Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
[10, с. 10]
Таблица 3.2
Численность и структура лиц, выбывших из Республики Беларусь на постоянное место жительства в республики бывшего СССР
Годы
| Выбыло чел. (всего)
| в том числе (%) в: | ||
Россию | Украину | В 12 других республик | ||
1989 | 79828 | 68,2 | 18,3 | 13,5 |
1990 | 105916 | 69,1 | 20,5 | 10,4 |
1995 | 61520 | 65,0 | 21,7 | 13,3 |
1997 | 47746 | 82,2 | 12,2 | 5,6 |
2000 | 9711 | 74,3 | 17,4 | 8,3 |
2003 | 7418 | 78,9 | 15,3 | 5,8 |
2005 | 8348 | 80,4 | 12,6 | 7 |
2007 | 8369 | 82,8 | 11,4 | 5,8 |
[10, с. 10]
Однако миграционные потоки между Беларусью и странами ближнего зарубежья не ослабевают. По-прежнему в республику возвращаются белорусы. Из всех зарегистрированных в последнее десятилетие иммигрантов половину составили лица титульной белорусской национальности. Так, за шесть последних лет их прибыло более двухсот тысяч. Это около десяти процентов всех белорусов, живущих за пределами нашей республики.
Если попытаться проанализировать структуру выбывающих лиц на постоянное место жительства в государства бывшего СССР, то здесь на протяжении всего рассматриваемого периода лидирует Россия. В 2006 г. на ее долю приходилось 55,4% мигрантов. Уменьшение эмиграционных потоков в страны СНГ и Балтии с середины 90-х гг. сопровождалось достаточно стабильным, в пределах 5-8 тыс. чел. в год, объемом эмиграции в страны дальнего зарубежья, в результате чего региональная структура эмиграции изменилась в пользу дальнего зарубежья.
На характере миграции белорусов в пределах стран ближнего зарубежья сказывается и другое. Например, в тот период, когда в России уровень жизни был выше (1994—1995 гг.), туда выехало около сорока тысяч граждан РБ [12, с. 87].
Существенно увеличился за последнее десятилетие отток городского населения в страны дальнего зарубежья. По официальным данным, в 1989 году из Беларуси в другие страны выехало 14,7 тыс. В 1990 г. это число увеличилось более чем в два раза и составило 34,1 тыс. Затем началось уменьшение этого потока и в настоящее время в этой области наблюдается относительная стабилизация [7, с. 5].
Среди государств дальнего зарубежья для эмигрантов Республики Беларусь наиболее предпочтительными были и остаются Израиль, США и Германия. Примечателен тот факт, что в данных странах проводится ограничительная иммиграционная политика: приоритет отдается лицам, имеющим близких родственников в стране назначения, а также высококвалифицированным молодым специалистам в сферах, определяющих научно-технический прогресс и человеческое развитие. Анализ возрастной структуры миграции свидетельствует о преобладании среди эмигрантов лиц трудоспособного возраста (65%), пятую часть составляют дети до 15 лет и 15% приходится на лица старше трудоспособного возраста. Не может не настораживать тот факт, что в структуре выбывающих за рубеж в возрасте 16 лет и старше преобладают лица с высшим, средним специальным и общим образованием. Высокообразованные мигранты располагают более широкими возможностями по приложению своего труда, облегчают себе профессиональную и психологическую адаптацию на новом месте. Известно, что у более образованных людей растет способность к сбору и критическому анализу информации, уменьшаются психологические издержки, связанные с привязанностью к обычаям, традициям, родственникам; уменьшается сдерживающий эффект расстояния и сокращаются затраты на поиск подходящего рабочего места [7, с. 8].
Росту числа потенциальных эмигрантов способствуют экономический спад, инфляция, угроза безработицы, снижение жизненного уровня населения. Ориентацию населения на выезд из республики усиливает и осознание опасности проживания на территории Беларуси из-за загрязнения ее радионуклидами [15, с. 38].
Сдерживают миграцию из республики недостаточное знание иностранных языков, отсутствие профессионального опыта взаимоотношений в условиях капиталистического хозяйствования, а также ограничительная, повсеместно ужесточившаяся политика ряда зарубежных стран по отношению к иммиграции. Несколько уменьшить эмиграцию позволяет относительно свободное общение родственников, живущих в разных странах, а также реальная возможность облегченного выезда за границу в личных целях (часто коммерческих) на короткое время. Стали широко практиковаться туристические и коммерческие поездки из Беларуси в Польшу, Турцию, Китай, Германию, Италию, Болгарию, Францию и другие страны [15, с. 39].
Как правило, в первую очередь эмиграция охватывает наиболее активные группы населения с высокой квалификацией. Для сглаживания этого процесса необходимо разработать встречные меры, которые способствовали бы притоку квалифицированных кадров в нашу республику; предоставляли бы гражданам нашей республики, выезжающим в другие страны на постоянное жительство, право на возвращение, как временное так и постоянное, позволяли бы активизировать временную трудовую миграцию за счет упрощенного оформления документов.
В последнее десятилетие население республики реально столкнулось с проблемами международной трудовой миграции. Сейчас для Беларуси характерны, казалось бы, не очень большие ее объемы. По данным Минстата, за 1997 г. было зарегистрировано всего 225 трудящихся-мигрантов, прибывших в страну, и около двух тысяч — выбывших из нее. В 2007-м ситуация существенно не изменилась. Однако есть еще и нерегистрируемая международная трудовая миграция, которая носит стихийный характер, и объемы ее быстро растут.
Влияние эмиграции рабочей силы на макроэкономическую ситуацию в Республике Беларусь типично для страны-экспортёра.
К положительным аспектам здесь можно отнести:
Во-первых, эмиграция рабочей силы сокращает процент безработицы на отечественном рынке труда;
Во-вторых, способствует расширению ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;
В-третьих, увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны;
В-четвёртых, эмиграция рабочей силы, особенно в развитые страны дальнего зарубежья, способствует повышению квалификации, образовательного и культурного уровня эмигрантов.
Главными негативными факторами эмиграции, влияющими на макроэкономическую динамику в Республике Беларусь являются следующие:
утечка интеллекта и квалифицированных кадров. Этот процесс следует рассматривать как потерю национального богатства страны;
ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее молодую, здоровую и инициативную часть рабочей силы.
недополучение налогов в государственный бюджет, поскольку эми-грант платит налоги с трудовой деятельности в другой стране [12, с. 87].
В этих условиях очень важно правильно определить государственную миграционную политику. При формировании концепции в области экспорта рабочей силы главной задачей должны стать защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах иммиграции и возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны; в области импорта — защита интересов национальной рабочей силы и удовлетворение потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества.
В современных социально-экономических условиях Республика Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Снижение жизненного уровня, экономическая нестабильность, обострение проблем занятости ведут к тому, что многие научные работники, специалисты, рабочие высокой квалификации и молодежь в целях реализации своих трудовых интересов, улучшения материального положения ищут возможность получить работу за границей. Социологические исследования, проведенные среди молодежи, показывают, что 45 процентов опрошенных в возрасте до 18 лет, 43 — в возрасте 18—25 лет, 34 процента в возрасте 26—30 лет желают работать за границей на любых условиях. Как видим, чем моложе опрашиваемые, тем выше доля желающих уехать. Опрос 1000 выпускников разных школ Минска, проведенный в свое время НИИ статистики совместно с Центром профориентации молодежи, показал, что 27,1 процента из них желали бы поехать за границу учиться, 33,3 — на временную работу, а 25,9 хотели бы постоянно жить там и только 7,1 процента — вообще не хотели бы выезжать из страны [11, с. 85].
Конечно, далеко не все потенциальные мигранты осуществят свои желания, однако это говорит о высокой ориентации молодежи на работу за границей. Поэтому очень важно организовать ее трудоустройство, обеспечить правдивой информацией о положении на рынке труда в других государствах, пресекать распространение всякого рода ложной рекламы. В настоящее время в республике около 15 фирм занимаются трудоустройством (в основном в России и Польше) белорусских граждан. Анализ деятельности посреднических фирм, проведенный Государственной миграционной службой, показывает, что гражданам республики предлагаются непрестижные, низко оплачиваемые виды работ. Иностранные фирмы-партнеры, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в республике, нарастающую безработицу, при заключении контрактов оказывают прямое давление на белорусские фирмы-посредники и пытаются извлечь одностороннюю выгоду от этих сделок. Попытки противостоять такому давлению приводят, как правило, к потере иностранной фирмы-партнера, так как рынок предложений рабочих рук (за счет других республик бывшего СССР и в первую очередь Украины) значительно больше рынка мест приложения труда. Наряду с выездом на работу за границу по контрактам (предложениям), заключаемым отдельными специалистами, творческими работниками, спортсменами с посредническими фирмами, имеет место и нелегальная трудовая миграция. Люди выезжают в другую страну по гостевой визе, а потом устраиваются там на временную работу, а также по неофициальной вербовке различного рода фирм. По экспертным оценкам, за рубежом работают около 50 тысяч граждан Беларуси. Большинство из них социально не защищены, их труд оплачивается ниже труда местных работников [11, с. 86].
Естественно, с развитием рыночных отношений в республике будут возрастать объемы международной трудовой миграции. Причем Беларусь, как и многие государства мира, будет вынуждена и отдавать свою рабочую силу, и принимать ее из других стран. И чтобы эти процессы были выгодны как для людей, так и для республики в целом, они должны регулироваться на государственном уровне.
Мировой опыт показывает, что нет прямой зависимости между ростом безработицы и увеличением числа иностранных рабочих, что разумная миграционная политика по привлечению иностранной рабочей силы и соответствующий миграционный контроль, наоборот, способствуют развитию производства, экономики в целом и могут быть взаимовыгодны. Однако в связи с особенностями демографической ситуации в Беларуси, в последние годы характеризующейся убылью населения, есть вероятность возрастания в будущем потребности в импорте рабочей силы.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующий вывод: в настоящее время Республика Беларусь является преимущественно страной трудовой эмиграции, однако отрицательное трудовое сальдо относительно невелико. В связи с этим, экономисты нашей страны считают, что трудовая миграция не несёт республике серьёзных экономических проблем, однако усилия специалистов направлены на выработку и реализацию действенного механизма миграционной политики, который был бы направлен на ограничение потока нелегальных мигрантов, а также на повышение социально-экономической защищённости белорусских эмигрантов за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной курсовой работе была теоретически исследована миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
При переходе к открытому обществу трудовые ресурсы перемещаются не только по просторам страны, но и по хозяйственному полю мира. Это означает, что мировой рынок труда стал реальностью. Рабочая сила перемещается из страны в страну вслед за возросшим спросом на нее, изменяя уровень предложения труда, создавая новые ситуации на рынке.
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год.
Миграция включает в себя иммиграционные и эмиграционные потоки. Иммиграция — перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в другую страну. Эмиграция — перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж
Глобализация экономики рассматривается как один из факторов развития миграционных процессов. Однако существует целый ряд экономических и внеэкономических причин миграции рабочей силы, среди которых выделяют: поиски новой, более высокооплачиваемой или творческой работы, военные действия, политические преследования, стихийные бедствия и др.
Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики