Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Работа содержит 1 файл

миграция.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

1. Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связан­ных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

2. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способ­ствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс воспроизводства. Так, в конце 80-х годов иностранные ра­бочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму, а в середине 90-х — от 15 до 30%. Неквалифицирован­ные работники из Турции и Северной Африки составляют 60—80% иммигрантов в Германии, Франции. На тяжелую работу охотно на­нимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боли­вийцы в Аргентине [8, с. 34].

3. Зачастую при длительном использовании иностранных рабо­чих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невоз­можно нормальное функционирование некоторых отраслей наци­ональной экономики — строительства, угольной промышленнос­ти, сферы услуг и т.д.

Исследования, проводившиеся в Дюссельдорфе в связи с воз­можным отъездом иностранцев, показали, что результатом может быть уменьшение объема строительных работ, закрытие многих са­дов, школ, прекращение транспортной уборки мусора. Еще более наглядно это демонстрируют следующие цифры: во Франции иностранцы составляют 25% занятых в строительстве, 1/3 — в ав­томобилестроении, в Бельгии — 50% горняков, Швейцарии — 40% всех строительных рабочих [8, с. 35].

4.  Иммигранты позволяют развитым странам в период относи­тельно высоких темпов экономического роста с меньшими затра­тами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспро­порцию в их распределении между странами и отраслями произ­водства, подвергшимися значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. Иммигранты вносят динамизм в экономи­ческое развитие целых отраслей. Примером могут служить предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские или ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива.

5.  В результате развития процессов трудовой иммиграции во многих развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифициро­ванную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностран­ной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой сторо­ны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработ­ной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

6.  Иностранные рабочие часто рассматриваются как опреде­ленный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первы­ми могут быть уволены.

7.  Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам эко­номить большие средства на подготовке кадров. В результате «по­хищения умов» Соединенные Штаты Америки сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1985 по 1995 г. не менее 15 млрд. долл. [8, с. 35]

Считается, что мигранты представляют собой излишнее бре­мя для бюджета принимающей страны из-за роста выплат пособий по бедности, перегрузки общественных школ, роста издержек на поддержание общественного порядка. Но это не так. Иммигранты выплачивают в виде налога много больше, чем их приезд стоит бюджету и, соответственно, другим налогоплательщикам. Они приезжают в раннем работоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов и получив образование за счет зарубеж­ных налогоплательщиков. Налоги в принимающей стране прихо­дится платить даже низкооплачиваемым мигрантам, работающим на фермах и фабриках (в форме налога с оборотов и акцизов, нало­га с суммы зарплаты, отчислений в фонды социального страхова­ния и налога на собственность), что увеличивает цену арендной платы за жилье. Мигранты могут быть обязаны проходить военную службу.

Нелегальные иностранные работники, в частности из Мекси­ки, также становятся в США налогоплательщиками. Как нелегалы, они практически не имеют доступа к общественным благам и услу­гам, но при этом платят налог с оборота, с зарплаты и т.д.

9.              В развитых странах при низком уровне рождаемости и уменьшении количества занятых с помощью иммигрантов пыта­ются поддержать на должном уровне пенсии и социальные программы. Организация экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографичес­кую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38% [1, с. 17].

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследова­тель Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», позитивно оце­нивает влияние международной миграции рабочей силы на миро­вую экономику в целом. [1, с. 17]

Существуют и отрицательные моменты, связанные с импортом рабочей силы, которые в развитых странах касаются, прежде всего, понижения в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированных работников. В США, например, один из каждых 4 занятых с образованием менее 12 классов — эмигрант [14, с. 111].

Обычно в городах образуются кварталы и целые районы ком­пактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысо­кого уровня доходов, нестабильности социального статуса, много­национального характера этой группы населения такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.

Приток иностранных рабочих чаще всего вызывает отрицатель­ные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непос­редственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряженности во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассуд­ки и религиозная нетерпимость.

Влияние трудовой миграции на уровень занятости в стране можно проследить на примере отдельных стран (см. табл. 2.1 и рис. 2.1).

Таблица 2.1

Ежегодный приток иностранной рабочей силы в некоторые страны мира, тыс. чел

Страны

1992

1993

1995

1997

1998

2000

2001

2003

2005

2007

Австралия

14,6

14,9

14,2

14,3

15,4

31.7

37,3

37,0

39,2

45,7

Австрия

57,9

37,7

27,1

15,4

16,3

15,2

15,4

18,3

25,4

27,0

Бельгия

4,4

4,3

4,1

2,8

2,2

2,5

7,3

8,7

7,5

7,0

Великобритания

36,3

33,9

33,2

37,8

40,8

43,7

48,2

53,4

66,9

81,1

Венгрии

24,6

19,3

18,6

18,4

14,5

19,7

22,6

29,6

40,2

47,3

Германия

408,9

325,6

221,2

270,8

262,5

285,4

275,5

304,9

333,8

373,8

Дания

2,4

2,1

2,1

2,2

2,8

3,1

3,2

3,1

3,6

5,1

Ирландия

3,6

4,3

4,3

4,3

3,8

4,5

5,2

6,3

18,0

36,4

Испания

48,2

7,5

15,6

29,6

31,0

30,1

53,7

56,1

74,1

41,6

Италия

-

-

-

-

-

166,5

182,0

219,0

145,3

92,4

Канада

70,5

65,5

67,7

69,7

71,57

75,4

79,5

85,4

93,7

93,1

Люксембург

15,9

15,5

16,2

16,5

18,3

18,6

22,0

24,2

26,1

-

Н.Зеландия

-

-

-

-

-

25,4

24,2

32,5

42,1

54,6

Португалия

-

-

-

2,2

1,5

1,3

2,6

4,2

7,8

6,1

России

-

-

129,0

128,1

292,2

241,5

242,3

211,4

213,3

283,7

США

175,8

182,3

210,8

220,7

244,8

-

430,7

525,7

635,2

688,5

Финляндия

-

-

-

-

-

-

-

-

10,4

14,1

Франция

46,2

28,4

22,4

17,6

16,3

15,7

14,6

22,9

25,9

31,8

Швейцария

39,7

31,5

28,6

27,1

24,5

25,4

26,4

31,5

34,0

41,9

Япония

108,1

97,1

111,7

81,5

78,5

93,9

101,9

108,0

129,9

142,0

Источник: Ионцев В. Международная миграция населения в глобализации мирового хозяйства // Международная экономика. 2008. - № 2. – С. 47

Рисунок 2.1. Динамика миграционных потоков и безработицы в отдельных странах ОЭСР

 

Из представленных данных видна следующая картина: ситуация, когда на нацио­нальном рынке труда при данном уровне эконо­мического развития рабочая сила является не­востребованным (в т.ч. и по определенной цене) товаром, и, с другой стороны, существует потен­циальная возможность реализовать это предложение в другом регионе, вероятнее всего форми­рование миграционного потока рабочей силы. При этом, как показывает мировой опыт, пря­мой зависимости между ростом безработицы среди коренного населения и увеличением им­миграции не существует. Кроме того, в некоторых случаях иммиграция может даже увеличить занятость коренного населения. Так, домашняя прислуга, ставшая во многих странах практически полностью отраслью иностранных служанок, может освободить местных женщин для профессиональной работы. Иммигранты, становящиеся на нижнюю ступеньку занятости, могут, таким образом, непосредственно повы­шать занятость на более высоком технологичес­ком уровне среди коренного населения.

Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в де­нежном выражении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государ­ственной политики по отношению к ней [11, с. 86].

Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплоще­ние в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы.

На основании сказанного, можно сделать следующий вывод: международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так и для принимающей страны.


3. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Республика Беларусь также втянута в про­цесс глобализации. Происходящая здесь мигра­ция не может рассматриваться однозначно как положительная или отрицательная. Ей присуща определенная специфика.

Рассмотрим миграционные потоки в нашей стране.

В настоящее время в городах обозначился замет­ный спад миграционного прироста. Обострение социально-экономической ситуации, сложности с трудоустрой­ством, рост стоимости частного жилья служат серьезной преградой к пересе­лению в город для не имеющих средств жителей глубинки.

Зато потенциальными мигрантами все чаще становятся сами горожане — гораздо большим стал в последние го­ды их отток за пределы республики.

Сельчане наоборот: предпочитают переждать период нестабильности на привычных местах. Их миграционная подвижность притормозилась. А в ря­де мест наблюдается и более активный, чем раньше, возврат бывших сельских жителей в родные края. Продолжают прибывать в сельские районы респуб­лики и переселенцы из стран ближнего зарубежья. За счет этого 11 лет на­зад, когда в сельскую местность при­было на 14 с лишним тысяч человек больше, чем выбыло из нее, отрица­тельное сальдо миграции впервые за послевоенное время неожиданно сме­нилось на положительное. Правда, уже через три года оно опять вернулось к прежней, минусовой отметке [7,с. 4].

Несмотря на то, что приток населе­ния в сельскую местность из сопре­дельных государств продолжается, по мере стабилизации социально-эконо­мической и политической обстановки он должен прекратиться. А сальдо миграции сельского населения будет и впредь оставаться отрицательным.

Хотя в 90-е годы Беларусь имела положительное сальдо мигра­ции практически со всеми республика­ми бывшего Союза, в целом миграци­онный оборот со странами ближнего зарубежья постоянно снижается (см. табл. 3.1, табл. 3.2) . Людей удерживает на местах не только разъединенность валютных систем, но и явное обнищание, отсутствие средств для переезда и перспектив приобрете­ния жилья, опасение сложностей с трудоустройством. Препятствием здесь служат также проблемы с граж­данством, с исчислением стажа рабо­ты, получением пенсии и т. д.

Таблица 3.1

Численность и структура внешних миграционных потоков Республики Беларусь

Годы

 

 

Прибыло всего, чел.

 

 

В том числе из (%)

Выбыло всего, чел.

 

 

В том числе в (%)

Республик бывшего СССР

Стран дальнего зарубежья

Республики бывшего СССР

Страны дальнего зарубежья

1989

125357

86,2

13,8

99478

80,2

19,8

1990

116062

85,6

14,4

135625

78,1

21,9

1992

114906

83,4

16,6

84516

72,8

27,2

1995

128374

91,6

8,4

62314

81,5

18,5

1997

53135

94,2

5,8

56463

84,6

15,4

2000

31417

95,3

4,7

16709

58,1

41,9

2003

25943

93,4

6,6

13812

53,7

46,3

2005

18146

91,6

8,4

12986

64,3

35,7

2007

14642

89,5

10,5

12510

66,9

33,1

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики