Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Работа содержит 1 файл

миграция.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

На основании сказанного можно сделать вывод: миграция рабочей силы является неотъемлемой частью экономической жизни современного общества и международных экономических отношений; она имеет свои исторические корни и вызвана целым рядом экономических, социальных, политических и иных причин.


2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ МИГРАНТОВ, СТРАНЫ ЭМИГРАЦИИ И СТРАНЫ ИММИГРАЦИИ

 

Как уже говорилось, причинами для миграции могут быть политические, идеологические или психологические факторы. Но основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы. Рассмотрим на этой основе чисто экономические последствия миграции рабочей силы для функционирования рынков труда.

Согласно теореме Столпера—Самуэльсона, в результате разви­тия внешней торговли и выравнивания относительных цен на то­вары происходит изменение цен на факторы производства в разных странах. В конце 40-х годов П. Самуэльсон доказал теоре­му, известную как теорема о выравнивании цен на факторы произ­водства, или теорема Хекшера—Олина— Самуэльсона. Согласно этой теореме, при выполнении целого ряда предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства. Однако в действительности в результате целого ряда противодействующих факторов (несовершенства кон­куренции на мировом рынке, активного вмешательства государ­ства в сферу внешнеторговых отношений и т.д.) эта теоретическая возможность не реализуется, и цены на факторы производства в разных странах существенно различаются. Как и в случае с между­народной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы, с чисто экономической точки зрения, делит общество на вы­игравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государ­ственного регулирования миграционных процессов [6, с. 406].

При анализе экономических последствий международной миг­рации рабочей силы необходимо принять во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Фи­зические лица платят разнообразные налоги — подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают пла­тить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конечно, речь идет о легальных иммиг­рантах). Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного по­рядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., что существенно влияет на общий уровень его благо­состояния. Однако в разных странах набор и качество этих общес­твенных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате пе­реезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по со­циальному страхованию и др.

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем на­логообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных га­рантий [3, с. 24].

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двой­ственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и трудоспособного населения в эконо­мический центрах, способствует изменению экономического, со­циального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстром у росту крупных городов и обострению экологической си­туации –обезлюдению села, старению и феминизации его населе­ния; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособ­ления мигрантов к новым социально-экономическим, культур­ным, а иногда и природным условиям. Наконец, миграция населе­ния не может значительно уменьшить безработицу в странах вы­езда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны-импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.

В результате устранения всякого рода запретов в области передвижения через национальные границы, а также усиления социально-экономической нестабильности в конце 80-х годов в мигра­ционный потоки стали активно вовлекаться восточноевропейские страны. По подсчетам ученых, многих из них ждет значительная нехватка научно-технических кадров, хотя лишь небольшая часть высококвалифицированных специалистов может рассчитывать за на работу, соответствующую их уровню [3, с. 25].

Рассмотрим экономические последствия миграции отдельно для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции.

Трудящиеся-мигранты во все вре­мена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она ка­сается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям, получить рабочие места, за исключением самых мало­привлекательных.

По данным обследования, прове­денного ЕС, в 2005 г. 40% иностранцев, работающих в Испании, не могли тру­доустроиться по своей квалификации. При этом иммигрантам реже, чем ко­ренным рабочим, предоставляется воз­можность профессионального обуче­ния и повышения квалификации. Зара­ботная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, за­нижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние по­лучали более высокие премии и выгод­ные сверхурочные работы [9, с. 148].

Еще сложнее обстоит дело с различ­ными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн. рабо­чих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и пла­тят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных вы­плат всего на 5 млрд. долл.[9, с. 148].

Кроме того, иммигрантов проще уволить. Ти­пичный пример: на заводах "Рено" во Франции в рамках 30%-ого высвобож­дения работников было сокращено 55% иммигрантов [9, с. 148].

Для большинства развитых стран активная эмиграция была характерна в трудные периоды их развития. Однако по мере решения проблемы процессы эти стабилизировались. Примером может слу­жить Италия, которая основным условием вступления в ЕЭС выдвигала требование свободного перемещения рабочей силы. Сейчас, превратившись в одну из наиболее динамично развиваю­щихся стран, Италия сократила эмиграцию и в настоящее время является импортером-экспортером рабочей силы. По этому же пу­ти идут  и другие страны Средиземноморья [4, с. 176].

В то же время имеются неоспоримые преимущества для стран, экспортирующих рабочую силу.

1. Отъезд части населения отдельных стран за рубеж способст­вует нормализации на их рынках труда.

Так, в Пакистане во второй половине 90-х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же самое прои­зошло в  Бангладеш и Индии. Таким образом, экспорт рабочей си­лы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов и, соответ­ственно, социальное напряжение в стране. Многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей си­лы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

2. Рост квалификации выезжающих в другие страны.

За границей мигранты приобщаются к более современным тех­нологиям, применяемым в принимающих странах, к более передо­вым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации про­изводства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь про­цесс их социально-экономического развития.

3. Для государственных финансов в стране эмиграции отток ра­бочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государ­ственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с ко­личеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потреби­телей за границу, скорее всего, не приведет к заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Де­ти, молодые люди, получающие образование, пенсионеры — это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государ­ственного бюджета. Эмигранты — это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств). Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных пере­водов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственни­кам и друзьям.

Так, бывшая Югославия — основной в мире экспортер рабочей силы, имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., но практическая прибыль от этого экспорта составляла порядка 3 млрд. долл. От экспорта рабочей силы в виде только переводов страна получила 3,5 млрд. долл., а по возвраще­нии мигрантов — еще столько же, и в результате поступления составляли около 7 млрд. долл. [14, с. 110]

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за рубе­жа в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз [14, с. 110].

Поступления от экспорта рабочей силы с середины 90-х годов возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год.

Этот денежный поток не входит непосредственно в государ­ственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.

Таким образом, получая миллиарды долларов ежегодно, мно­гие из этих государств создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая зачастую является единственным прочным источником валютных доходов. Кроме того, этот источ­ник резко улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентиро­вались на трудовые переводы.

Что касается таких государств, как Канада, Австралия, Италия, Португалия и Греция, то здесь основную роль играет разница в национальных зарплатах. Кроме того, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся-иммигранты сдают в банки иностран­ную валюту, а дома их семьи получают переводы в отечественных деньгах, как правило, обладающих пониженной покупательной спо­собностью по сравнению со сданной валютой, т. е, недореализуют всю причитающуюся им покупательную способность перевода [14, с.110].

Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

1) налоги с прибыли фирм-посредников;

2) налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

3) личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

4) капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

Кроме того, возможны и прямые компенсации за утечку рабо­чей силы от стран-импортеров рабочей силы [1, с. 16].

4.  Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только эконо­мика в целом, но и государственный бюджет страны от экспорта рабочей силы. Прежде всего, это налоги от фирм-посредников по трудоустройству. В ряде стран эмигранты вносят прямые платежи в государственный бюджет в виде налогов, если такое оговорено в законодательстве или межправительственном соглашении. В Тур­ции, например, молодые эмигранты вносят в госбюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы.

5.  Международные организации активно подключаются к на­учно-практической разработке и реализации многих проблем стран-экспортеров. Так, в рамках ЕС рассматривалась возможность создания фонда со странами Магриба с целью предотвращения массового выезда из этого региона. Из этого фонда должны были финансироваться программы по реализации совместных проектов с целью создания новых рабочих мест, организации сети курсов пе­реквалификации с использованием накопленного европейскими странами опыта, улучшение системы образования и определенных отчислений на помощь наименее защищенным слоям общества и сохранение, таким образом, социальной стабильности [8, с. 34].

В ряде стран эмиграция позволяет исправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.

Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на возмож­ные негативные последствия экспорта рабочей силы («утечка умов» и др.), страны, экспортирующие рабочую силу и имеющие за счет этого существенные денежные переводы из-за рубежа, не со­бираются отказываться от практики трудовой миграции. А огром­ный опыт, накопленный ими в течение десятилетий, и стабильные связи между традиционными партнерами служат гарантией того, что сотрудничество в этой области будет продолжаться и дальше.

Импорт рабочей силы производит многостороннее воздействие на экономику принимающих стран, использующих ее как фактор развития своих производительных сил. Страны, принимающие ра­бочую силу, получают при этом следующие преимущества:

Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики