Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, курс лекций
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ
Материальные потребности людей практически безграничны.
Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность - редки, или ограниченны.
Экономикс занимается эффективным распределением ограниченных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей общества.
1 См. Экономика внешних связей Россия. М., С. 576.
Хозяйственные взаимосвязи между новыми государствами не укладываются в рамки обычной внешней торговли с присущей ей широкой альтернативностью рынков. Они технологически детерминированы, в значительной мере представляют собой безальтернативные производственно-кооперативные связи по взаимному обмену сотен тысяч и даже миллионов изделий. Полуфабрикаты на пути к конечному изделию по мере движения через стадии обработки нередко многократно пересекаются во встречных направлениях границы новых государств.
Это свидетельствует о наличии оснований для объединения республик бывшего Советского Союза.
Назовем факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:
взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные внешние рынки;
единство применяемых технических стандартов;
единство сетей коммуникации;
факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами непременное условие благополучия представителей своей этнической национальности в соседних государствах;
общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.
Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.
Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:
повсеместный спад производства;
приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;
вынужденные административные меры по защите собственного рынка (вследствие крайней дефицитности некоторых видов товаров и несбалансированности по странам уровней цен на продукцию, ужесточения условий обмена, ухудшения условий транзита грузов и т.п.).
Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал. К ним, например, можно отнести несбалансированность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией.
Третья группа структурных факторов, затруднявших интеграцию на начальном этапе взаимодействия стран СНГ, включала в себя:
несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;
отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.
Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:
различия реформационной социально-экономической политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;
различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени прямого государственного управления экономикой.
Все это порождало трудности в хозяйственном сплочении Содружества.
Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов.
Если 1992 год (1-й этап становления СНГ) отличался преобладанием в сфере экономических отношений стран СНГ разъединительных тенденций, то на рубеже 1993 года обнаружились признаки критической переоценки политики государств Содружества. Все более решительно стал звучать мотив реинтеграции.
На 2-м этапе формирования СНГ от общих намерений сосредоточить усилия на «формировании эффективных связей между хозяйствующими субъектами в условиях перехода к рыночным отношениям» (заявление Совета глав государств-участников СНГ 22 января 1993 года, Минск) страны пришли к принятию Декларации о поэтапном движении к экономическому союзу (14 мая 1993 года в Москве), а после необходимой работы — к подписанию Договоров о создании Экономического союза (24 сентября 1993 года в Москве). Параллельно велась интенсивная работа по подготовке Соглашения между Белоруссией, Россией и Украиной об углублении экономической интеграции.
Договор о создании Экономического союза провозгласил в качестве перспективной цели добровольное и поэтапное воссоздание на новых, рыночных началах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила. В развитие названного договора был принят ряд важных соглашений, учрежден Межгосударственный Экономический Комитет (МЭК) — постоянно действующий орган формирующегося экономического союза (хотя и без четкого определения его наднациональных правомочий).
Таким образом, в 1993 году ситуация в СНГ (по крайней мере, на уровне намерений) существенно изменилась. К этому вело и все более полное осознание в каждом из государств глубины социально-экономического кризиса. Очевидными стали наивность и несерьезность надежд на заметную льготную помощь со стороны развитых стран каждому члену СНГ в отдельности, сложный путь вхождения бывших союзных республик в мировое сообщество.
В течение 1992-1993 годов РФ заключила двустороннее соглашение о свободной торговле с большинством независимых государств — республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. На данном этапе функционирования СНГ для России характерна приоритетность именно двусторонних отношений. Хотя в СНГ было заключено несколько сотен многосторонних соглашений в экономической области, более действенными оказались двухсторонние соглашения. Постепенно начала складываться некая «ромашка» — система договоренностей группы независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.
Третьим этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 года и сразу же вступление в силу соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двухстороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ.
Данное соглашение направлено на:
постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов и количественных ограничений во взаимной торговле;
устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг;
упрощение и унификацию таможенных формальностей;
использование товарной номенклатуры ВЭД, основанной на гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
В настоящее время в соответствии с Соглашением «О создании зоны свободной торговли», Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ. НДС и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что и на товары российского производства.
Заключение Соглашения о зоне свободной торговли не ущемляет права стран-участниц принимать меры государственного регулирования в таких сферах внешнеэкономической деятельности как:
защита общественного порядка;
защита жизни и здоровья людей;
охрана животных и растений, окружающей среды;
сохранение невосполнимых природных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности и др.
В целях развития сотрудничества в области развития взаимной торговли страны СНГ подписали еще ряд соглашений. В частности в апреле 1994 года было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, направленное на:
совершенствование пассажирского и грузового сообщения между сторонами;
пресечение таможенных правонарушений;
упрощение таможенных формальностей;
на борьбу с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств.
8 июля 1994 года было подписано Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.
Очень важным элементом сближения в области таможенной деятельности являются «Основы таможенного законодательства государств-участников СНГ», одобренные 10 декабря 1994 года, в которых определены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств-участников. При этом за ними сохраняется право введения других норм, не противоречащих Основам. Таможенный кодекс РФ соответствует «Основам таможенного законодательства государств-участников СНГ».
Итак, под торговые отношения между государствами-участниками СНГ была подведена нормативная база, направленная на гармонизацию системы таможенного контроля и ее максимальное упрощение.
Однако по прошествии времени стала очевидной аморфность и неэффективность СНГ в его подобном состоянии, отчетливо проявлись слабости его институциональной и правовой структуры. Органы Содружества фактически лишены реальных властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграционных процессов и предполагаемое создание единого экономического пространства. Подписанные в рамках СНГ соглашения, как правило, не выполняются. Проведенное Исполнительным Секретариатом СНГ исследование показало, что из 880 решений, принятых в Содружестве, реализуются только 130.
Четвертый современный этап развития СНГ связан с отражением усиливающейся фрагментацией экономического (и политического) пространства Содружества, с созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ; в частности:
союза «четырех» (1996 г.), куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия;
союза России и Белоруссии (1997 г.);
Центрально-Азиатского союза (1994 г.) в составе которого — Казахстан, Киргизия и Узбекистан.
В январе 1995 году было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Разделяя воплощенное в документе стремление к более тесному торгово-экономическому взаимодействию, в марте 1996 году к тройственному союзу присоединяется Киргизия. Эти события стали реакцией четырех названных государств на инертное отношение остальных членов Содружества к реализации договоренности о создании охватывающей все 12 государств СНГ зоны свободной торговли.
Таможенный союз намечалось формировать в два этапа. На первом государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе — образовать единое целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на внешние границы.
В совместном протоколе правительства «тройки» от 22 ноября 1995 г. констатировалось выполнение сторонами требований первого этапа формирования Таможенного Союза и решение приступить к осуществлению второго этапа. Практика, однако, показала, что констатация была преждевременной: и по сей день не достигнуты некоторые параметры первого этапа. Нереализованным остается, в частности, положение о том, что «стороны завершают в 1996 году создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления». Возникли серьезные противоречия среди участников в процессе согласования внешнеэкономической политики, достаточно убедительно доказавшие преждевременность форсированного скачка через этап создания зоны свободной торговли. В результате в первый же год существования «союза четырех» то один, то другой из его членов стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов.
Несмотря на все заявления и декларации четырех лидеров, масштабные планы перспективного сотрудничества «в экономической и гуманитарных сферах», в абсолютном большинстве пока так и остаются на бумаге. Наднациональные структуры существуют лишь формально и до сих пор не смогли внести вклад в создание эффективного политического механизма реализации намеченных задач хозяйственного сближения. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. А принятие Киргизии в октябре 1998 года в ВТО ставит теперь ее участие в Таможенном союзе СНГ под сомнение: она вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».