российской Федерации на практике блокируется рядом конкурентных слабостей, среди которых:

            отсутствие в стране четких программ экономического развития и структурной перестройки экономики;

            изменившаяся геополитическая структура современного мира, спровоцировавшая резкую переориентацию российских внешнеэкономических связей на индустриально развитые страны, что привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта и потере традиционных рынков сбыта промышленной продукции и технологий;

            значительный физический износ и моральное старение основных фондов страны (в машиностроении 1/4 всего технологического оборудования старше 20 лет, износ же производственных фондов страны превышает 60%);

            спад производства, непродуманная конверсия ВПК, приведшие к потере традиционных рынков (в частности, оружия) и протекционистская позиция ведущих стран мира, перекрывающая России пути выхода на те рынки, где она имеет конкурентные преимущества (рынок космических технологий и услуг и др.);

            сосредоточение основной массы конкурентоспособных технологий в военно-промышленном комплексе, где они использовались для серийного и даже единичного производства, что привело к ослаблению контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;

            сокращение государственных расходов на науку (0,2% ВВП в 1997 г.), НИОКР, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию, деградируемый внутренний спрос на нее, что ликвидировало внутреннюю конкурентную среду «для обкатки» товаров и технологий, предшествующих их продвижению на мировые рынки;

            отсутствие в России механизмов и моделей консолидации конкурентоспособных технологичес ких совокупностей, нацеленных на агрессивный экспорт (кластеров);

            слабая мотивация и низкая интенсивность труда, бюрократизация экономики, социально-политическая неустойчивость;

            ощутимая после распада единого народно-хозяйственного комплекса иррациональность размещения производства и инфраструктуры;

            большая зависимость модернизации производства и стандарта жизни от импорта и иностранных кредитов;

            большая внешняя задолженность страны;

            отставание по уровню использования высоких технологий от индустриальных стран (например, по обеспеченности автоматизированными комплексами РФ отстает от Японии в 8 раз, от Германии  в 6 раз);

            низкий уровень производительности труда в промышленности (в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах и в 3-4 раза ниже, чем в НИСах) и сельском хозяйстве (в 15-20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада).

Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, повысив производительность труда и эффективность материального производства.

Глава 4. Интеграционные объединения как подсистема
мировой экономики

1. Региональная экономическая интеграция: сущность, цели, этапы

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

            взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

            широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

            глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

            целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:

1) более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;

2) возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;

3) создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

4) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Этапы интеграционного процесса в логике их исторического развития представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Этапы интеграционного процесса1

1.Преференциальное торговое соглашение

2.Зона свободной торговли

З.Таможенный союз

4.Общий рынок

5.Экономический союз

- снижение тарифных цен и др. барьеров во взаимной торговле;

- сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран;

- межгосударственные органы управления не создаются

-отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле;

-свобода межстранового движения товаров и услуг;

- небольшой межгосударственный секретариат

- единое тарифное и нетарифное регулирование в отношениях третьих стран;

- межгосударственный совет на уровне министров и секретариат

- свобода движения всех факторов производства;

- встречи глав государств, совет министров, секретариат

- гармонизация экономической политики;

- межгосударственный орган с функцией наднацинального регулирования

Информация о работе Мировой экономике