Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы – анализ процессов миграции рабочей силы.
Задачи работы:
- изучить теоретическую основу понятия «миграция рабочей силы»;
-выявить основные направления международной миграции;
-рассмотреть количественные показатели международной миграции;
-охарактеризовать масштабы международной миграции;
- проанализировать особенности миграции рабочей силы в Беларуси;
-выявить основные экономические последствия миграции;
-охарактеризовать миграционные процессы в Республике Беларусь;
-выявить особенности управления миграционными процессами.
В минувшем году Беларусь имела положительное сальдо миграции со странами СНГ (7 тыс. 364 человека), странами Балтии (566 человек). При этом впервые за последние годы сформировалось положительное сальдо миграции и со странами дальнего зарубежья (215 человек). Для сравнения: в 2007 году отрицательное сальдо миграции с этими странами составило 612 человек.
В прошлом году больше всего граждан Беларуси выехало на постоянное место жительства в страны СНГ (6 тыс. 856 человек - 74% от общей численности эмигрантов). В страны дальнего зарубежья эмигрировали 2 тыс. 215 человек (23,9%), в страны Балтии - 197 человек (2,1%).
В Беларусь прибыли
на постоянное место жительства из
стран СНГ 14 тыс. 220 человек (81,7% от общей
численности иммигрантов), из стран
дальнего зарубежья - 2 тыс. 430 человек (14%),
из стран Балтии - 763 человека (4,4%) [7].
Таблица 1.2- Общие итоги миграции
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Прибывшие | ||||||
Всего | 225946 | 231178 | 238317 | 239815 | 238505 | 236553 |
Международная миграция | 18146 | 14642 | 13031 | 14124 | 14155 | 17413 |
со странами СНГ | 15928 | 12530 | 11426 | 12390 | 11938 | 14239 |
со странами вне СНГ | 2218 | 2112 | 1605 | 1734 | 2217 | 3174 |
Внутриреспубликанская | ||||||
миграция | 207800 | 216536 | 225286 | 225691 | 224350 | 219140 |
Межобластная | 88549 | 92944 | 97221 | 97942 | 100228 | 101620 |
Внутриобластная | 119251 | 123592 | 128065 | 127749 | 124122 | 117520 |
межрайонная | 100374 | 104923 | 106165 | 103087 | 100148 | 94829 |
внутрирайонная | 18877 | 18669 | 21900 | 24662 | 23974 | 22691 |
Продолжение таблицы 1.2 | ||||||
Выбывшие | ||||||
Всего | 220786 | 229046 | 236368 | 234189 | 233829 | 228408 |
Международная миграция | 12986 | 12510 | 11082 | 8498 | 9479 | 9268 |
со странами СНГ | 8177 | 8217 | 7520 | 6165 | 7142 | 6856 |
со странами вне СНГ | 4809 | 4293 | 3562 | 2333 | 2337 | 2412 |
Внутриреспубликанская | ||||||
миграция | 207800 | 216536 | 225286 | 225691 | 224350 | 219140 |
Межобластная | 88549 | 92944 | 97221 | 97942 | 100228 | 101620 |
Внутриобластная | 119251 | 123592 | 128065 | 127749 | 124122 | 117520 |
межрайонная | 100374 | 104923 | 106165 | 103087 | 100148 | 94829 |
внутрирайонная | 18877 | 18669 | 21900 | 24662 | 23974 | 22691 |
Сальдо миграции | ||||||
Всего | 5160 | 2132 | 1949 | 5626 | 4676 | 8145 |
в том числе: | ||||||
со странами СНГ | 7751 | 4313 | 3906 | 6225 | 4796 | 7383 |
со странами вне СНГ | -2591 | -2181 | -1957 | -599 | -120 | 762 |
Источник:
[8]
По статистическим данным, позитивные миграционные тенденции сохраняются и в нынешнем году. В Беларуси миграционный прирост за первый квартал текущего года составил 2 тыс. 830 человек - втрое больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения республики на 31,5% (за январь-март 2008 года - на 9,6%) [8].
Республика Беларусь только в 1990-е годы реально столкнулась с проблемами международной трудовой миграции. До этого случаи эмиграции, как и иммиграции, были единичные, и их можно было не учитывать. Трудности создавали только межреспубликанские миграционные передвижения, и миграционная политика была направлена на регулирование этих потоков. В настоящее время новые проблемы связанные с эмиграцией и иммиграцией, обрушились на республику и их надо решать в срочном порядке. Для Беларуси пока характерны относительно небольшие объемы регистрируемой трудовой миграции. По данным Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, в 2000 году за пределами республики работало почти 5 тыс. человек, в то время как в Беларуси- около 2 тыс. иностранных граждан [9, с.82].
Если говорить о трудовой иммиграции в республике, то она также имеет тенденции к росту, в основном за счет строителей привлеченных на строительство жилых домов и ремонта зданий производственного назначения [9,с.81]. Такой вид эмиграции исключает формирование социально-экономических отношений следующего характера: 1) коллективные договоры и соглашения на всех уровнях экономической системы; 2) внутрипроизводственные (в том числе конфликтные) отношения администрации и персонала предприятий; 3) внутрисоюзные отношения между руководством и членами профсоюзных, предпринимательских и правительственных организаций.
В 90-е годы в Республике Беларусь сформировался новый вид территориальных перемещений -временный выезд граждан Беларуси на работу в другие страны и временный въезд иностранных трудящихся-мигрантов на работу в республику - внешняя трудовая миграция.
С 1994 года - начала регистрации трудящихся мигрантов - объемы трудовой миграции на основе подписанных договоров и контрактов значительно возросли: более чем в 12 раз по импорту рабочей силы и почти в 5 раз - по экспорту.
Максимальная
Рис 1.1- Миграция рабочей силы в Республике Беларусь 1994-2008 гг.
География трудовых контактов обширна: приезжают на работу в Беларусь более чем из 30 стран мира, но наиболее значителен поток из стран СНГ в 2005 году - 1089 человек (около 87 %), в том числе из Украины -975 человек (77,9 %). Поток мигрантов из России невелик - 42 - 45 человек (3,6 %) ежегодно. Кроме того, из стран дальнего зарубежья (Турции, Австрии, Алжира, Болгарии, Вьетнама, Польши, Китая и др.) -примерно 150 человек ежегодно. Так, в 2008 году из стран СНГ официально на работу в Беларусь прибыл 951 человек, из них 555 — граждане Украины.
По территории республики трудящиеся мигранты распределены неравномерно. Основная часть (более 60 %) работает в Брестской области. На втором месте по численности трудящихся-мигрантов находится г. Минск (более 160 тыс. чел.), на третьем - Гродненская область (более 120 тыс. чел.).
Численность же выезжающих из Беларуси на работу в другие страны ежегодно изменяется, например, в 2000 году она составила 4886 человек , в 2008 году за границу по трудовым договорам, выехало 6204 человек. Наибольшее число трудовых эмигрантов наблюдается в 2007 году – 7335 человек. ( рис. 1.1)
Из Беларуси по договорам и контрактам трудовые мигранты выезжают на работу более чем в 18 стран мира: Австрию, Великобританию, Молдову и т.д. [11,с.99].
До 2000 года самым многочисленным был поток трудовых мигрантов в Российскую Федерацию. С 2000 года увеличился выезд в Соединенные Штаты Америки. В 2002 году на основе подписанных договоров и контрактов на работу в Соединенные Штаты Америки выехали 1574 человек, в 2004 году -2026 человек, в то время как в Россию - 1147 и 916 человек соответственно. . Официально на работы в страны СНГ в 2008 году из Беларуси выехало 4226 граждан республики, из которых 4192 — в Российскую Федерацию.
На работу в Соединенные Штаты Америки выезжают в основном студенты на сезонные работы, в то время как в Россию едут на более длительное время лица, занимающиеся преимущественно физическим трудом. Основной поток белорусских трудящихся-мигрантов обеспечивает город Минск. Это объясняется тем, что здесь сосредоточено подавляющее большинство фирм, имеющих лицензии на трудоустройство граждан Республике Беларусь за рубежом.
Результаты
Трудящиеся-мигранты,
работающие в Беларуси, в большинстве
своем (80,5 %) были заняты на работах преимущественно
физического труда - в сельском хозяйстве,
строительстве, торговле. На должностях,
связанных с применением
Второе место занимает сфера услуг и досуга. В 2004 году 34 % выехавших за границу использовались в качестве вспомогательного персонала в разных странах мира, в 2003 - около 50 %. При этом следует отметить, что динамика занятости в сфере услуг и досуга имеет тенденцию к росту - в 2002 году на ее долю приходилось лишь 30 %.
Третье место по численности занятых белорусов, работающих за рубежом, занимает строительство (12 %). Белорусские строители выезжали преимущественно в Россию, Польшу, Чехию, Норвегию [10].
Кроме того, мигранты из Беларуси работают в различных отраслях промышленности, главным образом, в машиностроительной и деревообрабатывающей (5,1 %). На сезонных сельхозработах занято 8,2 % всех трудящихся мигрантов. Таким образом, профессиональная структура, род занятий трудящихся-мигрантов въезжающих в Беларусь и выезжающих из нее, существенно отличается.
Также различаются
возрастные структуры трудящихся-
Что касается трудовой миграции – с 2000 по 2008 годы за пределы Республики Беларусь выехало с целью осуществления трудовой деятельности 46688 тысяч человек, а въехало 11789 тысяч трудящихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая миграция Республики Беларусь значительно изменилась на протяжении 1996 - 2008 годов, причем изменилась не только численность мигрантов, но и их возраст, качественный состав.
Зачастую трудовые ресурсы ориентируются на формирование той части социально-трудовых отношений, которая связана с оплатой их труда «обмен трудовых функций на достойную оплату труда».
3.3 Управление миграционными
процессам в Республике Беларусь
В то время как
большинство стран мира продвигаются
по пути либерализации своей внешней
торговли, по существу все они применяют
меры, ограничивающие международную
миграцию. Практически все государства
мира регулируют процесс трудовой миграции
населения, чтобы из общего потока потенциальных
мигрантов получить для своей
экономики нужных работников. С этой
целью во всех промышленно развитых
странах созданы
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Двусторонние соглашения
принимают вид
Подписанные соглашения
реализуются следующим образом:
запрос о кандидатах-мигрантах
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий: