Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
1. Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.
2. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс воспроизводства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму, а в середине 90-х — от 15 до 30%. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60—80% иммигрантов в Германии, Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине [8, с. 34].
3. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Исследования, проводившиеся в Дюссельдорфе в связи с возможным отъездом иностранцев, показали, что результатом может быть уменьшение объема строительных работ, закрытие многих садов, школ, прекращение транспортной уборки мусора. Еще более наглядно это демонстрируют следующие цифры: во Франции иностранцы составляют 25% занятых в строительстве, 1/3 — в автомобилестроении, в Бельгии — 50% горняков, Швейцарии — 40% всех строительных рабочих [8, с. 35].
4. Иммигранты позволяют развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимися значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. Иммигранты вносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские или ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива.
5. В результате развития процессов трудовой иммиграции во многих развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
6. Иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.
7. Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. В результате «похищения умов» Соединенные Штаты Америки сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1985 по 1995 г. не менее 15 млрд. долл. [8, с. 35]
Считается, что мигранты представляют собой излишнее бремя для бюджета принимающей страны из-за роста выплат пособий по бедности, перегрузки общественных школ, роста издержек на поддержание общественного порядка. Но это не так. Иммигранты выплачивают в виде налога много больше, чем их приезд стоит бюджету и, соответственно, другим налогоплательщикам. Они приезжают в раннем работоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов и получив образование за счет зарубежных налогоплательщиков. Налоги в принимающей стране приходится платить даже низкооплачиваемым мигрантам, работающим на фермах и фабриках (в форме налога с оборотов и акцизов, налога с суммы зарплаты, отчислений в фонды социального страхования и налога на собственность), что увеличивает цену арендной платы за жилье. Мигранты могут быть обязаны проходить военную службу.
Нелегальные иностранные работники, в частности из Мексики, также становятся в США налогоплательщиками. Как нелегалы, они практически не имеют доступа к общественным благам и услугам, но при этом платят налог с оборота, с зарплаты и т.д.
9. В развитых странах при низком уровне рождаемости и уменьшении количества занятых с помощью иммигрантов пытаются поддержать на должном уровне пенсии и социальные программы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38% [1, с. 17].
Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», позитивно оценивает влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. [1, с. 17]
Существуют и отрицательные моменты, связанные с импортом рабочей силы, которые в развитых странах касаются, прежде всего, понижения в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированных работников. В США, например, один из каждых 4 занятых с образованием менее 12 классов — эмигрант [14, с. 111].
Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.
Приток иностранных рабочих чаще всего вызывает отрицательные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряженности во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость.
Влияние трудовой миграции на уровень занятости в стране можно проследить на примере отдельных стран (см. табл. 2.1 и рис. 2.1).
Таблица 2.1
Ежегодный приток иностранной рабочей силы в некоторые страны мира, тыс. чел
Страны | 1992 | 1993 | 1995 | 1997 | 1998 | 2000 | 2001 | 2003 | 2005 | 2007 |
Австралия | 14,6 | 14,9 | 14,2 | 14,3 | 15,4 | 31.7 | 37,3 | 37,0 | 39,2 | 45,7 |
Австрия | 57,9 | 37,7 | 27,1 | 15,4 | 16,3 | 15,2 | 15,4 | 18,3 | 25,4 | 27,0 |
Бельгия | 4,4 | 4,3 | 4,1 | 2,8 | 2,2 | 2,5 | 7,3 | 8,7 | 7,5 | 7,0 |
Великобритания | 36,3 | 33,9 | 33,2 | 37,8 | 40,8 | 43,7 | 48,2 | 53,4 | 66,9 | 81,1 |
Венгрии | 24,6 | 19,3 | 18,6 | 18,4 | 14,5 | 19,7 | 22,6 | 29,6 | 40,2 | 47,3 |
Германия | 408,9 | 325,6 | 221,2 | 270,8 | 262,5 | 285,4 | 275,5 | 304,9 | 333,8 | 373,8 |
Дания | 2,4 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,8 | 3,1 | 3,2 | 3,1 | 3,6 | 5,1 |
Ирландия | 3,6 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 3,8 | 4,5 | 5,2 | 6,3 | 18,0 | 36,4 |
Испания | 48,2 | 7,5 | 15,6 | 29,6 | 31,0 | 30,1 | 53,7 | 56,1 | 74,1 | 41,6 |
Италия | - | - | - | - | - | 166,5 | 182,0 | 219,0 | 145,3 | 92,4 |
Канада | 70,5 | 65,5 | 67,7 | 69,7 | 71,57 | 75,4 | 79,5 | 85,4 | 93,7 | 93,1 |
Люксембург | 15,9 | 15,5 | 16,2 | 16,5 | 18,3 | 18,6 | 22,0 | 24,2 | 26,1 | - |
Н.Зеландия | - | - | - | - | - | 25,4 | 24,2 | 32,5 | 42,1 | 54,6 |
Португалия | - | - | - | 2,2 | 1,5 | 1,3 | 2,6 | 4,2 | 7,8 | 6,1 |
России | - | - | 129,0 | 128,1 | 292,2 | 241,5 | 242,3 | 211,4 | 213,3 | 283,7 |
США | 175,8 | 182,3 | 210,8 | 220,7 | 244,8 | - | 430,7 | 525,7 | 635,2 | 688,5 |
Финляндия | - | - | - | - | - | - | - | - | 10,4 | 14,1 |
Франция | 46,2 | 28,4 | 22,4 | 17,6 | 16,3 | 15,7 | 14,6 | 22,9 | 25,9 | 31,8 |
Швейцария | 39,7 | 31,5 | 28,6 | 27,1 | 24,5 | 25,4 | 26,4 | 31,5 | 34,0 | 41,9 |
Япония | 108,1 | 97,1 | 111,7 | 81,5 | 78,5 | 93,9 | 101,9 | 108,0 | 129,9 | 142,0 |
Источник: Ионцев В. Международная миграция населения в глобализации мирового хозяйства // Международная экономика. 2008. - № 2. – С. 47
Рисунок 2.1. Динамика миграционных потоков и безработицы в отдельных странах ОЭСР
Из представленных данных видна следующая картина: ситуация, когда на национальном рынке труда при данном уровне экономического развития рабочая сила является невостребованным (в т.ч. и по определенной цене) товаром, и, с другой стороны, существует потенциальная возможность реализовать это предложение в другом регионе, вероятнее всего формирование миграционного потока рабочей силы. При этом, как показывает мировой опыт, прямой зависимости между ростом безработицы среди коренного населения и увеличением иммиграции не существует. Кроме того, в некоторых случаях иммиграция может даже увеличить занятость коренного населения. Так, домашняя прислуга, ставшая во многих странах практически полностью отраслью иностранных служанок, может освободить местных женщин для профессиональной работы. Иммигранты, становящиеся на нижнюю ступеньку занятости, могут, таким образом, непосредственно повышать занятость на более высоком технологическом уровне среди коренного населения.
Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в денежном выражении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней [11, с. 86].
Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы.
На основании сказанного, можно сделать следующий вывод: международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так и для принимающей страны.
3. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Республика Беларусь также втянута в процесс глобализации. Происходящая здесь миграция не может рассматриваться однозначно как положительная или отрицательная. Ей присуща определенная специфика.
Рассмотрим миграционные потоки в нашей стране.
В настоящее время в городах обозначился заметный спад миграционного прироста. Обострение социально-экономической ситуации, сложности с трудоустройством, рост стоимости частного жилья служат серьезной преградой к переселению в город для не имеющих средств жителей глубинки.
Зато потенциальными мигрантами все чаще становятся сами горожане — гораздо большим стал в последние годы их отток за пределы республики.
Сельчане наоборот: предпочитают переждать период нестабильности на привычных местах. Их миграционная подвижность притормозилась. А в ряде мест наблюдается и более активный, чем раньше, возврат бывших сельских жителей в родные края. Продолжают прибывать в сельские районы республики и переселенцы из стран ближнего зарубежья. За счет этого 11 лет назад, когда в сельскую местность прибыло на 14 с лишним тысяч человек больше, чем выбыло из нее, отрицательное сальдо миграции впервые за послевоенное время неожиданно сменилось на положительное. Правда, уже через три года оно опять вернулось к прежней, минусовой отметке [7,с. 4].
Несмотря на то, что приток населения в сельскую местность из сопредельных государств продолжается, по мере стабилизации социально-экономической и политической обстановки он должен прекратиться. А сальдо миграции сельского населения будет и впредь оставаться отрицательным.
Хотя в 90-е годы Беларусь имела положительное сальдо миграции практически со всеми республиками бывшего Союза, в целом миграционный оборот со странами ближнего зарубежья постоянно снижается (см. табл. 3.1, табл. 3.2) . Людей удерживает на местах не только разъединенность валютных систем, но и явное обнищание, отсутствие средств для переезда и перспектив приобретения жилья, опасение сложностей с трудоустройством. Препятствием здесь служат также проблемы с гражданством, с исчислением стажа работы, получением пенсии и т. д.
Таблица 3.1
Численность и структура внешних миграционных потоков Республики Беларусь
Годы
| Прибыло всего, чел.
| В том числе из (%) | Выбыло всего, чел.
| В том числе в (%) | ||
Республик бывшего СССР | Стран дальнего зарубежья | Республики бывшего СССР | Страны дальнего зарубежья | |||
1989 | 125357 | 86,2 | 13,8 | 99478 | 80,2 | 19,8 |
1990 | 116062 | 85,6 | 14,4 | 135625 | 78,1 | 21,9 |
1992 | 114906 | 83,4 | 16,6 | 84516 | 72,8 | 27,2 |
1995 | 128374 | 91,6 | 8,4 | 62314 | 81,5 | 18,5 |
1997 | 53135 | 94,2 | 5,8 | 56463 | 84,6 | 15,4 |
2000 | 31417 | 95,3 | 4,7 | 16709 | 58,1 | 41,9 |
2003 | 25943 | 93,4 | 6,6 | 13812 | 53,7 | 46,3 |
2005 | 18146 | 91,6 | 8,4 | 12986 | 64,3 | 35,7 |
2007 | 14642 | 89,5 | 10,5 | 12510 | 66,9 | 33,1 |
Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики