Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, курс лекций
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ
Материальные потребности людей практически безграничны.
Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность - редки, или ограниченны.
Экономикс занимается эффективным распределением ограниченных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей общества.
Основные направления деятельности АТЭС:
проведение консультаций и обмен информацией в целях устойчивого экономического роста и сокращения разрыва в уровнях экономического развития стран-членов;
разработка стратегий, нацеленных на устранение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;
содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных формах;
сотрудничество в отдельных конкретных областях — рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др.
На совещании АТЭС в 1994 году в Багоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов внутри нее и либерализации инвестиционной сферы к 2020 году (для промышленно развитых стран — к 2010 году).
Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей стран-членов (страны блока АСЕАН более тесно связаны с экономикой США, Японии, НИСами этого региона) и проявляется прежде всего на микроуровне в форме образования много- и транснациональных компаний.
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) создана в 1985 году. Объединяет 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Региональное сотрудничество в рамках СААРК включает в себя:
выделение приоритетных сфер сотрудничества;
координацию деятельности и финансирования по программам сотрудничества;
разработку программ и проектов в областях экономического, технического и торгового сотрудничества.
В 1995 году подписано соглашение о создании системы преференциальной торговли по 226 товарам, как первой ступени на пути создания зоны свободной торговли.
В арабском мире наиболее значимы 2 интеграционных объединения:
1. Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) образован в 1964 году. В его состав входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан.
Цель САЭЕ: создание общего рынка (в настоящее время его членами являются 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия). В рамках САЭЕ страны-участницы:
согласовывают экономическую политику;
унифицируют национальные нормативные акты в сфере внешнеэкономической деятельности, промышленности и сельского хозяйства;
разрабатывают совместные программы развития арабских стран, включая создание совместных арабских программ.
2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) создан в 1981 году. Объединяет 6 государств-членов: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию. Целями создания ССАГПЗ являются координация, интеграция и расширение взаимосвязей между странами-членами.
Основные направления деятельности:
финансовое, экономическое и торговое сотрудничество;
объединение усилий для преодоления монотоварной структуры экспорта (нефть);
содействие развитию предпринимательства в регионе;
стимулирование совместных научно-технических программ.
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок, однако наиболее крупными и действующими выступают следующие шесть:
1. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 году и объединяет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Представляет собой экономический союз.
Главными целями ЭКОВАС являются:
создание общего рынка, экономического и валютного союза;
гармонизация национальных инвестиционных законодательств;
создание совместных программ, производств, предприятий;
развитие научно-технического сотрудничества в различных областях промышленности, сельского хозяйства, в сфере услуг.
2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) создан в 1964 году на базе зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (РТА). Состоит из 20 государств-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны свободной торговли.
Стратегическими целями развития КОМЕСА являются:
либерализация торговли и создание к 2004 году таможенного союза;
создание платежного союза с единой платежной единицей;
сотрудничество в развитии основных отраслей экономики — промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, энергетики, транспорта и связи и т.д.;
обеспечение свободного перемещения рабочей силы, услуг;
поощрение и защита инвестиций и др.
3. Западно-Африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) образован в 1994 году, объединяет 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того. Целями и основными направлениями деятельности УЭМОА являются:
создание общего рынка;
координация национальных экономических политик стран-участниц;
гармонизация законодательства;
содействие повышению конкурентоспособности, экономического и финансового потенциала стран-членов.
4. Организация африканского единства (ОАЕ) создана в 1963 году. Объединяет 53 страны. Наряду с политическими целями, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области экономики, науки и техники. В 1991 году страны-участницы подписали Договор об образовании Африканского экономического сообщества, процесс формирования которого продлится 34 года. Спе цифической целью сообщества является координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе его создания.
5. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 году. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика. Чад, Экваториальная Гвинея. В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза.
6. Южноафриканское сообщество развития (САДК) создано 1992 году на базе Южноафриканской конференции по координации развития (САДКК). В его составе 11 стран: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. Региональная интеграция в рамках САДК включает в себя:
последовательную ликвидацию препятствий на пути свободного движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы;
согласование политической и социально-экономической стратегий стран-членов;
содействие развитию в области передачи технологий;
привлечение международных инвестиций в регион.
Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими мотивами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а определяющей концепцией интеграции является «опора на собственные силы». Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
различные побудительные причины интеграции;
различные исходные экономические и политические условия интеграции;
развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».
Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны.
После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году страны Восточной Европы создали интеграционное объединение под названием «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 года в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулировать развитие торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2001 году зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС.
Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения), а также страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС — преференциального торгового соглашения.
На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Алмаатинскую Декларацию ратифицировали парламенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, последствии Азербайджана, Грузии и Молдовы. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. В январе 1993 года был принят устав СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.
Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских и внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик (см. табл. 4.2)
Таблица 4.2. Доля межреспубликанских (числитель)
и внешнеэкономических (знаменатель)
операций в общем объеме ввоза
и вывоза республик СССР в 1998 году, в % 1
Группы республик
|
Ввоз |
Вывоз |
Весь оборот |
Прибалтика | |||
Литва Латвия Эстония | 83/17 82/18 81/19 | 91/9 92/8 90/10 | 87/13 87/13 85/15 |
Закавказье | |||
Грузия Азербайджан Армения | 80/20 75/25 82/18 | 93/7 94/6 98/2 | 87/13 88/12 89/11 |
Средняя Азия | |||
Узбекистан Киргизия Таджикистан Туркмения | 86/14 80/20 87/13 79/21 | 85/15 98/2 86/14 92/8 | 85/15 87/13 86/14 89/11 |
Другие республики | |||
Россия Украина Белоруссия Казахстан Молдавия | 51/49 73/27 79/21 84/16 82/18 | 68/32 85/18 93/7 91/9 95/5 | 57/43 79/21 86/14 86/14 88/12 |