Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ

Автор: Ольга Шек, 05 Декабря 2010 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могут заменить иностранные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МИКРОЭККОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1Понятие инвестиций и их классификация 5
1.2 Источники финансирования инвестиционной деятельности 7
1.2.1 Внутригосударственные источники финансирования 7
1.2.2 Внешние источники финансирования 14
1.3 Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 15
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ БЕЛАРУСИ
2.1 Анализ инвестиционной системы в Республике Беларусь 21
2.2 Пути и меры по привлечению инвестиций 26
2.3 Препятствия для инвестиций и их преодоление 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Признаки классификации инвестиций 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В Источники финансирования инвестиционной деятельности 41

Работа содержит 1 файл

работа 2.docx

— 138.77 Кб (Скачать)

Источник: «Мониторинг предприятий отдельных  отраслей экономики республики Беларуси»  январь – декабрь 2007г. НБ РБ 
 

Таблица 2.2 - Источники Финансирования используемые для  осуществления инвестиций в IV квартале 2007г., по отраслям экономики, в % к общему числу предприятий

Источник Все

отрасли

Промыш-ленность Транспорт Строитель-

ство

Торговля и общественное питание
Амортизация 82,7 84,1 71,4 87,1 81,7
Прибыль 37,2 36,5 14,6 38,5 48,2
Кредиты банков 32,4 34,4 39,1 29,9 27,8
Бюджетное финансирование 23,1 28,3 25,5 24,8 11,3
Получение средств по лизингу и аренде 12,9 10,4 25,5 15,6 8,2
Прочие  займы 5,6 4,8 3,1 5,4 8,2
Внебюджетное  финансирование 3,8 4,7 5,2 3,5 2,1
Иностранные кредиты и займы 1,6 2,9 0,5 0,8 0,8
Выпуск  и продажа акций 0,4 0,6 0,5 0,3 0,0

Источник: «Мониторинг предприятий отдельных  отраслей экономики республики Беларуси»  январь – декабрь 2007г. НБ РБ

    Опрос Нацбанка убедительно показал, что  правительство Беларуси является самым  большим стопором производственной и инвестиционной активности. Оно может разблокировать потенциал отечественных предприятий и привлечь иностранных инвесторов, только если откажется от социализма в пользу рынка. 79,2% предприятий жалуются на недостаток собственных источников финансирования инвестиций. Они используют амортизационные отчисления, но вообще не знают, как привлекать инвестиции через фондовый рынок. Очень мало предприятий использует лизинговые схемы, прямые иностранные займы. Зато почти каждое четвертое предприятие имеет бюджетное финансирование, в промышленности – 28,3%. Государству нужно, наконец, отказаться от роли доминирующего инвестора и стратега как для белорусских НПЗ, МАЗа, МТЗ и БМЗ, так и для мелких магазинов, парикмахерских или салонов красоты.

    По данным Национального статистического комитета в 2008 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе:

    - прямых инвестиций – 2 279,8 млн. долларов; 34,9%;

    - портфельных инвестиций – 1,7 млн. долларов; 0,1%;

    - прочих инвестиций – 4 244,3 млн. долларов; 65%  (рис. 2.2).

    

    Рисунок 2.2 – Поступление  иностранных инвестиций (на 2008 г.)

    Из  стран пребывания загранучреждений привлечено 5 776,9 млн. долларов или 88,5% от общего объема поступлений иностранных инвестиций.

    Доля  инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 33,3% от общего объема инвестиций, из которых доминирующую позицию  занимает Россия – 33,2%.

    Из  стран вне СНГ поступило 66,7% от общего объема, в том числе из ЕС – 42,9%.

    Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:

    - Россию (2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего объема инвестиций);

    - Швейцарию (1 225,4 млн. долларов; 18,8%);

    - Австрию (739,8 млн. долларов; 14,5%);

    - Великобританию (713,9 млн. долларов; 10,9%)

    - Кипр (555,7 млн. долларов; 8,5%) (рис.2.3).

    

    Рисунок 2.3 – Страны-инвесторы (на 2008 г.)

    Наибольший  объем ПИИ в т.г. поступил из следующих  стран:

    - Швейцария (1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема ПИИ);

    - Россия (328,5 млн. долларов; 14,4%);

    - Кипр (263,1 млн. долларов; 11,5%);

    - Германия (93,7 млн. долларов; 4,1%);

    - Великобритания (42,2 млн. долларов; 1,9%) [8].

    

    Рисунок 2.4 – Прямые иностранные  инвестиции (на 2008 г.)

    2.2 Пути и меры по привлечению инвестиций

    Стабильная  внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более  привлекательной для инвесторов. Однако в Беларуси  имеется проблема в стимулировании эффективного притока иностранного капитала.

    Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного  климата в республике будут реализовываться  меры по:

  • подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
  • созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;
  • расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;
  • более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей [16].

    Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства  будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств  с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими  технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и  импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных  транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

    С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке [17].

    Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания  для развития рынка недвижимого  имущества посредством предоставления возможности приобретения права  собственности на землю, использования  ее в качестве залога для получения банковского кредита [11].

    В 2009 году продолжено совершенствование  законодательной базы. Совсем недавно  принят Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам  полномочий на представление интересов  Республики Беларусь по вопросам привлечения  инвестиций в Республику Беларусь”  от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает  формирование трехуровневой системы  инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается  на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей  отрасли или административно-территориальной  единицы и в пределах компетенции  государственного органа или исполнительного  комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании  решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором  не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными  решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор  заключается на основании решения  Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору  льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

    Независимо  от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного  проекта. В частности, предусматривается:

    - право на строительство инвестиционных  объектов параллельно с разработкой,  экспертизой и утверждением последующих  этапов строительства;

    - упрощение режима получения земельных  участков, который включает аренду  без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение  договора аренды с фиксированным  размером арендной платы за  земельный участок;

    - освобождение от возмещения потерь  сельскохозяйственного и лесохозяйственного  производства, вызванных изъятием  земель;

    - освобождение от уплаты ввозных  таможенных пошлин и налога  на добавленную стоимость при  ввозе на таможенную территорию  Республики Беларусь оборудования  и запасных частей к нему  для объектов инвестиционного  проекта. Перечень товаров согласуется  с органом госуправления;

    - освобождение от целевых сборов в местные бюджеты [14].

    Указом  №413 вводится новый институциональный  механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут  получить как юридические, так и  физические лица, способные проводить  подготовку инвестиционных проектов к  реализации, и вести переговоры с  потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз  свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству [11].

    2.3 Препятствия для инвестиций и их преодоление

    За  последние годы в Беларуси сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости экономического положения  в стране большие средства переводятся  в конвертируемую валюту и оседают в западных банках [3].

    Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из Беларуси в несколько раз превышает их приток. Мотивация оттока капиталов - ощущение белорусскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в Беларуси. Значительная часть накопленных белорусскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса белорусского рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Информация о работе Микроэкономический анализ инвестиций и проблемы инвестирования в РБ