Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение миграции рабочей силы как фактора макроэкономической динамики.
Исходя из поставленной цели, работа имеет следующие задачи:
1. изучение сущности и причин миграции рабочей силы;
2. анализ экономических последствий миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Миграция рабочей силы и её причины..……………………………….
2. Экономические последствия миграции для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции……………………………………...
3. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь и ее влияние на
экономическое равновесие ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
На основании сказанного можно сделать вывод: миграция рабочей силы является неотъемлемой частью экономической жизни современного общества и международных экономических отношений; она имеет свои исторические корни и вызвана целым рядом экономических, социальных, политических и иных причин.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ МИГРАНТОВ, СТРАНЫ ЭМИГРАЦИИ И СТРАНЫ ИММИГРАЦИИ
Как уже говорилось, причинами для миграции могут быть политические, идеологические или психологические факторы. Но основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы. Рассмотрим на этой основе чисто экономические последствия миграции рабочей силы для функционирования рынков труда.
Согласно теореме Столпера—Самуэльсона, в результате развития внешней торговли и выравнивания относительных цен на товары происходит изменение цен на факторы производства в разных странах. В конце 40-х годов П. Самуэльсон доказал теорему, известную как теорема о выравнивании цен на факторы производства, или теорема Хекшера—Олина— Самуэльсона. Согласно этой теореме, при выполнении целого ряда предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства. Однако в действительности в результате целого ряда противодействующих факторов (несовершенства конкуренции на мировом рынке, активного вмешательства государства в сферу внешнеторговых отношений и т.д.) эта теоретическая возможность не реализуется, и цены на факторы производства в разных странах существенно различаются. Как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы, с чисто экономической точки зрения, делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов [6, с. 406].
При анализе экономических последствий международной миграции рабочей силы необходимо принять во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Физические лица платят разнообразные налоги — подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конечно, речь идет о легальных иммигрантах). Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., что существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.
Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий [3, с. 24].
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и трудоспособного населения в экономический центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.
С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстром у росту крупных городов и обострению экологической ситуации –обезлюдению села, старению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, миграция населения не может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны-импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.
В результате устранения всякого рода запретов в области передвижения через национальные границы, а также усиления социально-экономической нестабильности в конце 80-х годов в миграционный потоки стали активно вовлекаться восточноевропейские страны. По подсчетам ученых, многих из них ждет значительная нехватка научно-технических кадров, хотя лишь небольшая часть высококвалифицированных специалистов может рассчитывать за на работу, соответствующую их уровню [3, с. 25].
Рассмотрим экономические последствия миграции отдельно для мигрантов, страны эмиграции и страны иммиграции.
Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям, получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.
По данным обследования, проведенного ЕС, в 2005 г. 40% иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы [9, с. 148].
Еще сложнее обстоит дело с различными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл.[9, с. 148].
Кроме того, иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах "Рено" во Франции в рамках 30%-ого высвобождения работников было сокращено 55% иммигрантов [9, с. 148].
Для большинства развитых стран активная эмиграция была характерна в трудные периоды их развития. Однако по мере решения проблемы процессы эти стабилизировались. Примером может служить Италия, которая основным условием вступления в ЕЭС выдвигала требование свободного перемещения рабочей силы. Сейчас, превратившись в одну из наиболее динамично развивающихся стран, Италия сократила эмиграцию и в настоящее время является импортером-экспортером рабочей силы. По этому же пути идут и другие страны Средиземноморья [4, с. 176].
В то же время имеются неоспоримые преимущества для стран, экспортирующих рабочую силу.
1. Отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствует нормализации на их рынках труда.
Так, в Пакистане во второй половине 90-х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же самое произошло в Бангладеш и Индии. Таким образом, экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социальное напряжение в стране. Многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.
2. Рост квалификации выезжающих в другие страны.
За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.
3. Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу, скорее всего, не приведет к заметной экономии бюджетных средств.
Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры — это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты — это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств). Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.
Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям.
Так, бывшая Югославия — основной в мире экспортер рабочей силы, имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., но практическая прибыль от этого экспорта составляла порядка 3 млрд. долл. От экспорта рабочей силы в виде только переводов страна получила 3,5 млрд. долл., а по возвращении мигрантов — еще столько же, и в результате поступления составляли около 7 млрд. долл. [14, с. 110]
За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за рубежа в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз [14, с. 110].
Поступления от экспорта рабочей силы с середины 90-х годов возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год.
Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.
Таким образом, получая миллиарды долларов ежегодно, многие из этих государств создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая зачастую является единственным прочным источником валютных доходов. Кроме того, этот источник резко улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на трудовые переводы.
Что касается таких государств, как Канада, Австралия, Италия, Португалия и Греция, то здесь основную роль играет разница в национальных зарплатах. Кроме того, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся-иммигранты сдают в банки иностранную валюту, а дома их семьи получают переводы в отечественных деньгах, как правило, обладающих пониженной покупательной способностью по сравнению со сданной валютой, т. е, недореализуют всю причитающуюся им покупательную способность перевода [14, с.110].
Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
1) налоги с прибыли фирм-посредников;
2) налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников;
3) личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);
4) капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.
Кроме того, возможны и прямые компенсации за утечку рабочей силы от стран-импортеров рабочей силы [1, с. 16].
4. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны от экспорта рабочей силы. Прежде всего, это налоги от фирм-посредников по трудоустройству. В ряде стран эмигранты вносят прямые платежи в государственный бюджет в виде налогов, если такое оговорено в законодательстве или межправительственном соглашении. В Турции, например, молодые эмигранты вносят в госбюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы.
5. Международные организации активно подключаются к научно-практической разработке и реализации многих проблем стран-экспортеров. Так, в рамках ЕС рассматривалась возможность создания фонда со странами Магриба с целью предотвращения массового выезда из этого региона. Из этого фонда должны были финансироваться программы по реализации совместных проектов с целью создания новых рабочих мест, организации сети курсов переквалификации с использованием накопленного европейскими странами опыта, улучшение системы образования и определенных отчислений на помощь наименее защищенным слоям общества и сохранение, таким образом, социальной стабильности [8, с. 34].
В ряде стран эмиграция позволяет исправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.
Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на возможные негативные последствия экспорта рабочей силы («утечка умов» и др.), страны, экспортирующие рабочую силу и имеющие за счет этого существенные денежные переводы из-за рубежа, не собираются отказываться от практики трудовой миграции. А огромный опыт, накопленный ими в течение десятилетий, и стабильные связи между традиционными партнерами служат гарантией того, что сотрудничество в этой области будет продолжаться и дальше.
Импорт рабочей силы производит многостороннее воздействие на экономику принимающих стран, использующих ее как фактор развития своих производительных сил. Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
Информация о работе Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики