Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ

Автор: Ольга Шек, 05 Декабря 2010 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могут заменить иностранные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МИКРОЭККОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1Понятие инвестиций и их классификация 5
1.2 Источники финансирования инвестиционной деятельности 7
1.2.1 Внутригосударственные источники финансирования 7
1.2.2 Внешние источники финансирования 14
1.3 Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 15
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ БЕЛАРУСИ
2.1 Анализ инвестиционной системы в Республике Беларусь 21
2.2 Пути и меры по привлечению инвестиций 26
2.3 Препятствия для инвестиций и их преодоление 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Признаки классификации инвестиций 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В Источники финансирования инвестиционной деятельности 41

Работа содержит 1 файл

работа 2.docx

— 138.77 Кб (Скачать)

    Открытые  акционерные инвестиционные фонды  обязаны выкупать акции у акционеров, количество выпускаемых акций не фиксировано, количество размещенных  акций постоянно изменяется. Акции  не торгуются на фондовой бирже, их выкупная цена определяется, исходя из стоимости чистых активов фонда, которая, в свою очередь, основывается на рыночной цене портфеля на каждый день.

    Паевой  инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.

    Цель  создания ПИФа — получение прибыли  на объединённые в фонд активы и  распределение полученной прибыли  между инвесторами (пайщиками) пропорционально  количеству паёв. Инвестиционный пай (пай) — это именная ценная бумага, удостоверяющая право его владельца  на часть имущества фонда, а также  погашения (выкупа) принадлежащего пая  в соответствии с правилами фонда. Инвестиционные паи, таким образом, удостоверяют долю инвестора в имуществе  фонда и право инвестора получить из паевого инвестиционного фонда  денежные средства, соответствующие этой доле, то есть погасить паи по текущей стоимости. Каждый инвестиционный пай предоставляет его владельцу одинаковый объём прав. Учёт прав владельцев инвестиционных паёв (реестр) ведётся независимой организацией, ведущей реестр владельцев паёв.

    Инвестиционный  банк — «посредник» между корпорацией-эмитентом, выпускающей ценную бумагу, и фондовым рынком.

    Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций  приватизируемых предприятий и  инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать  инвестиционную активность населения  можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению  с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения  на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права  на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока  сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ  и др. Однако важно по возможности  обеспечить защиту тем, кто готов  вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный  контроль за предприятиями, претендующими  на привлечение средств населения.

    Инвестиционные  фонды – это компании, продающие свои акции публике и инвестирующие выручку в самые различные ценные бумаги. Инвестиционные фонды являются необходимым элементом любой рыночной экономики. Основное их назначение - обеспечить коллективное инвестирование в ценные бумаги.

    Создаваемые специализированные инвестиционные фонды  призваны содействовать акционированию предприятий государственной и  муниципальной собственности, созданию условий для обращения приватизационных чеков.

    Инвестиционный  институты в широком смысле - это  организации, занимающиеся размещением  капитала, в узком - те, которые осуществляют долгосрочные вложения. Центральное  место на рынке занимает инвестор - физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Индивидуальные инвесторы взаимодействуют с  институциональными. Ими, как правило, являются портфельные инвесторы - т.е. институты, покупающие ценные бумаги, а не вкладывающие деньги в хозяйство.

    Инвестиционные  компании и инвестиционные фонды, обслуживающие  рынок ценных бумаг и извлекающие  их этих сервисных функций прибыль, входят в число инвестиционных институтов в качестве основных участников рынка  ценных бумаг. Им принадлежит существенная доля в общем количестве операций с ценными бумагами. Хотя инвестиционные компании и инвестиционные фонды  обслуживают рынок акций и  облигаций, это не означает совпадения их принципов деятельности.

    Внутренние  источники инвестиций предприятий

    Традиционно в Беларуси финансирование капитальных  вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. К ним относят прибыль и амортизационные отчисления.

    В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.).

    При таком положении дел у правительства  остаются средства, которые могут  быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых  дорог или развитие телефонной связи.

    Чаще  всего сберегатели (вкладчики) и  инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья  откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные  граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

    Иногда  вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие  сберегает часть своей прибыли  и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает  и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно  соответствует объему инвестиций.

    Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что  в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

    Прибыль как источник инвестиций

    Недостаток  финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен  на свою продукцию. Все увеличение прибыли  в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими  к проблемам с реализацией  продукции, и, как следствие, к спаду  производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

    Амортизационные отчисления

    Растущая  инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных  отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.

      Государственные  источники финансирования

    Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также  иных источников.

    Средства  для оказания государственной поддержки  инвестиционных проектов по видам, установленным  настоящим Кодексом, определяются в  соответствии с законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Органами местного управления и самоуправления в соответствующих  местных бюджетах также могут  определяться иные виды поддержки инвестиционной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:

    Бюджетные источники

    Резкое  увеличение дефицита госбюджета не позволяет  рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство  будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым  использованием льготных кредитов. Для  обеспечения гарантий возврата кредита  будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности  земли. Законодательная база этому  создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

    - выделение государственных инвестиций  для стимулирования развития  опорных сырьевых и аграрных  районов, обеспечивающих решение  продовольственной и топливно-энергетической  проблем;

    - поддержание научно производственного  потенциала;

    - выделение субсидий на социальные  цели слаборазвитым районом с  чрезмерно низким уровнем жизни  населения, не имеющим возможности  приостановить его падение собственными  силами.

    Банковский  кредит

    Долгосрочное  кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков.

    Министерство  предпринимательства и инвестиций пытается облегчить субъектам малого предпринимательства доступ к кредитным  ресурсам коммерческих банков.

    В первую очередь речь идет о кредитах под инвестиционные проекты по организации  новых и расширению действующих  производств, выпуску конкурентоспособной  и импортозамещающей продукции, созданию новых рабочих мест.

    Кредиты, выданные инвесторами под лизинговые сделки, являются для банков менее рисковыми, поскольку они обеспечены залогом высоколиквидного лизингового имущества, поручительством, гарантиями третьих лиц и страхованием рисков. При этом также необходимо учесть, что банки, хорошо зная финансовую организацию, специализирующуюся на лизинговых сделках, предоставляют ей кредит на более выгодных условиях в сравнении с отдельными мелкими заемщиками.

    Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами обеспечивает целевое использование  инвестиций, которые направляются в производственную сферу [5].

    1.2.2 Внешние источники финансирования

    В Беларуси инвестиции могут осуществляться путем:

    - создания предприятий с долевым  участим иностранного капитала (совместных  предприятий);

    - создания предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

    - приобретения иностранным инвестором  в собственность предприятий,  имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

    - приобретение прав пользования  землей и иными природными  ресурсами, а также иных имущественных  прав и т.р.;

    - предоставления займов, кредитов, имущества  и имущественных прав и т.п.

    Иностранный капитал может привлекаться в  форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также  в форме кредитов и займов. Под  прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует  инвестор. Инвестиции могут считаться  прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций  предприятия, или их контрольным  пакетом, величина которого может варьироваться  в достаточно широких пределах в  зависимости от распределения акций  среди акционеров.

Информация о работе Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ