Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ

Автор: Ольга Шек, 05 Декабря 2010 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могут заменить иностранные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МИКРОЭККОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1Понятие инвестиций и их классификация 5
1.2 Источники финансирования инвестиционной деятельности 7
1.2.1 Внутригосударственные источники финансирования 7
1.2.2 Внешние источники финансирования 14
1.3 Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 15
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ БЕЛАРУСИ
2.1 Анализ инвестиционной системы в Республике Беларусь 21
2.2 Пути и меры по привлечению инвестиций 26
2.3 Препятствия для инвестиций и их преодоление 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Признаки классификации инвестиций 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В Источники финансирования инвестиционной деятельности 41

Работа содержит 1 файл

работа 2.docx

— 138.77 Кб (Скачать)

    Многие  в белорусских деловых кругах чувствуют, что экономика Беларуси, по крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна для осуществления  долгосрочных инвестиций. Поэтому и  предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.

    Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль  на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно  в Беларусь и направлять на новые  инвестиции. Этот процесс, известный  как утечка капитала, очень часто  носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое  оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем  в белорусскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

    Основные  источники оттока капиталов могут  быть как легитимными, так и не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы Беларуси побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы белорусские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

    Технология  проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку [4].

    На  данный момент Республика Беларусь испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро. Экономический кризис и резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства: во-первых, они служат источником капитала для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения; в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству; в-четвертых, иностранные инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров; в-пятых, привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.

    Однако, рассматривая вопрос о привлечении  иностранного капитала, необходимо учитывать  не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в  стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается прежде всего на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала, которые, в свою очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности исполнительной власти [18].

    12-13 ноября 2009 г. в г. Минске в  ГУ ”Национальная библиотека  Беларуси“ состоялся Белорусский  инвестиционно-экономический форум  и шестое пленарное заседание  Консультативного совета по иностранным  инвестициям при Совете Министров  Республики Беларусь.

    В работе форума приняло участие более 680 человек, из них более 450 – иностранные  представители.

    В рамках первого дня форума основным мероприятием было проведение пленарного заседания.

    На  пленарном заседании высказан ряд  предложений со стороны зарубежных докладчиков по улучшению дальнейшей работы с иностранными инвесторами  в республике.

    В первый день форума проведено также 4 круглых стола:

    1. Таможенный союз и ВТО. Приоритеты. (Модератор: Евдоченко А. А., заместитель  Министра иностранных дел).

    2. Малый и средний бизнес в  Беларуси. Перспективы роста. (Модератор:  Тур А. Н., заместитель Министра  экономики).

    3. Приватизация в Беларуси. Когда? (Модератор: Пятков С.А., Первый  заместитель Председателя Государственного  комитета по имуществу).

    4. Развитие финансового рынка: сегодня  и завтра. (Модератор: 

    Костюченко  С.А., Председатель Правления ”Приорбанк“  ОАО).

    По  мнению участников Форума, тематика круглых  столов со стороны зарубежных инвесторов пользовалась большим интересом.

    12 ноября 2009 г. по итогам первого  дня форума заключен инвестиционный  договор между Республикой Беларусь  в лице Министерства транспорта  и коммуникаций с бельгийской  компанией ”AOI NV“ ”О создании  в Республике Беларусь логистического  парка на основе универсальной  структуры, позволяющей обрабатывать  грузы, перевозимые воздушным,  железнодорожным и автомобильным  транспортом“ в Национальном  аэропорту ”Минск“. 

    Сумма инвестиций – 288 605 тыс. евро. Срок действия договора – до 2021 г.

    Проведено 5 отраслевых секций, в рамках которых  состоялась презентация более 100 инвестиционных проектов.

    1. Энергетика и нефтехимический  комплекс. Энергоэффективность и  альтернативные источники энергии  (Ответственный: Рымашевский Ю.  В., заместитель Министра энергетики)

    2. Развитие агропромышленного комплекса,  пищевой и легкой промышленности. Повышение производительности и  развитие рынков сбыта. 

    3. Инфраструктура: транспорт, логистика,  туризм. Строительство и жилищно-коммунальное  хозяйство (Ответственный: Верховец  Н.П., Первый заместитель Министра  транспорта и коммуникаций).

    4. Развитие инновационных технологий (Ответственный: Войтов И.В., председатель  Государственного комитета по  науке и технологиям).

    5. Регионы и свободные экономические  зоны. Стимулы для инвесторов (Ответственный:  Жабко П. К., Первый заместитель Министра экономики) [2].

    Также во время работы миссии МВФ в ноябре текущего года Национальный банк Беларуси проведет консультации по теме уровня ставок по кредитам и депозитам в банковской системе страны и начнет постепенный процесс снижения процентов.

    Об  этом сообщил председатель правления  Национального банка Петр Прокопович на пресс-конференции 29 октября. По его  словам, в следующем году банк должен выйти на уровень ставки рефинансирования в пределах 9-12%, стоимости кредитов - 12-15% годовых. Ставки по рублевым депозитам  должны оказаться примерно на уровне ставки рефинансирования. Не позже  первого полугодия следующего года, полагает глава Нацбанка, будет восстановлен тот уровень банковских ставок, который  был до финансового кризиса.

    На  следующий день на совещании у  президента Беларуси П. Прокопович уточнил  намерения Нацбанка: с 14 ноября планируется  начать снижать процентные ставки по рублевым инструментам регулирования  ликвидности, а чуть позже - и ставку рефинансирования.

    Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению  иностранных инвестиций не есть нечто  внешнее по отношению к национальной экономике [13].

    На  данный момент в РБ делается все  возможное для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности [10].

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Инвестиции - это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль или достигается социальный эффект.

    Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или  возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала.

    В соответствии с конкретными задачами, в целях учета, анализа, мониторинга  и индикативного планирования, инвестиционная деятельность может быть классифицирована по ряду признаков: по отношению к объекту, по сферам производства, по периоду инвестирования, по форме собственности ресурсов, по объемам вложений, по формам обновления основных фондов, по видам отраслей производства и непроизводственной сферы, по объектам инвестиционной деятельности, по видам инвестиционных ресурсов, по величине риска, по форме полученного дохода, по источникам финансирования, по стоимости ценных бумаг, по степени эффективности, по характеру рыночного эффекта, по количеству поставленных целей, по значимости в инвестиционном процессе, по сфере инвестиционной деятельности, по объему дохода, по необходимости осуществления, по оригинальности полученных продуктов, по потокам поступлений.

    По  источникам финансирования инвестиционной деятельности можно выделить внутригосударственные  и внешние источники финансирования. В свою очередь внутригосударственные делятся на коллективные инвестиции, внутренние источники инвестиций предприятий и государственные источники финансирования.

    Существуют  две группы методов оценки инвестиционных проектов: простые или статистические методы и методы дисконтирования. При  экономической оценке эффективности  инвестиционного проекта используют такие показатели как приведенная  стоимость, чистая приведенная стоимость, срок окупаемости, внутренняя норма доходности и  индекс рентабельности.

    Для  нашей  страны,  которая  встала  на  путь  интеграции  в  мировое  хозяйство и стремиться создать  открытую  экономическую  систему,  участие  в процессах движения капитала и  как  импортера,  и  как  экспортера  является вопросом стратегически важным. Сегодня же участие Беларуси в этих  процессах  с трудом можно назвать активным, а с  точки  зрения  привлечения  зарубежных капиталовложений ей  предстоит  конкурировать  со  странами,  рынки  которых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов.

    Поэтому привлечение иностранных инвестиций в белорусскую экономику является одной из важнейших задач, которые  предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству РБ.

    С целью создания положительного имиджа Республики Беларусь предпринимаются  целенаправленные действия не только в области совершенствования  законодательства, но и в области  презентации инвестиционных возможностей страны за рубежом.

    Сегодня в республике функционирует целый  ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.

 

    

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности – Ми. «ВУЗ-ЮНИТИ», 1996 – 161с.
  2. Белорусская Деловая Газета – http://bdg.by
  3. Газета «Белорусы и рынок» - http://www.belmarket.by/ru
  4. Газета «Недвижимость Белоруссии» - http://nb.by/
  5. Горшков, Н.Е. Финансы предприятий отрасли: Учеб. – метод. пособие/ Н.Е. Горшков. – Мн.: ЗАО «Веды». 2004 – 116с.
  6. Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р.Орлова. – 4-е изд., испр. и доп.  – Москва: Омега – Л, 2007. – 235с.: табл. – (Библиотека высшей школы).
  7. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
  8. Министерство иностранных дел Республики Беларусь – http://www.mfa.gov.by/ru
  9. Министерство образования и науки  РФ  Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профсоюзного образования «Тульский государственный университет» кафедра «финансы и менеджмент» Лекции по курсу «Инвестиции» Тула 2008.
  10. Министерство финансов Республики Беларусь – http://www.minfin.gov.by/
  11. Министерство экономики Республики Беларусь – http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf
  12. Национальная Экономическая Газета – http://neg.by
  13. ОО «Минский Столичный Союз Предпринимателей и Работодателей» - http://allminsk.biz/
  14. Официальный сайт Республики Беларусь – www.belarus.by/ru
  15. Портал Белорусских листовок – http://uvaga.org
  16. Сайт НЦПИ: Региональные центры правовой информации – http://ncpi.gov.by
  17. Совет Министров Республики Беларусь – http://www.government.by.ru/main.html

Информация о работе Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ