Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ процессов миграции рабочей силы.
Задачи работы:
- изучить теоретическую основу понятия «миграция рабочей силы»;
-выявить основные направления международной миграции;
-рассмотреть количественные показатели международной миграции;
-охарактеризовать масштабы международной миграции;
- проанализировать особенности миграции рабочей силы в Беларуси;
-выявить основные экономические последствия миграции;
-охарактеризовать миграционные процессы в Республике Беларусь;
-выявить особенности управления миграционными процессами.

Работа содержит 1 файл

миграция рабочей силы в РБ.docx

— 183.04 Кб (Скачать)

             -работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

             -специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

             -представители редких профессий - огранщики алмазов, реставратор картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

             -специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

             -крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

             В большинстве стран  разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

             Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве  принимающих стран предоставлена  огромным количеством законов и  подзаконных актов.

             Основные  черты иммиграционного  законодательства следующие:

             Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать принимающей стране на предмет соответствия требований специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании.

             -Ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

             -Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

             -Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

             -Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

             -Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона

             -Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны [12,с.529].

             Законодательно устанавливаются  санкции за нарушение порядка  иммиграции. Они могут накладываться  как на самих мигрантов, так и  на тех, кто помогает им незаконно  въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение  в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются  депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное  повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более  длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые  также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные  штрафы, что они могут вести  к разорению некоторых небольших  фирм и предприятий.

             В целях регулирования трудовых перемещений граждан Беларуси за пределы страны и иностранных граждан внутри страны, сформировано миграционное законодательство, отвечающее международным нормам и правилам. Первым шагом в формировании законодательной базы для работы за границей явилось принятие в 1991 году Закона «О занятости населения Белорусской ССР». В последствии были приняты Законы Республики Беларусь: «О гражданстве Республики Беларусь»; «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»; «Об иммиграции».

             Для управления миграционными  процессами еще в 1992 году в республике была создана Государственная миграционная служба, которая до 2004 года функционировала в структуре Министерства труда и социальной защиты. Сегодня ее функции переданы Департаменту по гражданству и миграции.

             Согласно принятому  в 1998 году Закону Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», реализацию государственной политики в сфере  внешней трудовой миграции обеспечивают: Министерство внутренних дел Республики Беларусь; Департамент по гражданству  и миграции, Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - Департамент); структурные подразделения по гражданству  и миграции Главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного  комитета; управления внутренних дел  областных исполнительных комитетов; управления, отделы, отделения внутренних дел в районах, городах, районах  городов.

             Законом установлен лицензионный порядок привлечения  иностранной рабочей силы.

             Для борьбы с незаконной миграцией предусматриваются меры по ее предотвращению и пресечению, а также создание эффективной  системы иммиграционного контроля. Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в государство в  порядке трудовой миграции, не связанной  с переменой гражданства, должны иметь постоянное место жительства за пределами государства, если межгосударственными  соглашениями не установлен иной порядок. Иностранцы и лица без гражданства, въехавшие в государство и  осуществляющие трудовую деятельность без соответствующего разрешения уполномоченного  органа, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок, подлежат выдворению из государства органами внутренних дел в соответствии с законодательством [13].

             Кроме того, по словам А.Г. Лукашенко: «Чтобы рабочие ресурсы  рассредоточить, удержать на каждом пятачке  земли нашей, в каждом районном центре и небольшом городке, в селе, в  центре колхоза, бывшего совхоза  или кооператива ныне, мы начали строить агрогородки. Со всеми удобствами!» [14].

             Таким образом, для  того чтобы ограничить поток трудовой миграции, существует достаточно большое  количество методов и способов, причем как в Республике Беларусь, так  и в других странах. саморегулирование миграции рабочей силы проводится в соответствии с законодательством страны. 
       
       

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Миграция рабочей  силы является сложным, неодназначным  социально-экономическим феноменом, которое требует серьезного анализа  в контексте современных тенденций  развития мировой экономики во взаимосвязи  с другими явлениями экономической  и общественной жизни.

             Миграция рабочей  силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более  чем на год, вызванное причинами  экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда).

             Миграционные процессы в экономике оказывают воздействие  на формирование национального рынка  труда. Баланс миграции трудовых ресурсов находится в структурных связях с демографическим балансом региона, определяет процессы механического  прироста и убыли населения, а  значит и численности трудовых ресурсов. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

             Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей  силы, являются частью баланса текущих  операций и классифицируются по статьям  доходов (выплаты нерезидентам) и  частных неоплаченных переводов, которые  представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого  мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок  товаров и денег на родину. Распределение  положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов  мигрантов, переводов денежных средств  из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы.

             За последние десятилетия  численность мигрантов более  чем удвоилась. Почти каждый десятый  житель развитых стран – мигрант. Развитые страны до сих пор являются основным направлением иммиграции, а  развивающиеся – источником эмиграции.

             Стремление белорусов поработать за границей может и должно способствовать укреплению безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

             Трудовая миграция Республики Беларусь значительно изменилась на протяжении 1996 - 2008 годов, причем изменилась не только численность мигрантов, но и их возраст, качественный состав.

Информация о работе Миграция рабочей силы