Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ процессов миграции рабочей силы.
Задачи работы:
- изучить теоретическую основу понятия «миграция рабочей силы»;
-выявить основные направления международной миграции;
-рассмотреть количественные показатели международной миграции;
-охарактеризовать масштабы международной миграции;
- проанализировать особенности миграции рабочей силы в Беларуси;
-выявить основные экономические последствия миграции;
-охарактеризовать миграционные процессы в Республике Беларусь;
-выявить особенности управления миграционными процессами.

Работа содержит 1 файл

миграция рабочей силы в РБ.docx

— 183.04 Кб (Скачать)

             Уровень сальдо эмиграции  на 1000 человек был наиболее высоким  в странах Латинской Америки  и Карибского бассейна, где ежегодно он достигал 1,5 мигранта. Для Африки и Азии – 0,5 и 0,3 соответственно.

             Таким образом за последние десятилетия численность мигрантов более чем удвоилась. Почти каждый десятый житель развитых стран – мигрант. Развитые страны до сих пор являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции [2,с.66]. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      2. ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

                     2.1 Экономические  последствия миграции рабочей  силы

             Международная миграция будет иметь экономические последствия  как для принимающей, так и  для посылающей страны. В США и  Австралии в основном считают, что  выигрывает, в конечном счете, принимающая  страна, хотя в других странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в зависимости  от типа труда, который мигрирует, и  от состояния рынка труда в  посылающей и принимающей странах.

              Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД, стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 – 1972 гг., - 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

             Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов  чаще всего меньше, чем коренного  населения. К тому же у иммигрантов  обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические  процессы нельзя.

             Миграция обычно сопровождается усилением безработицы  в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах  массового проживания иностранцев  нередко ухудшается криминогенная  обстановка. В последнее время  увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются  как можно дольше оставаться в  принимающей стране после окончания  действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая  торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию  о защите трудящихся-мигрантов, оставляет  желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик

             Современная схема  международных экономических отношений, пришедшая на смену экономически разобщенному миру, модель которого можно  назвать однотоварной моделью, без  движения факторов (т.е. мобильности  населения) немыслима. И, прежде всего, потому что перемещение рабочей  силы подразумевает потоки капиталов.

             Экспорт рабочей  силы приносит доходы государствам-экспортерам  от переводов средств мигрантов  на родину, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый товар –  рабочую силу. По принятой статистике Международного валютного фонда  терминологии доходы от экспорта рабочей  силы - это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер которого служит характеристикой  показателя экспортной специализации  в этой области.

             Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.) от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран (Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа  ведущих государств-экспортеров  рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4 стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от 500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой доход  которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд. долл., входит 15 стран.

             Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доход страны-экспортера рабочей  силы по оценкам в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой ценности и сбережения.

             По данным Международного валютного фонда по средней норме  прибыльности экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг  – 50%. Так, например, экспорт рабочей  силы является главным источником валюты для Югославии, являющейся ведущим  мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл. Из них в виде переводов  трудящихся за рубежом своим семьям страна получала 3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов.

             Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей  силы в 10 раз превышает валютный эффект лот поступлений по товарному  экспорту. В последнее десятилетие  наиболее высокими темпами (свыше 10% в  среднем за год) поступления по этой статье росли в развивающихся  странах. По мнению М.М. Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

             Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую  для многих не только единственным источником валютных поступлений, но и  катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае государственных  средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например, Турция и бывшая Югославия  могли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря  тому, что их платежные балансы  ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

             Существует и ряд  других причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие  государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу  века вошли в группу крупных экспортеров  трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим  национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной  способностью по сравнению с валютой  перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме  того, мигрантский перевод создает  временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской системе  страны-экспортера рабочей силы.

             В подавляющем большинстве  стран правительства проводят политику максимального поощрения как  ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так  и их дальнейшего использования  в предпринимательских целях  путем предоставления льгот и  кредитов. Одним из новых явлений  в этой области стало появление  кооперирование мигрантов, объединение  их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники  складчину с целью ее дальнейшего  совместного коммерческого использования.

             При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей  силы, оказывают в подобных случаях  финансовую поддержку желающим приобрести средства производства для малого и  среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически  во всех странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях, обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании.

             Вообще по данным министерства статистики и анализа  Республики Беларусь экспорт рабочей  силы набирает темпы. Так, положительным  оказалось сальдо по доходам от труда, достигшее 162,8 млн. USD. Оплата труда резидентов Республики Беларусь, временно работающих за рубежом, составила 163 млн. USD. Это намного больше, чем за первое полугодие 2005 года, когда данный параметр составлял 68,5 млн. USD.Как видим, заработок граждан Беларуси за рубежом растет быстрее, чем в Беларуси [6].

              Внешняя трудовая  миграция белорусов имеет ряд  отрицательных последствий для  страны. К таким последствиям  можно отнести:

              - потери «человеческого  капитала» страны, ослабление ее  интеллектуального потенциала;

             - потери инвестиций  в обучение и подготовку уехавших  специалистов и ученых;

             - снижение конкурентоспособности  национальной экономики вследствие  ухудшения качественных характеристик  трудовых ресурсов, количественного  и качественного ухудшения кадрового  потенциала страны, потери передовых  научных школ и снижения уровня  изобретательской и рационализаторской  активности;

              - снижение эффективности  воспроизводства национальной элиты. 
      В то же время, выезд граждан на заработки за границу имеет и позитивный экономический и социальный эффект. Он способствует повышению квалификации белорусских специалистов, овладевающих современными методами организации труда, улучшению материального положения их семей. Разумно регулируемый экспорт рабочей силы может быть для государства еще более выгоден, чем экспорт товаров.

             Положительное воздействие  выезда рабочей силы на экономику  страны проявляется:

             - в снижении давления  и напряженности на национальном  рынке труда;

              - в пополнении  валютных резервов страны за  счет финансовых поступлений  от граждан, работающих за рубежом;

              - в налоговых  поступлениях от прибыли фирм  – посредников; 

             - в личном инвестировании  граждан, возвратившихся с заработков, в национальную экономику. 

             За 6 лет из Республики Беларусь на заработки за границу  выехало 24,1 тыс. человек. Привезенные  ими денежные средства вкладываются многими из них в отечественный частный бизнес, в совместные предприятия, что способствует развитию белорусской экономики.

             Оптимизации эффекта  от внешней трудовой миграции белорусов  призвана способствовать взвешенная и  рациональная миграционная политика, направленная на развитие временной  трудовой миграции. Ее проведение требует  организации мониторинга миграционных процессов и практического использования  результатов исследований. Уже сегодня  специалисты признают, что направлениями  совершенствования механизмов регулирования  экспорта и импорта рабочей силы являются:

              - развитие системы  поддержки и развития научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала страны, предотвращающей  его отток за рубеж;

              - создание условий  для возврата соотечественников  в Беларусь;

              - расширение возможностей  инвестирования ими средств, зарабатываемых  ее гражданами за границей, в  национальную экономику[7].

             Таким образом, стремление белорусов поработать за границей может  и должно способствовать укреплению безопасности Республики Беларусь в  экономической сфере.

 
                     2.2 Характеристика миграционных процессов в Республике Беларусь

             С начала 90-х годов  в Беларуси кардинально изменились объемы, интенсивность и направленность миграционных потоков. Если в 1992 году из республики выбыли 60,6 тыс. человек, то в 2008 году - 9,3 тыс. Таким образом, за эти годы общий миграционный отток  из страны сократился в 6,5 раза. Кстати, по сравнению с 2000 годом он сократился почти на треть. За 2000-2008 годы количество выехавших с территории Беларуси эмигрантов снизилось до относительно стабильного уровня 8-10 тыс. человек  в год (всего за 2000-2008 годы выбыло из нашей страны 105,3 тыс. человек, но сальдо миграции оставалось положительным  и достигло 54,5 тыс. человек).

             С точки зрения демографических  интересов страны миграционный приток позволяет рассматривать миграцию как позитивное явление, возмещающее  естественную убыль населения. В  прошлом году численность прибывших  на постоянное место жительства в  Беларусь превысила 17,4 тыс. человек (на 18,7% больше по сравнению с 2007-м). Численность  выбывших - 9,3 тыс. человек (на 2,2% меньше). Сальдо миграции в 2008 году было положительным  и составило 8 тыс. 145 человек (рост по сравнению с 2007 годом на 42,6%). Однако этого оказалось недостаточным, чтобы сыграть решающую роль в возмещении естественной убыли населения, которая достигла в 2008 году почти 26,5 тыс. человек. В целом по республике степень компенсации естественной убыли населения за счет иммиграционного потока в 2008 году составила всего 30,7%.

Информация о работе Миграция рабочей силы