Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Работа содержит 1 файл

миграция.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

[10, с. 10]

Таблица 3.2

Численность и структура лиц, выбывших из Республики Беларусь на постоянное место жительства в республики бывшего СССР

Годы

 

 

Выбыло чел. (всего)

 

 

в том числе (%) в:

Россию

Украину

В 12 других республик

1989

79828

68,2

18,3

13,5

1990

105916

69,1

20,5

10,4

1995

61520

65,0

21,7

13,3

1997

47746

82,2

12,2

5,6

2000

9711

74,3

17,4

8,3

2003

7418

78,9

15,3

5,8

2005

8348

80,4

12,6

7

2007

8369

82,8

11,4

5,8

[10, с. 10]

Однако миграционные потоки между Беларусью и странами ближ­него зарубежья не ослабевают. По-прежнему в республику возвращают­ся белорусы. Из всех зарегистриро­ванных в последнее десятилетие иммигрантов половину составили ли­ца титульной белорусской националь­ности. Так, за шесть последних лет их прибыло более двухсот тысяч. Это около десяти процентов всех белору­сов, живущих за пределами нашей республики.

Если попытаться проанализировать структу­ру выбывающих лиц на постоянное место жи­тельства в государства бывшего СССР, то здесь на протяжении всего рассматриваемого периода лидирует Россия. В 2006 г. на ее долю приходи­лось 55,4% мигрантов. Уменьшение эмиграцион­ных потоков в страны СНГ и Балтии с середины 90-х гг. сопровождалось достаточно стабильным, в пределах 5-8 тыс. чел. в год, объемом эмигра­ции в страны дальнего зарубежья, в результате чего региональная структура эмиграции измени­лась в пользу дальнего зарубежья.

На характере миграции белорусов в пределах стран ближнего зарубежья сказывается и другое. Например, в тот период, когда в России уровень жизни был выше (1994—1995 гг.), туда вые­хало около сорока тысяч граждан РБ [12, с. 87].

Су­щественно увеличился за последнее де­сятилетие отток городского населения в страны дальнего зарубежья. По офи­циальным данным, в 1989 году из Бе­ларуси в другие страны выехало 14,7 тыс. В 1990 г. это число увеличи­лось более чем в два раза и составило 34,1 тыс. Затем началось уменьшение этого потока и в настоящее время в этой области наблюдается относительная стабили­зация [7, с. 5].

Среди государств дальнего зарубежья для эмигрантов Республики Беларусь наиболее пред­почтительными были и остаются Израиль, США и Германия. Примечателен тот факт, что в дан­ных странах проводится ограничительная иммиг­рационная политика: приоритет отдается лицам, имеющим близких родственников в стране на­значения, а также высококвалифицированным молодым специалистам в сферах, определяю­щих научно-технический прогресс и человечес­кое развитие. Анализ возрастной структуры миг­рации свидетельствует о преобладании среди эмигрантов лиц трудоспособного возраста (65%), пятую часть составляют дети до 15 лет и 15% приходится на лица старше трудоспособного воз­раста. Не может не настораживать тот факт, что в структуре выбывающих за рубеж в возрасте 16 лет и старше преобладают лица с высшим, сред­ним специальным и общим образованием. Высо­кообразованные мигранты располагают более широкими возможностями по приложению своего труда, облегчают себе профессиональную и пси­хологическую адаптацию на новом месте. Из­вестно, что у более образованных людей растет способность к сбору и критическому анализу ин­формации, уменьшаются психологические издер­жки, связанные с привязанностью к обычаям, традициям, родственникам; уменьшается сдер­живающий эффект расстояния и сокращаются затраты на поиск подходящего рабочего места [7, с. 8].

Росту числа потенциальных эмиг­рантов способствуют экономический спад, инфляция, угроза безработицы, снижение жизненного уровня населе­ния. Ориентацию населения на выезд из республики усиливает и осознание опасности проживания на территории Беларуси из-за загрязнения ее радио­нуклидами [15, с. 38].

Сдерживают миграцию из респуб­лики недостаточное знание иностран­ных языков, отсутствие профессио­нального опыта взаимоотношений в условиях капиталистического хозяйствования, а также ограничительная, повсеместно ужесточившаяся полити­ка ряда зарубежных стран по отноше­нию к иммиграции. Несколько умень­шить эмиграцию позволяет относи­тельно свободное общение родственни­ков, живущих в разных странах, а так­же реальная возможность облегченно­го выезда за границу в личных целях (часто коммерческих) на короткое вре­мя. Стали широко практиковаться ту­ристические и коммерческие поездки из Беларуси в Польшу, Турцию, Ки­тай, Германию, Италию, Болгарию, Францию и другие страны [15, с. 39].

Как правило, в первую очередь эмиг­рация охватывает наиболее активные группы населения с высокой квалифи­кацией. Для сглаживания этого процес­са необходимо разработать встречные меры, которые способствовали бы при­току квалифицированных кадров в на­шу республику; предоставляли бы гражданам нашей республики, выезжа­ющим в другие страны на постоянное жительство, право на возвращение, как временное так и постоянное, позволяли бы активизировать временную трудо­вую миграцию за счет упрощенного оформления документов.

В последнее десятилетие населе­ние республики реально столкнулось с проблемами международной трудовой миграции. Сейчас для Беларуси харак­терны, казалось бы, не очень большие ее объемы. По данным Минстата, за 1997 г. было зарегистрировано всего 225 трудящихся-мигрантов, прибыв­ших в страну, и около двух тысяч — выбывших из нее. В 2007-м ситуация существенно не изменилась. Однако есть еще и нерегистрируемая международная трудовая миграция, которая носит стихийный характер, и объемы ее быстро растут.

Влияние эмиграции рабочей силы на макроэкономическую ситуацию в Республике Беларусь типично для страны-экспортёра.

К положительным аспектам здесь можно отнести:

            Во-первых, эмиграция рабочей силы сокращает процент безработицы на отечественном рынке труда;

            Во-вторых, способствует расширению ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;

            В-третьих, увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны;

            В-четвёртых, эмиграция рабочей силы, особенно в развитые страны дальнего зарубежья, способствует повышению квалификации, образовательного и культурного уровня эмигрантов.

Главными негативными факторами эмиграции, влияющими на макроэкономическую динамику в Республике Беларусь являются следующие:

      утечка интеллекта и квалифицированных кадров. Этот про­цесс следует рассматривать как потерю национального богатства страны;

      ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее молодую,  здоровую и инициативную часть рабочей силы.

      недополучение налогов в государственный бюджет, поскольку эми-грант платит налоги с трудовой деятельности в другой стране [12, с. 87].

В этих условиях очень важно пра­вильно определить государственную миграционную политику. При форми­ровании концепции в области экспорта рабочей силы главной задачей должны стать защита прав и интересов трудя­щихся-эмигрантов в странах иммигра­ции и возмещение потерь от выезда на­циональной рабочей силы за пределы страны; в области импорта — защита интересов национальной рабочей силы и удовлетворение потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствую­щего качества.

В современных социально-эконо­мических условиях Республика Бе­ларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Снижение жизненного уровня, экономическая нестабильность, обострение проблем занятости ведут к тому, что многие на­учные работники, специалисты, рабо­чие высокой квалификации и моло­дежь в целях реализации своих трудо­вых интересов, улучшения материаль­ного положения ищут возможность получить работу за границей. Социо­логические исследования, проведен­ные среди молодежи, показывают, что 45 процентов опрошенных в возрасте до 18 лет, 43 — в возрасте 18—25 лет, 34 процента в возрасте 26—30 лет же­лают работать за границей на любых условиях. Как видим, чем моложе оп­рашиваемые, тем выше доля желаю­щих уехать. Опрос 1000 выпускников разных школ Минска, проведенный в свое время НИИ статистики совместно с Центром профориентации молодежи, показал, что 27,1 процента из них же­лали бы поехать за границу учиться, 33,3 — на временную работу, а 25,9 хо­тели бы постоянно жить там и только 7,1 процента — вообще не хотели бы выезжать из страны [11, с. 85].

Конечно, далеко не все потенциаль­ные мигранты осуществят свои жела­ния, однако это говорит о высокой ори­ентации молодежи на работу за грани­цей. Поэтому очень важно организовать ее трудоустройство, обеспечить правди­вой информацией о положении на рын­ке труда в других государствах, пресе­кать распространение всякого рода ложной рекламы. В настоящее время в республике около 15 фирм занимаются трудоустройством (в основном в России и Польше) белорусских граждан. Ана­лиз деятельности посреднических фирм, проведенный Государственной миграционной службой, показывает, что гражданам республики предлага­ются непрестижные, низко оплачивае­мые виды работ. Иностранные фирмы-партнеры, учитывая сложную социаль­но-экономическую ситуацию в республике, нарастающую безработицу, при заключении контрактов оказывают прямое давление на белорусские фир­мы-посредники и пытаются извлечь од­ностороннюю выгоду от этих сделок. Попытки противостоять такому давле­нию приводят, как правило, к потере иностранной фирмы-партнера, так как рынок предложений рабочих рук (за счет других республик бывшего СССР и в первую очередь Украины) значитель­но больше рынка мест приложения тру­да. Наряду с выездом на работу за гра­ницу по контрактам (предложениям), заключаемым отдельными специалис­тами, творческими работниками, спортсменами с посредническими фир­мами, имеет место и нелегальная трудо­вая миграция. Люди выезжают в дру­гую страну по гостевой визе, а потом ус­траиваются там на временную работу, а также по неофициальной вербовке раз­личного рода фирм. По экспертным оценкам, за рубежом работают около 50 тысяч граждан Беларуси. Большин­ство из них социально не защищены, их труд оплачивается ниже труда местных работников [11, с. 86].

Естественно, с развитием рыноч­ных отношений в республике будут возрастать объемы международной трудовой миграции. Причем Беларусь, как и многие государства мира, будет вынуждена и отдавать свою рабочую силу, и принимать ее из других стран. И чтобы эти процессы были выгодны как для людей, так и для республики в целом, они должны регулироваться на государственном уровне.

Мировой опыт показывает, что нет прямой зависимости между ростом безработицы и увеличением числа иностранных рабочих, что разумная миграционная политика по привлече­нию иностранной рабочей силы и соот­ветствующий миграционный кон­троль, наоборот, способствуют разви­тию производства, экономики в целом и могут быть взаимовыгодны. Однако в связи с особенностями демографичес­кой ситуации в Беларуси, в последние годы характеризующейся убылью на­селения, есть вероятность возрастания в будущем потребности в импорте ра­бочей силы.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующий вывод: в настоящее время Республика Беларусь является преимущественно страной трудовой эмиграции, однако  отрицательное трудовое сальдо относительно невелико. В связи с этим, экономисты нашей страны считают, что трудовая миграция не несёт республике серьёзных экономических проблем, однако усилия специалистов направлены на выработку и реализацию действенного механизма миграционной политики, который был бы направлен на ограничение потока нелегальных мигрантов, а также на повышение социально-экономической защищённости белорусских эмигрантов за рубежом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной курсовой работе была теоретически исследована миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

При переходе к открыто­му обществу трудовые ресурсы перемещаются не только по просто­рам страны, но и по хозяйственному полю мира. Это означает, что мировой рынок труда стал реальностью. Рабочая сила перемещается из страны в страну вслед за возросшим спросом на нее, изменяя уро­вень предложения труда, создавая новые ситуации на рынке.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год.

Миграция включает в себя иммиграционные и эмиграционные потоки. Иммиграция — перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в другую страну. Эмиграция — перемещение трудоспо­собного населения из данной страны за рубеж

Глобализация экономики рас­сматривается как один из факторов развития миграционных процессов. Однако существует целый ряд экономических и внеэкономических причин миграции рабочей силы, среди которых выделяют: поиски новой, более высокооплачиваемой или творческой работы, военные действия, политические преследования, стихийные бедствия и др.

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики